Финансовый мониторинг: определение, функции, цели, особенности

Какие последствия могу быть

Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:

  • приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
  • отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
  • не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
  • не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
  • удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.

Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.

В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.

Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.

Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб. По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению). Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки. В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности. Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.

Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.

Как защищать свои интересы

Пока собирают сведения о сделках и передают их в финмониторинг никакие права не нарушаются. В самом законе сказано, что такая деятельность не влечет даже нарушения правил о сборе и хранении персональных данных.

Однако, если финансовый отчет об имуществе и доходах заинтересует финн.разведку, тогда возможны неприятные последствия и разбирательства.

Если это не помогает, то действия госорганов нужно оспаривать в суде.

Очень редко, но бывает, что компанию или гражданина служба мониторинга может ошибочно включить в списки лиц, причастных к терроризму/экстремизму, распространению оружия массового поражения. В таком случае нужно написать обращение в Росмониторинг об исправлении ошибки. А если нет обратной связи – обратиться в суд.

Платить налоги

Рекомендация. Первое правило честного клиента — платить налоги. Налог у ИП или ООО должен быть не меньше 0,9% от оборота по счету. Это минимальное требование. Если оно нарушается, финмониторинг проверяет компанию.

Проблема. Компании открывают счета в нескольких банках, а налоги платят только с одного. Другие банки об этом не знают и начинают сомневаться в честности клиента: деньги на счете есть, а налогов нет.

Еще налогов может быть слишком мало. Обычно это проблема компаний, которые экономят на НДФЛ и страховых взносах. Официально они платят сотрудникам минимальную зарплату, а остальное дают в конвертах. Или вообще зарплату целиком платят в конверте.

Что делать. Если не хотите вызвать подозрения банка, воспользуйтесь советами:

Платить налог в каждом банке, в котором у компании расчетный счет. Когда банки видят налоги, у них нет повода беспокоиться. Если всё же платите налоги только в одном банке, сохраните платежки об оплате. Когда банк задаст вопросы, платежки помогут пройти проверку быстрее.

Платить НФДЛ за перевод физлицу. НДФЛ лучше платить одновременно с платежом, но по закону у предпринимателя есть сутки. Если финмониторинг видит перевод, но не видит налогов, он начинает проверку.

Платить 0,9% от оборота по счету. Чтобы держать эту планку, достаточно платить генеральному директору среднюю зарплату по рынку и оформить всех сотрудников на работу. НДФЛ и страховых взносов с полной зарплаты хватает для 0,9% налогов от оборота.

При расчете налогов ориентируйтесь на налоговую нагрузку своей отрасли. Что такое налоговая нагрузка — это тема отдельной статьи, но по сути, это налог, который государство ждет от компании. Если компания платит меньше этой цифры, налоговая может начать собственную проверку.

Минимальная налоговая нагрузка в 2015 году — 1,4%. Если компания платит меньше 0,9% от оборота по счету, ее ждет проверка финмониторинга и, возможно, налоговой.

Лучше привыкать платить больше 0,9% налогов от оборота. Минимальная планка будет расти.

Организационная структура

Страница-1Динамическая соединительная линия.195Прямоугольник.325Динамическая соединительная линия.292
Круг.43СТАТС-СЕКРЕТАРЬ — ЗАМ.ДИРЕКТОРА Негляд Герман ЮрьевичСТАТС-СЕКРЕТАРЬ- ЗАМ.ДИРЕКТОРАНегляд Герман Юрьевич

Круг.46ЗАМ. ДИРЕКТОРА Корнев Иван АлександровичЗАМ. ДИРЕКТОРАКорнев Иван Александрович
ПрямоугольникПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ) ДИРЕКТОРАПОМОЩНИКИ(СОВЕТНИКИ)ДИРЕКТОРАПрямоугольник.73Управление оценки рисков (УОР)Управление оценки рисков(УОР)Прямоугольник.88Управление развития информационных технологий финансового мон…Управление развития информационных технологий финансового мониторинга(УРИТФМ)Прямоугольник.92Управление эксплуатации информационных систем (УЭИС)Управление эксплуатации информационных систем (УЭИС)Прямоугольник.106Управление по противодействию финансированию терроризма (УПФТ)Управление по противодействию финансированию терроризма (УПФТ)Прямоугольник.109Управление расследований на финансовых рынках (УРФР)Управление расследований на финансовых рынках(УРФР)Прямоугольник.112Управление организации надзорной деятельности (УОНД)Управление организации надзорной деятельности (УОНД)Прямоугольник.114Финансово-экономическое управление (ФЭУ)Финансово-экономическое управление (ФЭУ)Лист.115Управление кадров и противодействия коррупции (УКПК)Управление кадров и противодействия коррупции (УКПК)Прямоугольник.123Управление международных связей (УМС)Управление международных связей(УМС)Прямоугольник.129Управление по противодействию отмыванию доходов (УПОД)Управление по противодействию отмыванию доходов(УПОД)Прямоугольник.132Управление – аппарат директора (УАД)Управление – аппарат директора (УАД)Прямоугольник.137Управление по работе с бюджетной сферой (УРБС)Управление по работе с бюджетной сферой(УРБС)Прямоугольник.140Управление безопасности и защиты информации (УБЗИ)Управление безопасности и защиты информации(УБЗИ)Динамическая соединительная линияДинамическая соединительная линия.145Динамическая соединительная линия.149Динамическая соединительная линия.150Прямоугольник.151Управление координации и взаимодействия (УКВ)Управление координации и взаимодействия(УКВ)Динамическая соединительная линия.153Динамическая соединительная линия.154Динамическая соединительная линия.155Динамическая соединительная линия.190Динамическая соединительная линия.191Динамическая соединительная линия.193Динамическая соединительная линия.194Динамическая соединительная линия.196Динамическая соединительная линия.197Динамическая соединительная линия.198Динамическая соединительная линия.200Динамическая соединительная линия.203Динамическая соединительная линия.204
Круг.53ЗАМ. ДИРЕКТОРА Бобрышева Галина ВладимировнаЗАМ. ДИРЕКТОРАБобрышева ГалинаВладимировна

Круг.59ЗАМ. ДИРЕКТОРА Крылов Олег ВалерьевичЗАМ. ДИРЕКТОРАКрылов Олег Валерьевич

Круг.25ПЕРВЫЙ ЗАМ. ДИРЕКТОРА Короткий Юрий ФёдоровичПЕРВЫЙ ЗАМ. ДИРЕКТОРАКороткий ЮрийФёдорович
Прямоугольник.99Юридическое управление (ЮУ)Юридическое управление (ЮУ)Прямоугольник.102Управление документооборота (УД)Управление документооборота(УД)Динамическая соединительная линия.291Динамическая соединительная линия.295Динамическая соединительная линия.305
Круг.55ЗАМ. ДИРЕКТОРА Глотов Владимир ИвановичЗАМ. ДИРЕКТОРАГлотов ВладимирИванович

КругДИРЕКТОР Чиханчин Юрий АнатольевичДИРЕКТОРЧиханчин ЮрийАнатольевич
Динамическая соединительная линия.320Динамическая соединительная линия.321Динамическая соединительная линия.322Динамическая соединительная линия.323Лист.324Лист.172МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯМЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
Прямоугольник.163МРУ по ЦФОМРУ по ЦФО

Прямоугольник.166МРУ по СЗФОМРУ по СЗФО

Прямоугольник.169МРУ по ПФОМРУ по ПФО

Прямоугольник.168МРУ по СФОМРУ по СФО

Прямоугольник.167МРУ по УФОМРУ по УФО

Прямоугольник.170МРУ по ДФОМРУ по ДФО

Прямоугольник.173МРУ по ЮФОМРУ по ЮФО

Прямоугольник.174МРУ по СКФОМРУ по СКФО

Прямоугольник.171МРУ по РКиСМРУ по РКиС
Обычный.2Лист.329Лист.330Лист.331Лист.332Обычный.333Лист.334Лист.335Лист.336Лист.337Обычный.338Лист.339Лист.340Лист.341Лист.342Обычный.343Лист.344Лист.345Лист.346Лист.347Обычный.348Лист.349Лист.350Лист.351Лист.352Обычный.353Лист.354Лист.355Лист.356Лист.357Обычный.358Лист.359Лист.360Лист.361Лист.362Обычный.363Лист.364Лист.365Лист.366Лист.367Обычный.368Лист.369Лист.370Лист.371Лист.372

Национальная оценка рисков

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.

Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:

  • определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
  • определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
  • формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
  • выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.

Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.

Термины

Национальная система ПОД/ФТ

Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (оценка рисков)

Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий.         

Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза)             

Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД.

Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость)   

Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы.

Риск отмывания денег (риск)               

Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.               

Последствия для финансовой системы и экономики (последствия)

Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.             

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Обязательные требования

Для просмотра списка правовых актов, содержащих обязательные требования по соблюдению законодательства РФ о ПОД/ФТ выберите пункт Обязательные требования в меню РФМ. Личный кабинет.

В результате в правой части окна отобразится список правовых актов, содержащих обязательные требования по соблюдению законодательства РФ о ПОД/ФТ:

При нажатии левой кнопкой мыши по наименованию акта или постановления в столбцах с наименованием/обозначением документа, откроется содержание данного документа (акта или постановления) на официальном сайте Росфинмониторинга.

Для того, чтобы скачать документ или акт нажмите по гиперссылке Скачать документ, расположенное под названием документа или акта:

Откроется стандартное диалоговое окно, требующее выбора места сохранения файла инструкции на локальном диске пользователя.

Руководство

  • В 2001—2007 годах руководителем Службы (ранее — Комитета) являлся Виктор Алексеевич Зубков.
  • 14 сентября 2007 года в связи с назначением В. А. Зубкова председателем Правительства РФ руководителем службы был назначен (до 26 сентября 2007 года в статусе исполняющего обязанности) Олег Александрович Марков, занимавший до этого должность заместителя руководителя Службы.
  • 22 мая 2008 года Распоряжением Правительства от № 725-р руководителем назначен Юрий Анатольевич Чиханчин, занимавший в 2002—2007 годах должность заместителя руководителя Росфинмониторинга (первого заместителя Председателя Комитета по финансовому мониторингу).

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

  1. За сокрытие информации о подозрительных сделках предусмотрен административный штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей для должностных лиц и 200 – 400 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Лицам, приобретающим недвижимость с целью сокрытия нелегального дохода, предусмотрен штраф в 120 тысяч рублей или в сумме дохода за 1-2 года (ст. 174 УК РФ).
  3. За деяния, повлекшие легализацию или сокрытие дохода в крупных размерах, предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет или арест на тот же срок.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.


Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг

Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

  • осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
  • сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
  • отслеживание незаконных операций;
  • учет организаций, которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
  • осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
  • ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
  • сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
  • обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
  • обеспечивает сохранность информации, представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

  • кредитные организации;
  • квалифицированные специалисты, работающие на рынке ценных бумаг;
  • страховые компании и брокеры (кроме услуг медицинского страхования), лизинговые компании;
  • организации, обеспечивающие почтовое сообщение в пределах страны;
  • ломбарды;
  • компании, занимающиеся букмекерскими ставками, лотереями и тотализаторами;
  • компании, специализирующиеся на управлении паевыми, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
  • риэлтерские и другие компании, предлагающие услуги посредничества в сделках купли-продажи недвижимости;
  • микрофинансовые организации.

В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

  • несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
  • требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
  • спешка клиента во время проведения финансовой операции;
  • требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
  • отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
  • клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
  • необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.

Не более 600 тысяч рублей: операции с наличными попали под контроль

Поделиться

Вести.ru, 13.01.2021

https://youtube.com/watch?v=ZlDB-NcF43I

С 11 января 2020 года заработали поправки к так называемому антиотмывочному закону. Его цель – отследить нелегальный перевод безналичных средств в наличные или запутывание схем расчетов.

Теперь под более пристальный контроль попадают операции снятия или зачисления свыше 600 тысяч рублей на счет организации в наличной форме. И как заверили в Росфинмониторинге, речь только о юридических лицах. Граждан эта планка в 600 тысяч не коснется.

«Поправки не касаются снятия физическими лицами наличных в банкоматах, – пояснил статс-секретарь – заместитель директора Росфинмониторинга Герман Негляд. – Переводы между физическими лицами и снятие физическими лицами наличных с банковских счетов закон не затрагивает. По закону оснований для блокирования этих операций, только потому что они попали в этот перечень, нет».

Но при этом Росфинмониторинг будет изучать все почтовые переводы на сумму свыше 100 тысяч рублей.

И самое интересное: под контроль попадают переводы средств на мобильный. Это популярная схема вывода денег. Я перевожу на ваш телефон 100 тысяч рублей, вы перекидываете их на расчетный счет и снимаете через банкомат. Дальше следы этих денег теряются. Но теперь и об этом тоже узнает Росфинмониторинг.

Тенденция понятна. Чем меньше наличных, тем меньше серых схем.

А что с недвижимостью? Там суммы исчисляются миллионами рублей.

Теперь под обязательный контроль попадают сделки с недвижимостью, если сумма равна или превышает 3 миллиона рублей

Причем, неважно как происходит оплата – наличными или через банковский счет

«Если служба финансового мониторинга увидит, что сделка носит сомнительный характер, например, оплата недвижимости, жилья, будет на сумму намного меньшую, чем такое жилье или объект недвижимости стоит реально на рынке

Это может привлечь внимание службы, и дальше могут быть разбирательства, почему, какая сделка состоялась», – пообещал председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков

«Любые сделки с недвижимостью, это и аренда, и залог, все это будет подлежать учету Росфинмониторинга. Будет проверяться чистота сделки, будет проверяться легальность доходов покупателя, – поясняет президент Российской гильдии риелторов Игорь Горский. – Происхождение денег должно быть либо задекларировано, либо должна быть понятна сама суть происхождения денег. Предмет проверки будет состоять в сопоставлении договора купли-продажи и уплаченной суммы. Они должны быть равными».

В Росфинмониторинге подчеркивают: законопослушным гражданами или компаниями опасаться нечего. Перевод или банковский счет могут быть заблокированы, только если операция, по результатам проверки, будет признана подозрительной.

Посмотрим, как это будет работать на практике.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Документы ФАТФ

Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.

Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:

  • определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
  • преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
  • применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
  • устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
  • укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
  • обеспечивать международное сотрудничество.

Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.

Переводы руководящих документов ФАТФ:

40 Рекомендаций ФАТФ  (2012 г.)

Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ (2013 г.)

Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018 г.)

Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:

Руководство ФАТФ Корреспондентские банковские отношения (2016 г.) 

Руководство ФАТФ Криминализация финансирования терроризма, (рекомендация 5) (2016г.)

Руководство ФАТФ Услуги по переводу денежных средств и ценностей (2016 г.)

Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ (2015 г.)

Руководство ФАТФ Виртуальные валюты (2015 г.)

Руководство ФАТФ Эффективная надзорная правоприменительная деятельность органов, осуществляющих надзор за финансовым сектором в целях ПОД/ФТ, и правоохранительных органов (2015 г.)

Риск незаконного использования некоммерческих организаций в террористических целях (2014 г.)

Руководство ФАТФ Для банковского сектора (2014 г.)

Роль систем типа «Хавала» и других провайдеров аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма (2013 г.)

Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) (2013 г.)

Международный передовой опыт — Реализация резолюций СБ ООН по ФРОМУ (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции (2012 г.)

Отчет ФАТФ: Уязвимости специалистов по правовым вопросам с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма (2013 г.)

Отчет ФАТФ «Виртуальные валюты — ключевые определения и риски в сфере ПОД/ФТ» (2013 г.)

Отчет ФАТФ: Отмывание денег и незаконная торговля объектами дикой природы (2020 г.)

Отчет ФАТФ: Финансирование терроризма на этнической или расовой почве (2021 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода для предоплаченных карт, мобильных платежей и онлайн платежей (2013 г.)

Международный передовой опыт — Целевые финансовые санкции, связанные с терроризмом и финансированием терроризма (Рекомендация 6)  (2013 г.)

Руководство ФАТФ Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 22) (2013 г.)

Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне (2013 г.)

Руководство ФАТФ по проведению финансовых расследований (2012 г.)

Руководство по применению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности (2021 г.)

Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики (2020 г.)

Лучшие практики по вопросам бенефициарной собственности юридических лиц (2019 г.)

Руководство по оценке рисков финансирования терроризма (2019 г.)

Сокрытие бенефициарной собственности  (2018 г.)

Профессиональное отмывание денег ( 2018 г.)

Финансовые потоки, связанные с торговлей людьми ( 2018 г.)

Финансирование вербовки в террористических целях ( 2018 г.)

Отмывание денег путем перевозки наличных денежных средств (2015 г.)

Риски и уязвимости отмывания денег/финансирования терроризма, связанные с золотом (2015 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector