Конец советской эпохи: как распался ссср

Ночь на доработку договора

Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.

Михаил Горбачев с семьей в сопровождении охраны по прилету в Москву из Крыма после провала путча ГКЧП 22 августа 1991 года

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.

2.2 Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ — это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники — самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:

1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.

2. Гарантия свобод и прав человека.

3. Взаимопомощь в правовом аспекте.

4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.

5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.

6. Мирное решение конфликтов.

Совместная деятельность стран-участников СНГ:

1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.

2. Развитие связи и транспорта.

3. Гарантия прав и свобод граждан.

4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.

5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.

6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.

7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Экономика

В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.

В 2009 году было подписано новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Изначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года ратификацию также завершили Казахстан, Армения и Молдова. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.

Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.

Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.

Экономические данные

Данные взяты из  Статистического управления ООН и Всемирного банка .
Страна Население (2018) ВВП (долл. США) Рост ВВП (2012 г.) ВВП на душу населения Индекс человеческого развития (2017)
2007 г. 2012 г. 2007 г. 2012 г.
Беларусь 9 452 617 45 275 738 770 65 685 000 000 4,3% 4 656 6 940 0,808
Казахстан 18 319 618 104 849 915 344 196 642 000 000 5,2% 6 805 11 700 0,800
Кыргызстан 6 304 030 3 802 570 572 6,197,000,000 0,8% 711 1,100 0,664
Россия 145 734 038 1 294 381 844 081 2 022 000 000 000 3,4% 9 119 14 240 0,816
Таджикистан 9 100 835 3 695 939 000 7 263 000 000 2,1% 526 960 0,650
Узбекистан 32 476 244 22 355 214 805 63 622 000 000 4,1% 831 2137 0,710
Азербайджан 9 949 537 33 049 426 816 71 043 000 000 3,8% 3 829 7 500 0,757
Молдова 4 051 944 4 401 137 824 7 589 000 000 4,4% 1,200 2100 0,700
Армения 2 951 745 9 204 496 419 10 551 000 000 2,1% 2,996 3500 0,755

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Государства – участники содружества

О том, какие страны входят в СНГ, написано в Уставе организации. Этот документ именует в качестве государств-учредителей содружества страны, глава и парламент которых на момент принятия свода основных положений организации успели подписать и ратифицировать Соглашение о создании Содружества и Протокол от 21.12.1991 г.

Члены СНГ

Члены СНГ заявили о готовности принять на себя исполнение обязательств, регламентированных Уставом, не позднее 1 года с момента его подписания Советом глав государств. Если какое-либо суверенное образование захочет вступить в организацию, оно должно придерживаться целей и принципов содружества, принять на себя обязательства Устава и получить одобрение всех участников объединения.

Действительные члены

Сейчас в Содружество входит 9 государств, их представляет перечень стран СНГ и их столиц. Страны данной организации – Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Их столицы – Москва, Минск, Нурсултан, Кишинев, Баку, Ереван, Ташкент, Ашхабад, Душанбе. С каждым годом преображаются, активно строятся, повышая инвестиционную и туристическую привлекательность, столичные и иные крупные города СНГ.

Ассоциированные члены

Ассоциированным членом называется государство, принимающее участие в избранных видах деятельности объединения. С августа 2005 г. таковым является Туркменистан.

Страны со спорным статусом в СНГ

Украина де-юро числится учредителем организации, однако не является ее членом из-за игнорирования ратификации Устава. МИД же Украины в 2020 г. выступил с заявлением о завершении процесса выхода из СНГ.

В августе 2009 г. ряды участников Содружества покинула Грузия.

Государственные формирования, ранее желающие вступить в СНГ

В декабре 1991 г. Республика Татарстан на высшем уровне заявила о своем желании получить статус страны Содружества. В феврале 1994 г. Татарстан официально подтвердил документ о своей принадлежности к РФ.

В качестве наблюдателей в СНГ входят Монголия и Афганистан. Глава последнего еще 10 лет назад выступил с заявлением о намерении Исламской Республики Афгaнистан вступить в состав Содружества.
Среди тех, кто входит в организацию, планировали оказаться Чеченская Республика Ичкерия, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Донецкая и Луганская народные республики, Приднестровье.

https://youtube.com/watch?v=Tot_Sl6q8n0

Трое первых

О том, какое решение было принято в «Вискулях», и о том, что три президента независимых республик своей волей прекратили существование СССР, участники Беловежских переговоров сообщили президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву уже постфактум. Правда, позднее и сам Горбачев, и его высокопоставленные сторонники утверждали, что о намерениях Ельцина, Кравчука и Шушкевича главу СССР своевременно проинформировали руководители КГБ Белоруссии, а во время обсуждения и подписания документов о создании СНГ вокруг охотничьей резиденции находился спецназ, готовый по первому приказу арестовать участников переговоров. Но такого распоряжения от Горбачева так и не поступило: по его собственным словам, он не хотел рисковать и давать повод для развязывания гражданской войны.

Президент Украины Леонид Кравчук (второй слева), президент Белоруссии Станислав Шушкевич (третий слева) и президент России Борис Ельцин (второй справа) в момент подписания соглашения о создании Содружества независимых государств, 8 декабря 1991 года

В итоге на свет появилось Соглашение о создании Содружества независимых государств и заявление к нему, в котором говорилось, что принять такое решение руководителей трех республик вынудили процессы развала единой страны, катастрофическое падение экономики и нарастание межнациональной напряженности. Само же соглашение начиналось с констатации прекращения существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности, а первая статья гласила об образовании Содружества независимых государств. Границы стран-участниц соглашения признавались неприкосновенными, применение советских норм на территории СНГ запрещалось, а само Содружество объявлялось открытым для присоединения других государств.

Первым новое соглашение ратифицировали Украина и Белоруссия: через два дня, 10 декабря, их парламенты последовательно подписали соответствующие постановления. 12 декабря соглашение ратифицировал Верховный совет РСФСР, а 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации о создании СНГ с участием 11 из 15 бывших советских республик — за исключение стран Балтии и Грузии. Еще через четыре дня последняя из союзных республик, сохранявшая свое прежнее название — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — переименована в Российскую Федерацию, и Советский Союз окончательно перестал существовать даже на бумаге.

Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года

Начало лихих лет

Рычаги управления страной (а точнее, оставшейся её частью — РСФСР) перешли от советских к российским государственным структурам. Ельцин и его команда экономистов и политиков должны были срочно спасать экономику. Меры им предстояло провести необходимые, но непопулярные. 2 января 1992 г. своим указом президент освободил цены, а в конце месяца объявил о свободе торговли, начале приватизации и свободном импорте товаров. Начинался «дикий» капитализм, который на фоне ослабления власти и последствий нерешённых при социализме проблем принёс большей части населения обнищание. Распад СССР стал личной трагедией для миллионов людей. Гиперинфляция, падение уровня доходов, безработица, разгул преступности, несправедливости приватизации, утрата накоплений в сберкассах — начало постсоветской жизни запомнилось народу как крайне болезненное и тяжёлое время. За это 1990-е и прозвали лихими.

С другой стороны, граждане России получили долгожданные свободы — свободу перемещения и выбора места жительства, свободу выезда за границу, свободу слова и печати, собраний и митингов. Появился политический плюрализм — десятки новых партий и объединений, газет и каналов с разной идеологией. О реальных границах обретённых в 1990-е годы политических прав и свобод можно спорить, но шанс на установление демократии и развитие сильного гражданского общества Россия тогда точно получила. К несчастью, условия для этого оказались самые неблагоприятные. Экономическое бедствие, слом привычных социальных устоев (не всегда плохих) и потеря социальных гарантий заставили многих добрым словом вспоминать СССР 1970-х — начала 1980-х — без свободы, но и без голода, без права на митинг, но и без криминала на каждом углу. Трагедия 1990-х — в том, что характер передела власти и собственности, ужасающие явления перехода от плана к рынку, которые сопутствовали политической либерализации, дискредитировали демократические идеи. Последствия этого ощущаются до сих пор.

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ — Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: «Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение». В заявлении трех руководителей говорилось, что «Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие — против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было «сжигать дотла» все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

Предыстория

В 1922 году, на момент своего создания, Советский Союз унаследовал бо́льшую часть территории, многонациональную структуру и мульти-конфессиональную среду Российской империи. В 1917–1921 годах Финляндия и Польша обрели независимость, провозгласили суверенитет: Литва, Латвия, Эстония и Тыва. Некоторые территории бывшей Российской империи удалось присоединить в 1939–1946 годах.

В состав СССР были включены: Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина, Тувинская Народная Республика, Закарпатье, а также ряд других территорий.

Как один из победителей во Второй мировой войне, Советский Союз, по её итогам и на основании международных договоров закрепил за собой право владеть и распоряжаться огромными территориями в Европе и Азии, доступ к морям и океанам, колоссальным природным и людским ресурсам. Страна вышла из кровопролитной войны с довольно развитой для того времени экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях, большая часть которой работала на оборону страны.

В сфере влияния СССР находились страны так называемого социалистического лагеря. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, позднее введена в оборот коллективная валюта переводный рубль, имевшая хождение в социалистических странах. Благодаря жёсткому контролю за этно-национальными группами, внедрению в массовое сознание лозунга нерушимой дружбы и братства народов СССР удалось свести к минимуму количество межнациональных (этнических) конфликтов сепаратистского или антисоветского толка.

Отдельные выступления трудящихся, имевшие место в 1960–1970-х годах, в большинстве своём носили характер протестов против неудовлетворительного обеспечения (снабжения) социально значимыми товарами, услугами, низкой заработной платы и недовольством работой властей «на местах».

В Конституции СССР 1977 года провозглашается единая, новая историческая общность людей – советский народ. В середине и конце 1980-х годов, с началом перестройки, гласности и демократизации характер протестов и массовых выступлений несколько меняется.

Составлявшие Союз ССР союзные республики, по Конституции, считались суверенными государствами; за каждой из которых Конституцией закреплялось право выхода из состава СССР, но в законодательстве отсутствовали правовые нормы, регулировавшие процедуру этого выхода. Лишь в апреле 1990 года был принят соответствующий закон, предусматривавший возможность выхода союзной республики из состава СССР, но после реализации довольно сложных и трудно выполнимых процедур.

Формально, союзные республики имели право вступать в сношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться

дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций; к примеру, Белорусская и Украинская ССР, по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.

В реальности же, подобные «инициативы снизу» требовали детального согласования в Москве. Все назначения на ключевые партийные и хозяйственные должности в союзных республиках и автономиях предварительно рассматривались и утверждались в центре, решающую роль при однопартийной системе играло руководство и Политбюро ЦК КПСС.

↑ Критика

Страны СНГ, на первый взгляд, являются дружественными государствами с очень тесными контактами. Однако различного рода противоречия внутри Содружества сохраняются. В числе затяжных конфликтов можно указать Нагорно-Карабахский, чеченский (в том числе образование непризнанного государства Ичкерия), приднестровский. Из более новых – уничтожение Украины и выход из состава СНГ Грузии.

СНГ в его нынешнем состоянии часто критикуется как коррупционное образование, имеющее целью не развитие, а подавление входящих в него стран, в том числе России. Большинство стран СНГ развиваются как «сырьевые придатки» развитого мира, руководимые авторитарными и тоталитарными лидерами – бывшими участниками крупных ОПГ; и попытка той или иной страны выйти из данной системы, даже при сохранении членства в СНГ, оборачивается ответными агрессивными действиями остальных членов.

Тем не менее, есть и относительно успешные примеры развития стран СНГ – к таковым относятся Казахстан и Белоруссия. Это самые богатые, развитые и стабильные участницы СНГ, однако отношения с Белоруссией у российского руководства далеко не идеальны.

Можно ли было выйти из СССР законно?

Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Упрощенно схема была следующей:

  1. Республика проводит референдум, который считается успешным только при условии, что 2/3 проголосовавших поддержали предложение. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться.
  2. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов.
  3. Создается переходный период с переходными положениями. Срок этого периода не может превышать 5 лет. За это время урегулируются все спорные вопросы между сторонами.

Подобный порядок был закреплен специальным законом, который приняли 3 апреля 1990 года

Поэтому важно отметить, что существовали правовые нормы, по которым любой член Союза мог выйти из него. Достаточно сказать, что этими правовыми нормами воспользовались прибалтийские страны, которые показали, как законным путем республика может выйти из состава СССР

Почему распался Советский Союз. Версии и причины

Выдвигая предположения, почему развалился СССР, историки не приходят к одному мнению. Поэтому существует несколько причин, признаваемых наиболее вероятными.

Упадок государственной власти. Союз Республик основали люди, преданно и даже фанатично верившие в идею равенства всех граждан. К управлению государством допускались ярые коммунисты, но с каждым годом их становилось всё меньше. Средний возраст руководителей составлял 75 лет, они быстро уходили из жизни. Когда у руля власти стал Михаил Горбачев, ему было слегка за 50. Единственный президент СССР не был достаточно идейным, его реформы привели к ослаблению моноцентризма государственной власти.

К распаду СССР привела совокупность факторов

Стремление к независимости. Руководители республик хотели избавиться от централизованной власти, к которой у них накопилась масса претензий:

  • принятие решений происходило медленно, поскольку всё решалось на уровне Союза. Это сдерживало деятельность самих республик;
  • регионы огромной страны желали самостоятельно развивать свою культуру, национальные традиции;
  • не обошлось без проявлений национализма, свойственного многим республикам СССР и др.

Кризис во всех отраслях жизни. Он выразился:

  • в дефиците товаров первой необходимости;
  • в выпуске продукции низкого качества;
  • в запрете церкви и жесткой цензуре в СМИ. Особенно советский народ возмущало замалчивание правды о техногенных катастрофах, в частности, Чернобыльской трагедии. В эпоху СССР были и криминал, и наркотики, но говорить об этом вслух было не принято.

Несостоятельность коммунистической идеологии. Пропаганда равенства и братства оказалась чужда молодому поколению. Люди перестали верить в светлое коммунистическое будущее: купить что-то в магазине было проблематично, говорить и думать полагалось чуть ли не шаблонными фразами. Старое поколение, на котором держалась советская идеология, уходило из жизни, не оставляя после себя ярых поклонников коммунизма.

Считается, что США тоже сыграли не последнюю роль в расколе Союза. Холодная война, падение цен на нефть – всё это ускорило процесс. Внешние и внутренние причины не оставили СССР шанса сохранить единство. Крах государства оказался закономерным.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством — участником СНГ.

Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • межгосударственная ассоциация свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.

Штаб-квартира Совета находится в Москве.

В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

показать содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector