Свободная экономическая зона — это… понятие, цели и классификация
Содержание:
- Обыкновенная пиар-кампания
- Успешные мировые проекты особых экономических зон
- Виды свободных экономических зон
- Европа
- Понятие свободной экономической зоны
- Классификация
- Меню категорий
- Список СЭЗ в России
- Преимущества и недостатки СЭЗ
- Льготы в ОЭЗ
- Меню категорий
- Классификация СЭЗ
- Перечень СЭЗ, действующих на территории РФ
- Выводы
Обыкновенная пиар-кампания
Эксперты уверены, что Зеленский внес этот вопрос в список исключительно для того, чтобы в бюллетене было упоминание Донбасса, не касающееся Минских соглашений.
“Вся эта дискуссия нужна для того, чтобы ввести в этот опрос тему Донбасса, но не трогать Минск. Ведь ключевой фактор этого опроса — это то, что никакой юридической силы он не несет. К тому же, даже в рамках одного этого вопроса непонятно до конца, о чем идет речь”, — рассказал Якубин.
Такие вопросы не обсуждаются на подобных платформах. СЭЗ — это тема для большой, долгой дискуссии, а не прописанный на листочке вопрос, который появился в повестке за несколько дней до местных выборов.
К слову, ранее предполагалось, что этот опрос будет репетицией большого референдума, который обещал провести Зеленский. Вопрос о создании СЭЗ в случае, если бы это был все же референдум, противоречил бы Конституции — вопросы о налогообложении не могут быть вынесены на голосование на подобных платформах.
“Вызывает вопросы и концепция власти о том, что, сделав подконтрольную территорию привлекательной экономически, жители “ДНР” захотят вернуться обратно. Это недееспособная теория. Идея о СЭЗ заманчивая, однако о ней нужно говорить в широком контексте… Чтобы ее оживить, нужно иметь хороший политический план реинтеграции. План, а не набор несбыточных фантазий”, — заявил Менендес.
Успешные мировые проекты особых экономических зон
Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.
К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.
Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:
Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.
Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.
Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.
Виды свободных экономических зон
Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:
- территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
- функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.
По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:
- на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
- налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
- финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
- административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.
Европа
(Член Европейского Союза )
- Линц (порт на реке Дунай )
- Вена (порт на реке Дунай )
(Член Европейского Союза )
- Риека , 1723 г.
- Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)
(Член Европейского Союза )
Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген
Финляндия
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
- Фрипорт Ханко ( Хангон Вапаасатама )
(Член Европейского Союза )
Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )
Германия
(член Европейского Союза )
- Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
- Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
- Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
- Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
- Speicherstadt , Гамбург
(Часть Соединенного Королевства)
Порт Гибралтара
Греция
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Эвроса (Дебзос)
- Свободная зона Ираклиона
- Свободная зона Пирей
- Свободная зона Салоников
(Член Европейского Союза )
- Порт Корк Свободный порт
- Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)
Италия
(член Европейского Союза )
- Валле-д’Аоста
- Кампионе д’Италия
- Ливиньо
- Ливорно , 1675–1860 гг.
- Порт Триеста
- Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )
(Член Европейского Союза )
- Свободный порт Риги
- Свободный порт Вентспилс
Литва
- Акменская свободная экономическая зона
- Каунасская свободная экономическая зона
- Кедайняйская свободная экономическая зона
- Клайпедская свободная экономическая зона
- Свободная экономическая зона Мариямполе
- Паневежская свободная экономическая зона
- Шяуляйская свободная экономическая зона
(член Европейского Союза )
Мальта Фрипорт
Португалия
(член Европейского Союза )
- Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
- Свободная индустриальная зона Канисал
- Международный бизнес-центр Мадейры
- Международный судовой регистр Мадейры
(член Европейского Союза )
Порт Констанца , январь 2007 г.
Сербия
По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:
- Свободная зона Апатин
- Свободная зона FAS — Крагуевац
- Свободная зона Крушевац
- Свободная зона Ниш — Юг
- Свободная зона Нови-Сад
- Свободная зона Пирот
- Свободная зона Прибой
- Свободная зона Шабац
- Свободная зона Смедерево
- Свободная зона Суботица
- Free Zone Svilajnac
- Свободная зона Ужице
- Свободная зона Вранье
- Свободная зона Зренянин
Испания
(член Европейского Союза )
- Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
- Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
- Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
- Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
- Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
- ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)
Швеция
(член Европейского Союза )
- Свободный порт Марстранд , 18 век
- Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
- Стокгольм фрихамн, 1919–1995
- Фрихамнен, Гетеборг, 1922-
Швейцария
- Женевский фрипорт, Ла Прайль, Женева
-
Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
- Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
- PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
- SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве
(член Европейского Союза)
- Свободная зона Лимассола
- Свободная зона Ларнаки
Украина
- Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
- 1819–1858
- Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.
Объединенное Королевство
- Свободная зона Ливерпуля
- Свободная зона аэропорта Прествик
- Свободная зона Саутгемптона
- Свободная зона Тилбери
- Свободная зона порта Ширнесс
- Свободная зона Тиссайд
Понятие свободной экономической зоны
Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.
Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.
СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей
Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.
Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.
Цели создания СЭЗ
Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.
Цели создания свободных экономических зон:
- привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
- обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
- развитие регионов, городов и связей между ними;
- развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
- наращивание экспортных мощностей;
- увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
- импортозамещение;
- апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.
Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.
Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:
- минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
- снятие административных барьеров;
- выход на новые рынки;
- возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
- возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.
Льготы в особых экономических зонах
СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:
- более выгодная налоговая ставка;
- освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
- снижение или снятие таможенных платежей;
- упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
- готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
- упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).
Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.
ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции
Классификация
Особые экономические зоны в нашей стране можно классифицировать по нескольким признакам — по степени организации, виду деятельности, степени вовлечения в экономику страны, на территории которой они находятся, системе предоставляемых преференций.
По видам деятельности выделяют такие особые экономические зоны:
- Торговые зоны. Это зоны, которые находятся фактически за пределами таможенной территории данного государства. При этом внутри осуществляются всевозможные действия по комплектованию производимых продуктов, их непосредственная подготовка для последующей продажи. Например, это может быть маркировка, упаковка, контроль за качеством. Такие зоны отличаются от других достаточно быстрой окупаемостью, поэтому весьма популярны среди инвесторов. К таким зонам относят: портовые особые экономические зоны в России, свободные города, зоны свободной торговли, также свободные таможенные зоны и, наконец, магазины, работающие по системе Duty Free.
- Промышленно-производственные зоны. В таких зонах налаживают производство определенного вида продукции, а льготы инвесторам предоставляются только частично. Обычно они служат для импортозамещения или экспортного ориентирования. К ним относят зоны, попадающие под влияние одной компании или отрасли, промышленные парки и производственно-экспортные зоны.
- Технико-внедренческие особые экономические зоны в России официально выводят за пределы таможенных территорий. При этом на них размещают проектные, научно-исследовательские и конструкторские бюро. Они непосредственно нацелены на получение новых разработок и их коммерциализацию. К ним относят технополисы и технопарки. Также существуют сервисные зоны, в которых особые льготные режимы действуют для отдельных фирм, которые задействованы в оказании как финансовых, так и нефинансовых услуг. В данном случае бывают зоны свободных финансовых, банковских, страховых и туристско-рекреационных услуг. Отдельно выделяют офшорные зоны. Также к этому же виду особых экономических зон в России относят комплексные зоны, в которых льготный режим распространяется на определенные административные районы. Например, свободные экономические зоны, а также особые экономические зоны.
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Что такое моногород?
- Полный перечень моногородов РФ январь 2020
- Единый перечень мер поддержки моногородов
- Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
- Реестр резидентов ТОСЭР моногородов Татарстана
- Сети и коммуникации инвестору — за бюджетный счет
- Сравнение налоговых льгот и условий ТОСЭР моногородов
- Где инвестору разместить производство? Как влияют преференции ОЭЗ, ТОСЭР, промпарка на экономику преокта?
- Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ или ТОСЭР
- Льготы резидентам ТОСЭР моногородов
- Субсидии из федерального бюджета на инфраструктуру ТОСЭР
- Конкуренция и партнерство в развитии ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальных парков Татарстана
- Правила создания ТОСЭР в моногородах
- Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ
- ПОЛНЫЙ СПИСОК ТОСЭР
- Требования к резидентам ТОСЭР моногородов с мая 2017 года
- Сколько осталось месяцев активного входа (с максимальным набором льгот) в ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях
- Требования к резидентам ТОР моногородов до мая 2017
- О защите прав резидентов ТОСЭР
- Порядок рассмотрения заявок резидентов ТОСЭР
- Улучшение процедуры входа резидента в ТОСЭР
- Как влияет создание промышленной территории на уровень жизни населения?
- Реестр (полный) резидентов ТОСЭР моногородов
- Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
- Сборники лучших муниципальных практик
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Список СЭЗ в России
Сейчас в России насчитывается больше двух десятков работающих технопарков, производств, курортов и портов.
Промышленно-производственные, ППТ:
- «Липецк»;
- «Калуга»
- «Моглино»;
- «Алабуга»;
- «Узловая»;
- «Тольятти»;
- «Титановая долина»;
- «Лотос».
Технико-внедренческие, ТВТ:
- «Технополис Москва»;
- «Исток»;
- «Иннополис»
- «Санкт-Петербург»;
- «Дубна»;
- «Томск».
Туристско-рекреационные, ТРТ:
- «Завидово»;
- «Бирюзовая Катунь»;
- «Ворота Байкала»;
- «Байкальская гавань»;
- «Курорты Северного Кавказа».
Прочие:
- ТОСЭР «Хабаровск»;
- ПТ «Мурманск»;
- ПТ «Советская гавань»;
- «Ступино Квадрат».
В Крыму с 2014 года также формально создана ОЭЗ. Интересно, что она появилась дважды: в России (которая включила территорию в свой состав по итогам референдума) и на Украине (которая считает полуостров аннексированным). Со стороны России для инвесторов предусматривается льготное налогообложение в ближайшие 25 лет, со стороны Украины — отсутствие общегосударственных налогов и сборов. Сложная политическая обстановка мешает нормальному развитию полуострова, отталкивает инвесторов и фактически делает статус ОЭЗ бесполезным. Крупный бизнес, отечественный и зарубежный, не рискует вкладывать деньги в спорную территорию, не желая оказаться под санкциями международного сообщества.
Преимущества и недостатки СЭЗ
Зоны свободной экономической торговли создают преимущества их участникам и стране в целом. Но несмотря на положительную динамику в хозяйственных процессах, есть здесь свои недостатки. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы особых условий.
Плюсы:
- оживление внешнеэкономической деятельности наряду с формированием выгодных условий хозяйствования в регионе;
- уменьшение потребности в кредитных ресурсах благодаря притоку дополнительных прямых иностранных инвестиций;
- сокращение валютных расходов вследствие удовлетворения потребностей рынка импортозамещающими товарами;
- модернизация национальной модели экономики и внедрение высоких технологий и научных достижений в производственный процесс;
- обучающее влияние зарубежного опыта;
- более высокие результаты резидентов относительно остальных участников экономики;
- налоговые льготы и преференции для резидентов СЭЗ;
- зона свободной торговли имеет более высокую норму прибыли;
- сокращение сроков окупаемости капитальных вложений;
- улучшение делового климата.
Минусы:
- Показатели средней заработной платы здесь незначительно отличаются от размера оплаты труда в остальной части экономики, несмотря на повышенную конкурентоспособность.
- Их создание не привело к формированию новых секторов экономики.
- Разные уровни интеграции с отечественной экономикой.
- Эффект от финансовых вливаний достигается через несколько лет.
- Не исключено падение местного производства и снижение активности местных производителей из-за попадания в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал).
Льготы в ОЭЗ
Как уже отмечалось, инвесторам и бизнесменам положены льготы и привилегии. На деле, в каждой конкретной зоне льготы варьируются, но некоторые основные моменты встречаются в большинстве из них.
При получении статуса резидента можно рассчитывать на:
- беспошлинный импорт оборудования и запчастей для производства;
- снижение или полное отсутствие налоговых ставок в первые годы деятельности;
- снятие ограничения на владение производственным фондом (для иностранных инвесторов);
- низкие стандарты на организацию рабочих мест и начисление зарплаты;
- минимальные цены на покупку или аренду объектов инфраструктуры;
- субсидии на использование природных ресурсов и коммунальные платежи;
- низкие стандарты экологической безопасности и охраны труда;
- отсутствие профсоюзов;
- свободный доступ к внутреннему и внешнему рынку сбыта;
- ускоренное получение необходимых разрешений.
Это далеко не весь список преференций, но даже эта малая часть дает огромный толчок развитию экономики региона.
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Вопросы и ответы по налоговым и таможенным льготам резидентам ОЭЗ
- Льготы и преференции резидентам ОЭЗ
- Налоговые льготы резидентов СЭЗ Республики Крым
- Налоговые льготы специфичные по типам ОЭЗ
- ОЭЗ ППТ «Доброград-1» Владимирская область
- ОЭЗ Татарстана Иннополис Алабуга
- Общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы
- Отчет счетной палаты ОЭЗ апрель 2020
- Отчет счетной палаты технопарки март 2021
- Таможенные льготы резидентам ОЭЗ
- Льготы резидентам ОЭЗ
- Стать резидентом ОЭЗ
- Создание региональных особых экономических зон (ОЭЗ РУ)
- Статус резидента ОЭЗ «Иннополис»
- Статус резидента ОЭЗ Алабуга
- Вопросы и ответы по законодательству ОЭЗ
- Льготы резидентам ОЭЗ ППТ Алга Башкортостан
- На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- ОЭЗ Калининградская область
- ОЭЗ ППТ АлмА особая экономическая зона промышленно-производственного типа «АлмА»
- Особые экономические зоны виды
- Полный список ОЭЗ, ТОР, ТОСЭР
- Процедура входа в ОЭЗ ППТ Алабуга ОЭЗ ТВТ Иннполис
- Реестр особых экономических зон ОЭЗ, свободных экономических зон (СЭЗ) в России. Обновляемый полный реестр СЭЗ, ОЭЗ России
- СЭЗ Крым и город Севастополь
- Таможенные льготы ОЭЗ
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Классификация СЭЗ
Выделяют несколько основных характеристик фри зоны (ЗСТ), относящихся к их различным характеристикам:
- Географическая форма.
- Тип бизнеса.
- Промышленная специализация (услуги, технологии, логистика, строительство, сборка и т. д.).
Режим фри зоны пытается обеспечить благоприятные условия, которые снижают издержки деловых операций, способствуют инвестициям, содействуют торговле, стимулируют создание рабочих мест и помогают внедрить определенные экономические реформы.
Фри зоны в основном располагаются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ — районов с множеством географических преимуществ для торговли.
Фри зоны обычно делятся на четыре категории:
Зоны свободной торговли
Обычно располагаются рядом с морскими портами или аэропортами, в основном предлагают освобождение от национальных импортных и экспортных пошлин на реэкспортируемые товары. Местные услуги выигрывают, пусть и незначительно, в виде добавленной стоимости к продаваемым товарам.
Особые экономические зоны
Применяют многоотраслевой подход к развитию и ориентированы как на внутренний, так и на внешние рынки. Они предлагают множество стимулов, включая инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы, более простые административные процедуры.
Промышленные зоны
Ориентированы на конкретные виды экономической деятельности, такие как медиа или текстильная промышленность, с соответствующей адаптацией инфраструктуры.
Перечень СЭЗ, действующих на территории РФ
Промышленно-производственные особые экономические зоны
ОЭЗ «Алабуга» Республика Татарстан | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 784 |
ОЭЗ «Калуга» Калужская область | Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1450 |
ОЭЗ «Липецк» Липецкая область | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 782 |
ОЭЗ «Лотос» Астраханская область | Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 № 1214 |
ОЭЗ «Моглино» Псковская область | Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 № 729 |
ОЭЗ «Орел» Орловская область | Постановление Правительства РФ от 24.09.2019 № 1241 |
ОЭЗ «Ступино Квадрат» Московская область | Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 № 826 |
ОЭЗ «Титановая долина» Свердловская область | Постановление Правительства РФ от 16.12.2010 № 1032 |
ОЭЗ «Тольятти» Самарская область | Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 621 |
ОЭЗ «Узловая» Тульская область | Постановление Правительства РФ от 14.04.2016 № 302 |
ОЭЗ «Центр» Воронежская область | Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1774 |
ОЭЗ «Кашира» Московская область | Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1414 |
ОЭЗ «Грозный» Чеченская Республика | Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1809 |
ОЭЗ «Кулибин» Нижегородская область | Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 724 |
ОЭЗ «Алга» Республика Башкортостан | Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 № 764 |
Технико-внедренческие особые экономические зоны
ОЭЗ «Дубна» Московская область | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 781 |
ОЭЗ «Иннополис» Республика Татарстан | Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1131 |
ОЭЗ «Исток» Московская область | Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1538 |
ОЭЗ «Санкт-Петербург» город Санкт-Петербург | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 |
ОЭЗ «Технополис «Москва» город Москва | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 779 |
ОЭЗ «Томск» город Томск | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 |
ОЭЗ «Саратов» Саратовская область | Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 № 763 |
Туристско-рекреационные особые экономические зоны
ОЭЗ «Байкальская гавань» Республика Бурятия | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 68 |
ОЭЗ «Бирюзовая катунь» Алтайский край | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 |
ОЭЗ «Ворота Байкала» Иркутская область | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 72 |
ОЭЗ «Завидово» Тверская область | Постановление Правительства РФ от 20.04.2015 № 372 |
Северокавказский туристический кластер: Северокавказский туристический кластер «Курорты Северного Кавказа», ОЭЗ «Архыз», Карачаево-Черкесская Республика, ОЭЗ «Эльбрус», Кабардино-Балкарская Республика | Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 |
Каспийский прибрежный кластер Республика Дагестан, ОЭЗ «Матлас» Республика Дагестан, ОЭЗ «Армхи» Республика Ингушетия, ОЭЗ «Цори» Республика Ингушетия | Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1195 |
ОЭЗ «Ведучи» Чеченская Республика | Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 865 |
ОЭЗ «Мамисон» Республика Северная Осетия — Алания | Постановление Правительства РФ от 25.09.2019 N 1248 |
Портовые особые экономические зоны
ОЭЗ «Ульяновск» Ульяновская область Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1163 | Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1163 |
Особые экономические зоны, действующие на основании отдельных федеральных законов
Особая экономическая зона в Магаданской области | Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ |
Особая экономическая зона в Калининградской области | Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ |
Свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя | Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ |
Выводы
-
закупающим сырье за рубежом;
-
закупающим за рубежом оборудование;
-
реализующим произведенную продукцию на экспорт.
В то же время, бизнес, ориентированный на внутренний рынок, с экспортом/импортом никак не связанный, получает основные налоговые выгоды за счет снижения налога на прибыль и налога на имущество, которые имеют существенные ограничения по времени действия.
Таким образом, перевод бизнеса в ОЭЗ выгоден не для всех, не взвесив тщательно все перечисленные в настоящей статье факторы, можно столкнуться с ситуацией, когда расходы по такому переводу могут превысить выгоды, предоставляемые ОЭЗ.