Госдолг россии в 2021 году. что такое внутренний и внешний государственный долг

Государственный внешний долг

Государственный долг России (млрд. долл.)

Общая сумма современного внешнего государственного долга России представлена c 1991 по 2018 год.

Дата Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря 67,8
1997, 31 декабря ▲123,5
2000, 1 января ▲158,7
2001, 1 января ▼143,7
2002, 1 января ▼133,5
2003, 1 января ▼125,7
2004, 1 января ▼121,7
2005, 1 января ▼114,1
2006, 1 января ▼ 76,5
2007, 1 января ▼ 52,0
2008, 1 января ▼ 44,9
2009, 1 января ▼ 40,6
2010, 1 января ▼ 37,6
2011, 1 ноября ▼ 36,0
2012, 1 января ▼ 34,7
2013, 1 января ▲ 54,4
2014, 1 января ▼ 61,7
2015, 1 января ▼ 54,4
2015, 1 декабря ▼ 50
2016, 1 января ▼ 50
2016, 1 декабря ▲ 51,2
2017, 1 января 51,2
2017, 1 декабря 51,2
2018, 1 января ▼ 49,8
2018, 1 декабря ▼ 47,1
2019, 1 июня ▲ 51,3

Вместе с уменьшением внешнего долга России происходил рост внутреннего долга. По данным Минфина, к года внутренний долг составил 9 094,74 млрд рублей, что по курсу Центробанка России эквивалентно 138,65 млрд долларов США.

Структура государственного внешнего долга

Наименование Сумма, млн. долларов США Эквивалент, млн. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) ▲ 51 475,7 ▼ 45 866,2
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба ▼ 664,3 ▼ 591,9
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — бывшими странами СЭВ ▼ 399,9 ▼ 356,3
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами ▼ 870,0 ▼ 775,2
Задолженность по внешним облигационным займам ▲ 37 659,7 ▼ 33 555,8
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) ▼ 5,3 ▼ 4,8
Прочая задолженность ▲20,6 ▼18,3
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте ▼11 855,9 ▼10 563,9

возможны неточности из-за округления

Оценки состояния государственного долга

После кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На года — 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. Государственный внешний долг России остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.

«Это приятная, хорошая информация: впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объёме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств в Фонде национального благосостояния», — заявил Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию года.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7
1.04.2017 45,8
1.04.2016 32
1.04.2015 33,5
1.04.2014 53,6
1.04.2013 57,4
1.04.2012 36,3
1.04.2011 35,3
1.04.2010 31,3
1.04.2009 31,1
1.04.2008 36,8
1.04.2007 43,3
1.04.2006 69,5

Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.

Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс

долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.

Статистика по странам

Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.

Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:

Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.

Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: .

Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:

Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: .

А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:

Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека.

Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.

Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран.

Почему растет госдолг?

Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.

Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.

Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.

А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.

В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:

  • в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
  • в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
  • в 2023-м – до 21,4% от ВВП.

Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.

Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.

Бюджетирование государственного долга.

Бюджетирование государственного долга – это формулирование бюджетных оценок для выплаты сборов по обслуживанию долга и выплаты основной суммы.

Традиционный подход к государственному долгу до Второй мировой войны заключался в разделении части доходов от проектов, финансируемых за счет займов, на погашение основной суммы долга. Этот подход был основан на том, что создание долга, как правило, должно сопровождаться средствами его погашения. Проекты, финансируемые за счет долга, подразделялись на

самофинансируемые (с возможностью выплаты процентов)

и

самоликвидирующиеся (с возможностью выплаты процентов и основной суммы долга) в зависимости от их способности приносить доход.

Более того, чтобы облегчить выплаты, часто применялась амортизация, основанная на принципе PAYG (pay-as-you-go), и возобновлялись фонды погашения, которые изначально были созданы для погашения военных долгов. Цель создания отдельных фондов для погашения долга состояла в том, чтобы гарантировать, что они не будут перенаправлены для использования в государственных органах. Ожидалось, что поддержание таких фондов также повысит кредитоспособность и заемную способность правительств. С постепенным ростом государственной задолженности стало ясно, что государственные займы будут финансироваться не за счет доходов от проектов, в которые первоначально были инвестированы средства от займов, а за счет новых заимствований. Соответственно, несколько стран (например, Великобритания и другие страны Содружества) постепенно отказались от фондов погашения. Другой фактор способствовал их неиспользованию: они часто имели жесткие структуры (указанные в законах), регулирующие их инвестиционное поведение, вынуждая правительства брать займы извне, сохраняя при этом остатки денежных средств в фондах погашения. Многие правительства в принципе все еще имеют фонды погашения, но годовые взносы больше не связаны с графиками погашения кредитов. Вместо этого в бюджетной смете указывается символический взнос, а фактические выплаты и проценты указываются отдельно.

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),

«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Другие бюджетные показатели в России

Индикатор Период Факт. значение Пред. значение

Бюджетные расходы

авг. 2020 322.025
млрд. USD
284.275

Государственный бюджет от ВВП

2019 1.8
%
2.9

Военные расходы

2018 64.193
млрд. USD
66.527
Страна Период Факт. значение Пред. значение

Австрия

2019 70.4
%
74

Ирландия

2019 58.8
%
63.6

Люксембург

2019 22.1
%
21

Испания

2019 95.5
%
97.6

Исландия

2019 37
%
37.4

Норвегия

2019 40.6
%
39.4

Беларусь

1 кв./20 26.5
%
27.1

Бельгия

2019 98.6
%
99.8

Болгария

авг. 2020 20.7
%
20.7

Хорватия

2019 73.2
%
74.7

Кипр

2019 95.5
%
101

Чехия

2019 30.8
%
32.6

Дания

2019 33.2
%
33.9

Эстония

2019 8.4
%
8.4

Еврозона

2019 84.1
%
85.8

Европейский Союз

2019 79.3
%
80.4

Финляндия

2019 59.4
%
59.6

Франция

2019 98.1
%
98.1

Германия

2019 59.8
%
61.9

Греция

2019 177
%
181

Венгрия

2019 66.3
%
70.2

Италия

2019 135
%
135

Латвия

2019 36.9
%
37.2

Литва

2019 36.3
%
33.8

Македония

2018 40.7
%
39.5

Мальта

2019 43.1
%
45.6

Молдова

2018 27.4
%
28.9

Черногория

2018 62.27
%
62.5

Нидерланды

2019 48.6
%
52.4

Польша

2019 46
%
48.8

Португалия

2019 117
%
122

Румыния

2019 35.2
%
34.7

Россия

2018 12.2
%
13.5

Сербия

2019 52
%
53.7

Словакия

2019 48
%
49.4

Словения

2019 66.1
%
70.4

Швеция

2019 35.1
%
38.8

Швейцария

2019 41
%
41

Турция

2019 33.1
%
30.4

Украина

2019 50.3
%
60.9

Великобритания

2019 80.7
%
82.4

Албания

2019 65.9
%
67.9

Босния и Герцеговина

2018 24.8
%
26

Республика Косово

2018 17.12
%
16.22

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7
1.04.2017 45,8
1.04.2016 32
1.04.2015 33,5
1.04.2014 53,6
1.04.2013 57,4
1.04.2012 36,3
1.04.2011 35,3
1.04.2010 31,3
1.04.2009 31,1
1.04.2008 36,8
1.04.2007 43,3
1.04.2006 69,5

Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.

Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс

долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector