Госдолг россии в 2021 году. что такое внутренний и внешний государственный долг
Содержание:
- Государственный внешний долг
- История государственного долга РФ
- Динамика внешнего долга
- Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
- Статистика по странам
- Почему растет госдолг?
- Бюджетирование государственного долга.
- Что такое внешний долг и что он в себя включает
- График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
- Оценка должников
- Кому и сколько должны мы
- Другие бюджетные показатели в России
- Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Государственный внешний долг
Государственный долг России (млрд. долл.)
Общая сумма современного внешнего государственного долга России представлена c 1991 по 2018 год.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
---|---|
1991, 25 декабря | 67,8 |
1997, 31 декабря | ▲123,5 |
2000, 1 января | ▲158,7 |
2001, 1 января | ▼143,7 |
2002, 1 января | ▼133,5 |
2003, 1 января | ▼125,7 |
2004, 1 января | ▼121,7 |
2005, 1 января | ▼114,1 |
2006, 1 января | ▼ 76,5 |
2007, 1 января | ▼ 52,0 |
2008, 1 января | ▼ 44,9 |
2009, 1 января | ▼ 40,6 |
2010, 1 января | ▼ 37,6 |
2011, 1 ноября | ▼ 36,0 |
2012, 1 января | ▼ 34,7 |
2013, 1 января | ▲ 54,4 |
2014, 1 января | ▼ 61,7 |
2015, 1 января | ▼ 54,4 |
2015, 1 декабря | ▼ 50 |
2016, 1 января | ▼ 50 |
2016, 1 декабря | ▲ 51,2 |
2017, 1 января | 51,2 |
2017, 1 декабря | 51,2 |
2018, 1 января | ▼ 49,8 |
2018, 1 декабря | ▼ 47,1 |
2019, 1 июня | ▲ 51,3 |
Вместе с уменьшением внешнего долга России происходил рост внутреннего долга. По данным Минфина, к года внутренний долг составил 9 094,74 млрд рублей, что по курсу Центробанка России эквивалентно 138,65 млрд долларов США.
Структура государственного внешнего долга
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Эквивалент, млн. евро |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) | ▲ 51 475,7 | ▼ 45 866,2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба | ▼ 664,3 | ▼ 591,9 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — бывшими странами СЭВ | ▼ 399,9 | ▼ 356,3 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | ▼ 870,0 | ▼ 775,2 |
Задолженность по внешним облигационным займам | ▲ 37 659,7 | ▼ 33 555,8 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | ▼ 5,3 | ▼ 4,8 |
Прочая задолженность | ▲20,6 | ▼18,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | ▼11 855,9 | ▼10 563,9 |
возможны неточности из-за округления
Оценки состояния государственного долга
После кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На года — 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. Государственный внешний долг России остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.
«Это приятная, хорошая информация: впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объёме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств в Фонде национального благосостояния», — заявил Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию года.
История государственного долга РФ
Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.
В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:
После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.
Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.
Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.
В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.
Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.
Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.
Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.
Динамика внешнего долга
Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.
ОГУ | ОДКР | Банки | Проч. | Всего | ЗВР | |
---|---|---|---|---|---|---|
01.01.1994 | 111,8 | 3,9 | 1,3 | 0,8 | 117,9 | 7,6 |
01.01.1995 | 118,5 | 4,7 | 2,3 | 1,2 | 126,7 | 6,5 |
01.01.1996 | 114,8 | 10,3 | 4,7 | 2,9 | 132,7 | 17,2 |
01.01.1997 | 125,8 | 12,9 | 8,7 | 5,5 | 153,0 | 15,3 |
01.01.1998 | 136,4 | 13,5 | 18,2 | 14,8 | 182,8 | 17,7 |
01.01.1999 | 138,9 | 19,5 | 10,0 | 20,0 | 188,4 | 12,2 |
01.01.2000 | 133,2 | 15,7 | 7,7 | 21,5 | 178,2 | 12,4 |
01.01.2001 | 116,7 | 11,9 | 9,0 | 22,4 | 160,0 | 27,9 |
01.01.2002 | 103,0 | 8,1 | 11,3 | 23,9 | 146,3 | 36,6 |
01.01.2003 | 96,8 | 7,5 | 14,2 | 33,8 | 152,3 | 47,7 |
01.01.2004 | 98,2 | 7,8 | 24,9 | 55,1 | 186,0 | 76,9 |
01.01.2005 | 97,1 | 8,2 | 32,3 | 75,7 | 213,4 | 124,5 |
01.04.2005 | 92,7 | 7,8 | 34,4 | 84,4 | 219,4 | 137,3 |
01.07.2005 | 90,9 | 9,0 | 37,6 | 90,3 | 227,9 | 151,5 |
01.10.2005 | 71,8 | 9,2 | 43,3 | 102,3 | 226,8 | 159,5 |
01.01.2006 | 71,1 | 10,9 | 50,1 | 124,9 | 257,1 | 182,2 |
01.04.2006 | 69,5 | 16,5 | 57,2 | 129,9 | 273,2 | 205,8 |
01.07.2006 | 66,4 | 12,4 | 66,7 | 143,2 | 288,8 | 250,5 |
01.10.2006 | 45,3 | 9,0 | 78,4 | 136,4 | 269,3 | 266,1 |
01.01.2007 | 44,7 | 3,9 | 101,1 | 163,3 | 313,1 | 303,7 |
01.04.2007 | 43,3 | 8,7 | 110,8 | 191,9 | 354,9 | 338,8 |
01.07.2007 | 40,7 | 8,1 | 130,9 | 219,2 | 399,1 | 405,8 |
01.10.2007 | 39,6 | 12,8 | 147,6 | 237,6 | 437,8 | 425,3 |
01.01.2008 | 37,3 | 1,9 | 163,6 | 260,9 | 463,9 | 478,7 |
01.04.2008 | 36,8 | 2,5 | 171,4 | 272,1 | 483,0 | 512,5 |
01.07.2008 | 34,6 | 3,2 | 192,8 | 303,6 | 534,4 | 568,9 |
01.10.2008 | 32,5 | 3,3 | 197,8 | 307,0 | 540,8 | 556,8 |
01.01.2009 | 29,4 | 2,7 | 166,2 | 282,0 | 480,5 | 426,2 |
01.04.2009 | 27,3 | 2,4 | 146,4 | 270,0 | 446,3 | 383,8 |
01.07.2009 | 30,0 | 3,9 | 141,6 | 290,3 | 465,9 | 412,5 |
01.10.2009 | 31,1 | 12,2 | 135,8 | 294,6 | 473,9 | 413,3 |
01.01.2010 | 31,3 | 14,6 | 127,2 | 294,0 | 467,2 | 439,4 |
01.04.2010 | 31,3 | 12,2 | 129,0 | 290,8 | 463,3 | 447,4 |
01.07.2010 | 35,4 | 11,9 | 122,1 | 287,9 | 457,4 | 461,2 |
01.10.2010 | 34,8 | 12,2 | 140,0 | 289,5 | 476,6 | 490,0 |
01.01.2011 | 34,5 | 12,0 | 144,2 | 298,1 | 488,9 | 479,3 |
01.04.2011 | 35,3 | 12,4 | 149,1 | 312,6 | 509,6 | 502,4 |
01.07.2011 | 35,1 | 12,7 | 159,0 | 331,9 | 538,8 | 524,5 |
01.10.2011 | 33,3 | 11,8 | 157,3 | 325,2 | 527,7 | 516,8 |
01.01.2012 | 33,2 | 11,2 | 162,8 | 337,8 | 545,1 | 498,6 |
C 2012 года по настоящее время
Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:
Государство | Частн. долг | Общий долг | Междн. рез. | Облиг. США | |
---|---|---|---|---|---|
01.01.12 | 221 595 | 317 290 | 538 884 | 498 649 | 145 672 |
01.04.12 | 230 956 | 326 565 | 557 521 | 513 491 | 155 436 |
01.07.12 | 257 563 | 313 089 | 570 652 | 514 317 | 156 183 |
01.10.12 | 277 197 | 321 729 | 598 927 | 529 893 | 171 147 |
01.01.13 | 298 930 | 337 490 | 636 421 | 537 618 | 164 379 |
01.04.13 | 355 057 | 336 615 | 691 672 | 527 708 | 149 400 |
01.07.13 | 366 124 | 341 640 | 707 764 | 513 772 | 131 599 |
01.10.13 | 371 567 | 344 693 | 716 260 | 522 580 | 149 897 |
01.01.14 | 375 905 | 352 959 | 728 864 | 509 595 | 131 777 |
01.04.14 | 375 558 | 340 334 | 715 892 | 486 131 | 116 395 |
01.07.14 | 379 595 | 353 184 | 732 779 | 478 250 | 114 547 |
01.10.14 | 351 581 | 329 276 | 680 857 | 454 240 | 108 939 |
01.01.15 | 304 892 | 295 009 | 599 901 | 385 460 | 82 208 |
01.04.15 | 278 944 | 278 351 | 557 295 | 356 365 | 66 530 |
01.07.15 | 276 958 | 279 382 | 556 340 | 361 571 | 82 126 |
01.10.15 | 277 537 | 259 352 | 536 890 | 371 267 | 82 014 |
01.01.16 | 268 137 | 250 351 | 518 489 | 368 399 | 96 896 |
01.04.16 | 267 703 | 252 418 | 520 121 | 387 008 | 82 500 |
01.07.16 | 264 392 | 258 623 | 523 015 | 392 757 | 88 219 |
01.10.16 | 262 815 | 255 515 | 518 330 | 397 743 | 74 584 |
01.01.17 | 252 102 | 259 650 | 511 752 | 377 741 | 86 160 |
01.04.17 | 255 103 | 266 492 | 521 595 | 397 907 | 104 896 |
01.07.17 | 254 907 | 272 120 | 527 027 | 412 239 | 103 146 |
01.10.17 | 259 289 | 270 225 | 529 514 | 424 766 | 104 978 |
01.01.18 | 253 655 | 264 559 | 518 213 | 432 742 | 96 898 |
01.04.18 | 255 528 | 264 733 | 520 262 | 457 995 | 48 724 |
01.07.18 | 231 140 | 259 660 | 490 801 | 456 749 | 14 907 |
01.10.18 | 215 609 | 254 916 | 470 525 | 459 163 | 14 629 |
01.01.19 | 207 482 | 247 198 | 454 680 | 468 495 | 13 180 |
01.04.19 | 222 132 | 246 531 | 468 663 | 487 803 | 12 134 |
01.07.19 | 225 455 | 254 392 | 479 847 | 518 363 | 8500 |
01.10.19 | 220 256 | 254 657 | 474 913 | 530 923 | 10 695 |
01.01.20 | 225 404 | 266 014 | 491 418 | 554 359 | 10 510 |
01.04.20 | 205 644 | 252 287 | 457 932 | 563 473 | 6853 |
01.07.20 | 216 068 | 266 728 | 482 795 | 568 872 | 5879 |
01.10.20 | 210 690 | 252 976 | 463 666 | 583 426 | 6155 |
01.01.21 | 595 774 |
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.
Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс
долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.
Статистика по странам
Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.
Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:
Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.
Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: .
Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:
Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: .
А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:
Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека.
Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.
Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран.
Почему растет госдолг?
Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.
Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.
Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.
А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.
В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:
- в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
- в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
- в 2023-м – до 21,4% от ВВП.
Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.
Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.
Бюджетирование государственного долга.
Бюджетирование государственного долга – это формулирование бюджетных оценок для выплаты сборов по обслуживанию долга и выплаты основной суммы.
Традиционный подход к государственному долгу до Второй мировой войны заключался в разделении части доходов от проектов, финансируемых за счет займов, на погашение основной суммы долга. Этот подход был основан на том, что создание долга, как правило, должно сопровождаться средствами его погашения. Проекты, финансируемые за счет долга, подразделялись на
самофинансируемые (с возможностью выплаты процентов)
и
самоликвидирующиеся (с возможностью выплаты процентов и основной суммы долга) в зависимости от их способности приносить доход.
Более того, чтобы облегчить выплаты, часто применялась амортизация, основанная на принципе PAYG (pay-as-you-go), и возобновлялись фонды погашения, которые изначально были созданы для погашения военных долгов. Цель создания отдельных фондов для погашения долга состояла в том, чтобы гарантировать, что они не будут перенаправлены для использования в государственных органах. Ожидалось, что поддержание таких фондов также повысит кредитоспособность и заемную способность правительств. С постепенным ростом государственной задолженности стало ясно, что государственные займы будут финансироваться не за счет доходов от проектов, в которые первоначально были инвестированы средства от займов, а за счет новых заимствований. Соответственно, несколько стран (например, Великобритания и другие страны Содружества) постепенно отказались от фондов погашения. Другой фактор способствовал их неиспользованию: они часто имели жесткие структуры (указанные в законах), регулирующие их инвестиционное поведение, вынуждая правительства брать займы извне, сохраняя при этом остатки денежных средств в фондах погашения. Многие правительства в принципе все еще имеют фонды погашения, но годовые взносы больше не связаны с графиками погашения кредитов. Вместо этого в бюджетной смете указывается символический взнос, а фактические выплаты и проценты указываются отдельно.
Что такое внешний долг и что он в себя включает
Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.
Пополняется бюджет за счет:
- налоговых поступлений;
- ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
- прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
- процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.
Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.
Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.
Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.
Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.
Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.
Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.
График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 264 | 1 697 |
Октябрь 2018 | 521 | 2 147 |
Ноябрь 2018 | 151 | 1 378 |
Декабрь 2018 | 374 | 1 833 |
Январь 2019 | 262 | 1 287 |
Февраль 2019 | 429 | 1 552 |
Март 2019 | 259 | 1 671 |
2 квартал 2019 | 1 044 | 4 614 |
3 квартал 2019 | 931 | 3 902 |
4 квартал 2019 | 993 | 4 430 |
1 квартал 2020 | 925 | 3 845 |
Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.
Оценка должников
Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.
Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.
Кому и сколько должны мы
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.
Другие бюджетные показатели в России
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бюджетные расходы |
авг. 2020 |
322.025 млрд. USD |
284.275 |
Государственный бюджет от ВВП |
2019 |
1.8 % |
2.9 |
Военные расходы |
2018 |
64.193 млрд. USD |
66.527 |
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Австрия |
2019 |
70.4 % |
74 |
Ирландия |
2019 |
58.8 % |
63.6 |
Люксембург |
2019 |
22.1 % |
21 |
Испания |
2019 |
95.5 % |
97.6 |
Исландия |
2019 |
37 % |
37.4 |
Норвегия |
2019 |
40.6 % |
39.4 |
Беларусь |
1 кв./20 |
26.5 % |
27.1 |
Бельгия |
2019 |
98.6 % |
99.8 |
Болгария |
авг. 2020 |
20.7 % |
20.7 |
Хорватия |
2019 |
73.2 % |
74.7 |
Кипр |
2019 |
95.5 % |
101 |
Чехия |
2019 |
30.8 % |
32.6 |
Дания |
2019 |
33.2 % |
33.9 |
Эстония |
2019 |
8.4 % |
8.4 |
Еврозона |
2019 |
84.1 % |
85.8 |
Европейский Союз |
2019 |
79.3 % |
80.4 |
Финляндия |
2019 |
59.4 % |
59.6 |
Франция |
2019 |
98.1 % |
98.1 |
Германия |
2019 |
59.8 % |
61.9 |
Греция |
2019 |
177 % |
181 |
Венгрия |
2019 |
66.3 % |
70.2 |
Италия |
2019 |
135 % |
135 |
Латвия |
2019 |
36.9 % |
37.2 |
Литва |
2019 |
36.3 % |
33.8 |
Македония |
2018 |
40.7 % |
39.5 |
Мальта |
2019 |
43.1 % |
45.6 |
Молдова |
2018 |
27.4 % |
28.9 |
Черногория |
2018 |
62.27 % |
62.5 |
Нидерланды |
2019 |
48.6 % |
52.4 |
Польша |
2019 |
46 % |
48.8 |
Португалия |
2019 |
117 % |
122 |
Румыния |
2019 |
35.2 % |
34.7 |
Россия |
2018 |
12.2 % |
13.5 |
Сербия |
2019 |
52 % |
53.7 |
Словакия |
2019 |
48 % |
49.4 |
Словения |
2019 |
66.1 % |
70.4 |
Швеция |
2019 |
35.1 % |
38.8 |
Швейцария |
2019 |
41 % |
41 |
Турция |
2019 |
33.1 % |
30.4 |
Украина |
2019 |
50.3 % |
60.9 |
Великобритания |
2019 |
80.7 % |
82.4 |
Албания |
2019 |
65.9 % |
67.9 |
Босния и Герцеговина |
2018 |
24.8 % |
26 |
Республика Косово |
2018 |
17.12 % |
16.22 |
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.
Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс
долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.