Отказ в оформлении полиса осаго
Содержание:
- Причины отказов в ОСАГО
- Специфика получения полиса для машины старше 10 лет
- Законодательство на этот счет
- Стоит ли обращаться к автоюристу?
- Нужно ли ОСАГО при КАСКО
- Пути решения
- Как проходит суд при отказе в выплате?
- Незаконные причины отказа
- Штрафы за отказ в оформлении ОСАГО
- Законодательство на этот счет
- Ремарка РСА
- Причины отказа в оформлении ОСАГО
- Какие страховые оформляют ОСАГО на газель
- Имеют ли право отказать
- Сколько стоит страховка ОСАГО для автобусов
- Что делать, если спорить нет времени?
- Как же принудить страховую компанию оформить ОСАГО?
- Ответственность и штрафы за нарушение закона при оформлении ОСАГО
- Случаи обоснованного отказа в выплате компенсации
- Ссылаемся на законодательство
Причины отказов в ОСАГО
Объективных причин, почему страховая отказывает в страховании ОСАГО немного, но они есть. Виновниками могут быть качество связи, страховщик или клиент.
Технические проблемы и сбои
При оформлении полиса через сайт компании, многое зависит от скорости вашего интернета. Если передача данных осуществляется медленно, заявка может быть сброшена системой.
Заявку будет невозможно отправить, при наличии технических сбоев на сайте страховщика. Если не происходит обмен данными с РСА из-за проблем со связью, страховщик также не сможет проверить документы клиента и оформить ОСАГО.
Если страховая компания не желает заключать сделку, могут быть имитированы технические сбои на сайте, в результате которых клиент перенаправляется в другую страховую компанию, либо совершает круг и возвращается на главную страницу сайта. При попытке узнать причину в службе поддержки, клиенту разъясняется, что программа временно не работает, обратитесь позже.
Нечитаемая капча и проблемы с SMS
При оформлении е-ОСАГО клиенту может быть предоставлен нечитаемый код «CAPTCHA». Если поле заполнить некорректно, в заключении договора будет отказано.
Причиной является то, что страховые компании использовали в сочетании латинские и кириллические символы или применили одноцветные с фоном символы. Поэтому ввести код верно в принципе невозможно.
В результате пользователь несколько раз пробует вводить различные коды, у него ничего не получается и ему приходится посещать офис страховой компании.
Аналогичная ситуация складывается, когда страховая компания присылает пароль, который ввести невозможно по тем же причинам. Вводить его приходится методом подбора и не всегда успешно. Затем система присылает оповещение, что срок введения вышел и необходимо запрашивать новый пароль. Иногда код подтверждения электронной подписи вообще может не поступить.
Некорректная проверка автомобиля
Следующая уловка страховщиков – длительная проверка автомобиля. Вместо нескольких минут срок проверки может затянуться на месяц. Клиенты редко соглашаются ждать и уходят в другую страховую компанию.
Нет бланков в наличии
Может возникнуть ситуация, когда клиент обращается к страховщику (в представительство или онлайн) и ему отказывают, объясняя это отсутствием бланков полисов. С одной стороны, действительно полиса являются документами строгой отчетности. Они выдаются РСА строго по установленным лимитам для контроля над оформленными страховками и выявлением поддельных полисов. Теоретически они могут закончиться. Однако, ЦБ обязывает компании обеспечивать бесперебойное оказание услуг в области обязательного страхования.
Обращение в другую СК
Завуалированным отказом является предложение оформить полис в той страховой компании, где был оформлен предыдущий полис клиента. Говорят о том, что там вам предоставят лучшие условия, как постоянному клиенту.
Могут вообще направить транспорт на осмотр по месту регистрации клиента, чтобы он отказался от оформления полиса.
Отсутствие необходимых документов
Мотивом отказа может послужить предоставление заемщиком не полного комплекта документов. Например, могут потребовать представить справку с места работы. Это не может являться объективной причиной, т. к. список необходимых документов определен в ФЗ о № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и страхователь не вправе выставлять дополнительные требования.
Другие причины
Причиной незаконного отклонения заявления может служить отказ страхователя от дополнительных услуг страховщика, например, в нагрузку к полису ОСАГО требуют застраховать жизнь и здоровье.
Могут отказать в оформлении, если страхователь пришел в офис к его закрытию и договор попросту не успеют заключить.
Специфика получения полиса для машины старше 10 лет
Рассмотрев вопрос, почему страховые компании не страхуют ОСАГО подержанным автомобилям, следует выяснить порядок действий, который необходим,для получения автогражданки. В целом, такая процедура не отличается от покупки полиса для новых ТС. Водитель должен обратиться в СК, где предоставляются услуги по оформлению ОСАГО.
Среди известных компаний нужно выделить следующие:
- РЕСО.
- Росгосстрах.
- Согласие.
- АльфаСтрахование.
- Ингосстрах.
Понадобится пройти экспертизу, чтобы исключить возможность повреждений и других ограничений к управлению машиной. Полученное после диагностики заключение включают в комплект документов, предоставляемых сотрудникам СК.
Законодательство на этот счет
На первый взгляд может показаться, что рынок страхования – это отдельным мир, со своими правилами и законами. При этом правила пытаются устанавливать сами организации. Однако на самом деле государство жестко контролирует деятельность страховщиков.
Что касается закона, то в нем четко прописано, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательной услуги страхования. Если компания имеет лицензию, то она обязана продать страховку без дополнительных услуг.
Конечно, если в компании проблемы технического характера, то можно принять у клиента документы, сделать копию написанного им заявления и указать, что защита будет оформлена в течение 3 рабочих дней. Такое в рамках закона допускается, поскольку в компании могут быть сбои или неполадки, в результате которых невозможно проверить скидку по базе РСА или бланк технического осмотра.
Стоит ли обращаться к автоюристу?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но с большой долей вероятности стоит. Дело в том, что судебный и досудебный процессы всегда содержат большое число процессуальных действий, ошибки в которых стоят отсутствия тех или иных доказательств. А страховые компании имеют своих юристов.
Тем не менее, порядок действий при отказе страховой в выплате или ремонте не так сложен. Просто ситуации бывают нестандартные в виде непопулярных оснований отказов (например, неявный третий участник ДТП, неочевидная виновность лица).
Ваш представитель всегда оценит прогноз по делу перед тем, как приступить к нему и брать с Вас оплату.
Вы можете задать вопрос автоюристу абсолютно бесплатно, и он сможет проконсультировать Вас конкретно по Вашему страховому случаю!
На какие нюансы следует обратить внимание при обращении к автоюристу, когда страховая компания отказала в выплате по ОСАГО:
- грамотный автоюрист по отказам страховой всегда изучит дело ещё на этапе знакомства с Вами перед заключением договора; если представитель сразу предлагает заключать договор, то это «неправильный юрист»,
- не все юристы одинаково полезны; изучите опыт и количество выигранных дел автоюриста конкретно по отказам страховой, сделать это можно просто поиском по фамилии представителя на сайтах rospravosudie.com и sudact.ru,
- цены на услуги автоюристов по отказам страховых компаний в выплате или ремонте сильно варьируются: в среднем от 4-5 тысяч рублей до 12-15 тысяч; в таких делах также часто принято давать «призовые» — определённую плату в случае выигрыша дела по его завершению.
При ведении дела Вам потребуется заключить с Вашим представителем договор, оплатить предоплату или полную сумму сразу и выписать доверенность (бланк доверенности ниже), которую можно заверить у Вашего работодателя или нотариально.
Нужно ли ОСАГО при КАСКО
ОСАГО требуется в любом случае, независимо, оформил водитель КАСКО или нет. Это требование российского законодательства.
Полис КАСКО оформляется по желанию владельца транспортного средства и в случаях, когда это необходимо по условиям кредитного договора, если автомобиль приобретается за счет заемных средств.
Что говорит закон
Обязательность наличия полиса ОСАГО установлена Статьей 4 ФЗ от 25.04.2002 N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В ней говорится о том, что владелец автомобиля обязан страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Пути решения
Если не получается оформить ОСАГО из-за технических сбоев на сайте страховщика или РСА, вы можете повторить попытку через некоторое время. Можно попробовать просто перезагрузить страницу. Если проблема не устранена, обратитесь в службу поддержки страховой компании.
Если проблема на стороне страхователя – сначала проверьте скорость интернет–соединения, затем качество заполнения вами заявки. Если обнаружены ошибки, система, как правило, не предлагает их исправить, а просто снимает заявление с рассмотрения.
Внимательно читайте порядок оформления полиса страхования на сайте страховщика. Точно следуйте предлагаемой инструкции и проверяйте вводимую информацию.
В случае, когда не оформляется ОСАГО онлайн в одной страховой компании, вы всегда можете обратиться к другому страховщику.
Можно сначала ознакомиться с отзывами пользователей на официальных форумах автомобилистов об оформлении е-ОСАГО на сайтах страховщиков. Затем выбирать компанию, у который не бывает проблем с зависанием сайтов и техническими ошибками.
Как проходит суд при отказе в выплате?
В назначенный день и время, указанные в повестке, Вы приходите в суд, в указанный также в повестке кабинет. Не удивляйтесь, если в суде будете только Вы. Нередко страховая игнорирует посещение суда, хотя зависит от страховой (например, представители Росгосстрах часто приходят на суды).
Тем не менее, скорее всего, страховая компания направит в суд возражения, а также ходатайства. Они могут содержать:
- просьбу провести судебную экспертизу с возражением либо наличия самого факта ДТП, либо суммы, указанной в заключении экспертизы,
- возражение о виновности второго участника ДТП.
Чаще всего суд удовлетворяет ходатайства о проведении экспертизы. Но что ещё хуже — она платная. Её инициирует страховая компания, но впоследствии расходы ложатся на проигравшую сторону. Если сумма иска уменьшена по результату судебной экспертизы, например, на 25%, то 25% оплаты самой экспертизы лягут на истца — то есть на Вас, а 75% — на страховую компанию.
Вот только есть одна тонкость — стоимость судебной экспертизы, как правило, сильно превышает цены независимых оценщиков. В среднем, судебная экспертиза стоит от 20 до 50 тысяч рублей.
Какие вопросы будут задавать мне?
К слову, Вы можете совсем не приходить на суд, но это несколько увеличивает шансы получить отказ в исковом заявлении по Вашему дело по страховке ОСАГО. Поэтому лучше всё же на суде присутствовать.
У Вас могут спросить следующие данные:
- рассказать обстоятельства ДТП,
- могли ли Вы предотвратить аварию,
- про характер ДТП и повреждения.
Не волнуйтесь, судья Вас вряд ли будет «грузить», но ему нужно выяснить все обстоятельства дела об отказе страховой, поэтому важно рассказывать правду, лаконично, но не упуская важных фактов
Если назначат судебную экспертизу
Увы, но тогда придётся снова ждать. Дело будет отложено и назначена судебная экспертиза (трасологическая или обычная). По закону определение о её проведении вступает в силу только через 15 дней. Поэтому лишь после этого срока начнётся движение по вопросу.
С Вами свяжется эксперт и попросит подъехать по указанному адресу, либо приедет сам, если автомобиль не на ходу. Если автомобиль Вы уже отремонтировали или продали, то экспертиза будет проведена по фотографиям. Будет лучше, если у Вас сохранятся электронные версии фотографий. Ещё лучше, если авто всё же не отремонтировано. Иначе эксперт может указать на невозможность определить факт того, что повреждения получены в результате именно этого ДТП, и суд может отказать в иске.
Незаконные причины отказа
На практике в деятельности недобросовестных страховщиков нередко встречаются попытки всячески избежать выполнения своих обязательств. С этой целью сотрудники компаний при возникновении страхового случая пытаются всячески переложить вину за произошедшее на клиента, обвиняя его в несоблюдении условий действующего законодательства.
К незаконным причинам отказа в компенсации ущерба по ОСАГО относятся:
- умышленное причинение вреда транспорту водителем;
- нахождение виновника происшествия в состоянии аффекта, под воздействием наркотиков или алкоголя;
- отсутствие у водителя прав на управление автомобилем;
- оставление места ДТП;
- истечение срока технического осмотра попавшего в ДТП;
- окончание срока использования транспортного средства по ОСАГО;
- отсутствие виновного в ДТП в реестре водителей, имеющих доступ на управление автомобилем (водитель не вписан в ОСАГО).
Зачастую объяснения, даваемые представителями страховых компаний в подобных случаях, размытые и неконкретные
Поэтому в случае, когда страховая отказала в компенсации, важно обратить внимание и на формулировку основных причин отказа, и на наличие в самом отказе ссылок на законодательство. После этого нужно не полениться и перепроверить указанные статьи нормативных актов, изучив их содержание
Штрафы за отказ в оформлении ОСАГО
Если услуга страховщиком не оказывается, а законных оснований к этому нет, его представителям можно напомнить о том, что им грозит серьезная санкция в виде штрафа. И одно дело, если бы наказали за это только компанию. Лицам, продающим страховку можно напомнить, что большую сумму придется заплатить и им и их работодателю.
Наказание установлено КоАП РФ. Раньше на должностное лицо накладывалась санкция в размере 25 000 рублей, а на юридическое лицо 50 000 рублей.
С 2016 года наказание было серьезно ужесточено. Теперь принудительное заключение ОСАГО с навязанными услугами или полный отказ в страховании будет стоить должностному лицу от 20 до 50 тысяч рублей. А вот страховая компания уже заплатит от 100 до 300 тысяч рублей.
Вряд ли кто-то захочет навязывать дополнительные услуги, осознав, что ему может грозить. Ведь размер штрафа, может быть сопоставим с заработком от нескольких десятков договоров страхования.
И все же такие смельчаки находятся и все равно нарушают законное право гражданина решившего застраховать машину. Если такой случай произошел нужно обратиться за помощью в специальные органы, которые восстановят справедливость и помогут получить полис.
Законодательство на этот счет
На первый взгляд может показаться, что рынок страхования – это отдельным мир, со своими правилами и законами. При этом правила пытаются устанавливать сами организации. Однако на самом деле государство жестко контролирует деятельность страховщиков.
Что касается закона, то в нем четко прописано, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательной услуги страхования. Если компания имеет лицензию, то она обязана продать страховку без дополнительных услуг.
Конечно, если в компании проблемы технического характера, то можно принять у клиента документы, сделать копию написанного им заявления и указать, что защита будет оформлена в течение 3 рабочих дней. Такое в рамках закона допускается, поскольку в компании могут быть сбои или неполадки, в результате которых невозможно проверить скидку по базе РСА или бланк технического осмотра.
Ремарка РСА
В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:
- отсутствие связи с АИС РСА;
- непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
- непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
- отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.
Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.
Причины отказа в оформлении ОСАГО
Трудности во время оформления договора ОСАГО у автовладельцев случаются во всех регионах России довольно часто. Закон «Об ОСАГО» (ч.1 ст.4 ФЗ № 40 от 24.04.2002) принуждает всех собственников транспортных средств оформить полис страхования гражданской ответственности на случай причинения ущерба третьим лицам. Таким образом, у каждого собственника автомобиля должен быть полис ОСАГО, а его отсутствие является причиной запрета эксплуатации транспортного средства в соответствии со статьей 3 № 40-ФЗ. При этом сотрудники ГИБДД имеют право выписывать штрафы за отсутствие полиса.
В то же время страховые компании, имеющие лицензии на страхование гражданской ответственности водителей, зачастую неохотно заключают такие договоры по целому ряду причин, главной из которых является высокая убыточность этого сегмента услуг. Действующие тарифы по их мнению не соизмеримы со стоимостью ремонта, ценами запасных частей к автомобилям, которые растут ежедневно. К тому же за последние годы автомобильный парк в стране значительно сместился в сторону более дорогих импортных автомобилей, а это, в свою очередь, отразилось на величине средних выплат страховщиками. Не смогло изменить ситуацию в лучшую сторону даже последнее повышение тарифов.
К основным причинам отказов в оформлении договоров ОСАГО относятся:
- увеличение до 400 000 рублей лимита выплат;
- введение единой системы по расчету убытков;
- распространение на ОСАГО закона, защищающего права потребителей;
- рост стоимости импортных запчастей, приводящих к увеличению суммы выплат по ОСАГО.
Убыточность этого вида услуг заставляет многие агентства прекращать продажу полисов ОСАГО или вообще закрывать свои компании. Но такое положение дел не является основанием отказа выдачи полиса владельцу автотранспортного средства.
Какие страховые оформляют ОСАГО на газель
Как показывает практика, страховщики отказывают водителям газелей в приобретение бланка обязательного страхования. При этом причины отказала различные:
- нет бланков;
- установленный минимальный порог по возрасту и стажу водителя;
- технические проблемы;
- нет бланков для данной категории транспорта.
Вашему вниманию список проверенных страховщиков, которые готовы выдать бланк договора:
- Ингосстрах;
- ВСК;
- Альфа Страхование;
- Росгосстрах;
- Тинькофф;
- Intach;
- Ренессанс;
- СОГАЗ.
Перечисленные организации выдают автогражданку, не только при личной встрече в офисе, но и через интернет.
Имеют ли право отказать
Владельцы ТС имеют право купить полис обязательного страхования автогражданской ответственности в любой страховой компании, предлагающей такую услугу.
Но в Сети существует немало отзывов с жалобами, связанных с отказом в страховании. Одни страховщики назначают дату после окончания действия автогражданки, а другие и вовсе пытаются навязать дополнительные услуги, в которых клиенты не нуждаются, не давая возможности заключить договор без этого.
С проблемами также сталкиваются в процессе оформления е-осаго. Несмотря на множество плюсов покупки электронного полиса, у автолюбителей не всегда получается воспользоваться онлайн-сервисом. Страховые организации связывают это с ограниченным количеством номеров для заключения электронных договоров.
Новый образец ОСАГО.
Немаловажно отметить, что страховщик всё же имеет право отклонить покупку автогражданки, причины отказа могут быть следующими:
- нарушена связь с автоматизированной системой РСА, необходимой для проверки информации о клиенте;
- отсутствуют все необходимые документы для заключения договора;
- покупая полис от другого имени, нет доверенности на его покупку;
- водитель не предоставил машину к осмотру.
В остальных же случаях отказ будет считаться противоправным действием, ОСАГО должен быть у каждого водителя и страховые компании не имеют право отказывать в полисе.
Согласно закону:
- желая купить ОСАГО, владелец авто вправе обращаться в любую СК, продающую такую услугу и та обязана заключить договор;
- страховщики не должны навязывать приобретение дополнительных услуг, например, страхование жизни.
Тем не менее поступает немало жалоб и нередко дело доходит до суда, где подтверждаются неправомерные действия со стороны страховой.
Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.
Получить бесплатную помощь!
. Dismiss
По закону отказ в страховании ОСАГО без причины либо принуждение к покупке дополнительных услуг повлекут за собой административную ответственность.
Почему так происходит? Рассмотрим ниже, в чём проблема и почему страховщики отказываются.
Сколько стоит страховка ОСАГО для автобусов
На стоимость страхового полиса влияет базовая ставка ОСАГО для автобусов, индивидуальные параметры и коэффициенты.
К ним относится следующие факторы:
допустимый коридор тарифных ставок;
Автобусы до 16 посадочных мест | 2134 – 4165 рублей. |
Автобусы свыше 16 посадочных мест | 2667 – 5205 рублей |
Автобус используемые для регулярных рейсов и перевозки пассажиров | 3905 – 7399 рублей |
- прописка собственника;
- цель использования;
- количество посадочных мест;
- количество допущенных водителей к управлению автобусом.
Для каждого владельца и случая стоимость страховки ОСАГО для автобуса будет разная и в страховых компаниях цена будет отличаться.
Что делать, если спорить нет времени?
Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.
- Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
- На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
- В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.
Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.
- Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
- Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.
Очевидные минусы такой «самодеятельности».
- Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
- Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
- Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.
Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.
Делаем полис в другой фирме
Если в одной фирме не хотят оформлять полис, можно выбрать другую. Договор можно заключить и удаленно, через интернет, предварительно сравнив условия и тарифы на ОСАГО, чтобы выбрать наиболее подходящие.
Однако бывают случаи, что отказывают в нескольких организациях подряд. Дело может быть как раз в убыточности региона, где зарегистрирован владелец транспортного средства. Таких регионов на 2021 год по данным РСА в России 20 штук, в 10-ти из которых страховку купить практически нереально. В этом случае закон не запрещает обратиться в компанию в другом регионе и оформить договор. Набор документов и требования для каждой отдельной СК, как правило, аналогичны во всех регионах, поэтому регистрация в другом городе роли не играет. Отказать также не имеют права.
Как же принудить страховую компанию оформить ОСАГО?
Автовладельцу, которому представители страховой отказывают в оформлении полиса ОСАГО, необходимо:
- В присутствии свидетелей потребовать представителя компании оформить отказ. Страховщик должен письменно обосновать причины, которые стали основанием для такого решения.
- Попробовать оформить ОСАГО в другой компании, предоставляющей услуги страхования гражданской ответственности. Если и здесь автовладельцу показывают на двери, нужно в любом случае требовать мотивированный письменный отказ.
- Зная, что действия сотрудников страховой являются незаконными, нужно ссылаться на нормы Закона «Об ОСАГО» (ч. 1 ст. 4 № 40-ФЗ от 24.04.2002) и п. 2 статьи 16 ФЗ РФ 2300-1 «О защите прав потребителей». Также можно вызвать начальника отделения — если сотрудники страховой компании увидят, что их посетитель юридически подкован, то чаще всего они согласятся решить вопрос в пользу клиента.
- Зафиксировать на видео (как было указано выше) все действия сотрудника компании, не желающего выписывать бланк или давать письменный отказ. Собрать свидетелей и также зафиксировать их показания на видеокамеру или мобильный телефон.
- Предупредить сотрудника страховой компании об ответственности за нарушение закона, напомнить ему об административной ответственности должностных лиц, совершающих подобные правонарушения.
В большинстве случаев такая тактика срабатывает, и страховщики удовлетворяют заявление собственника автотранспорта. Когда все же клиенту отказано в оформлении полиса ОСАГО, и получить отказ в письменном виде все же удалось (как показывает практика, делать это очень сложно – почти всегда результат близок к нулю), данный документ может быть основанием составления претензии к этой страховой компании.
Ответственность и штрафы за нарушение закона при оформлении ОСАГО
В Законе «Об ОСАГО» сказано, что владелец транспортного средства имеет право самостоятельно выбирать страховую компанию для заключения договора. Если выбранная им компания получила от автовладельца все необходимые документы и письменное заявление, она обязана оформить ему полис ОСАГО (статья 426 Гражданского Кодекса РФ и статья 1 ФЗ № 40).
В соответствии с ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г., в случае, если при заключении публичного договора отказ страховой компании был необоснованным, при этом страхователю были навязаны другие услуги, не являющиеся обязательными, такая ситуация является административным правонарушением (в соответствии со ст. 15.43.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Эти изменения позволяют карать штрафом страховые компании, которые необоснованно отказывают автовладельцу в законном праве оформить полис. Такое же наказание грозит и при навязывании дополнительных услуг.
Случаи обоснованного отказа в выплате компенсации
Прежде всего, нужно тщательно ознакомиться с договором страхования и указанными в нем условиями для выплаты, после чего можно начинать изучать обоснования для отказа в возмещении в конкретном случае. Только после подробного изучения самого договора, автовладелец может решить, что делать при получении отказа в возмещении по ОСАГО со стороны страховой компании.
По закону причинами для отказа в выплате являются ситуации:
- Если при ДТП пострадал автомобиль, на застрахованный по договору обязательного страхования автогражданской ответственности;
- Когда причиной для требования к выплате является причинение морального ущерба;
- Когда обращение за выплатой поступило в страховую компанию позднее необходимых сроков;
- Если в ДТП попал автомобиль из автошколы во время практического занятия, во время соревнований или при прохождении теста;
- Если ущерб автомобилю причинен перевозимым грузом;
- Если возмещение запрашивается на имя сотрудника предприятия, который попал в ДТП при исполнении своих непосредственных обязанностей, на которые уже распространяется действие социального страхования;
- Когда необходимо возмещение ущерба объектам архитектурного или культурного фонда, предметам антиквариата.
В данных случаях возмещение ущерба по ОСАГО не производится согласно договору страхования, поэтому отказ в покрытии будет обоснованным, и все последующие действия, предпринятые автовладельцем, не будут иметь никакого смысла.
Однако это не полный перечень причин для отказа в страховом покрытии.
СК может также отказать в выплате по договору, если:
- Был предоставлен неполный комплект документов (если же комплект документов был дополнен необходимыми, то СК продолжает их рассмотрение для принятия решения);
- Пропущен срок по договору, в течение которого автовладелец должен был обратиться в СК;
- Идёт процедура банкротства страховой компании, дальнейшая работа по получению возмещения идёт с РСА;
- Полис страхования был подделан (здесь уже будут разбираться полиция и РСА);
- Были выявлены и доказаны мошеннические действия.
Если вы будете знать все возможные причины для отказа в выплате по ОСАГО, то сможете предусмотреть заранее свои дальнейшие шаги для получения компенсации, сэкономив при этом кучу нервов, сил и времени.
Однако разные страховые компании стараются, по возможности, уклониться от покрытия ущерба разными способами, и тут в ход идут, как законные, так и незаконные основания для отказа.
Наиболее частыми причинами для незаконного отказа в выплате компенсации после ДТП являются случаи:
- Если в полисе ОСАГО отсутствует имя водителя, то пострадавший получает выплату, но потом СК часто может подать ответный иск на виновную сторону аварии для получения компенсации своих потерь;
- Если был выявлен факт управления транспортным средством виновной стороны в нетрезвом виде. Опять же СК обязана выплатить компенсацию, но потом снова в ответ обратится с иском против виновника Аварии для снижения своих издержек;
- Если виновник аварии скрылся с места ДТП, но в данном случае страховщик независимо от этого факта должен произвести выплату пострадавшей стороне;
- Если виновная сторона не согласна с определением ее вины и обратилась с жалобой в суд. В данном случае страхователь имеет право на получение возмещения, пока не будет доказана его вина;
- Если к страховщику обратился не владелец автомобиля. Здесь закон не вводит ограничения на перечень лиц, которые имеют право обратиться в СК, но в этом случае у представителя на руках обязательно должна быть доверенность, выданная ему владельцем транспортного средства;
- Если у автовладельца нет диагностической карты с экспертизы после ДТП, а не техосмотра, проведённого для получения полиса ОСАГО;
- Если лицо, виновное в аварии, вовсе не явилось в страховую компанию для проведения осмотра автомобиля страховщиком.
Застрахованное лицо должно быть уверено в своих правах и требовать получения компенсации, даже если произошла любая из вышеуказанных ситуаций. Не нужно забывать также и о том, что даже лицо, не виновное в аварии, находившееся в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП, также имеет полное право на страховую выплату, страховщики часто пренебрегают этим правилом и могут отказать в компенсации.
Ссылаемся на законодательство
Что должен знать каждый автолюбитель о страховке ОСАГО?
Обязательное страхование автогражданской ответственности в Российской Федерации регулируют:
- Федеральный закона об ОСАГО от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ;
- Правила ОСАГО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263;
- Положение Центрального Банка России «О Правилах ОСАГО» от 19.09.2014 г. № 431-П.
Согласно, ст. 1 Закона об ОСАГО договор страхования является публичным, и он заключается только на условиях предусмотренных этим законом. Понятие публичного договора полностью раскрыто в ст. 426 ГК РФ.
Под публичным договором понимают договор, заключенный коммерческой страховой компанией и устанавливающий ее обязанности по оказанию страховых услуг, которые она должна предоставлять каждому кто к ней обратился.
Страховщик не имеет права отказать в заключение публичного договора, если у него есть возможность предоставить клиенту соответствующую услугу. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) разъяснил, что единственной правомерной причиной отказа компании продать автовладельцу страховку ОСАГО может быть отсутствие бланков полисов, при условии, что была полностью использована выделенная Центробанком годовая квота на них.
Все остальные причины, которыми страховщик объясняет, свой отказ оформить автогражданку считаются необоснованными. С 06.08.2014 г. предусмотрена персональная административная ответственность сотрудников СК за необоснованный отказ от заключения публичного договора или навязывание дополнительных услуг при оформлении автогражданки. Вступившая в законную силу статья 15.34.1 КоАП предусматривает 50 тыс. рублей штрафа.
Пунктом 1.5. Положения предусмотрено, что страховая компания не имеет права отказать водителю, который предоставил предусмотренный этими Правилами пакет документов, в продаже полиса автогражданки.
Ознакомимся с полным списком документов:
- письменное заявление о заключении договора ОСАГО;
- паспорт гражданина РФ. Военнослужащие могут предоставить военный билет;
- свидетельство о регистрации машины или технический паспорт транспортного средства;
- водительские права;
- диагностическая карта автомобиля.
Таким образом, если автовладелец, имеющий при себе пакет документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, обратиться в страховую компанию с письменным заявлением о желании приобрести полис автогражданки, то ему могут отказать, только когда исчерпан годовой лимит бланков. Все другие причины не законны.
Кроме того, водитель, обратившийся за автогражданкой к страховщику, выступает в роли потребителя услуг. Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 г. № 2300-1 запрещает страховым фирмам продавать свои услуги с условием обязательного приобретения дополнительных услуг. Автовладелец имеет право вернуть навязанную ему страховку и получить уплаченные за нее деньги в полном объёме (ч. 2 ст. 16).
Итак, страховщик, согласно действующему законодательству, не имеет права отказать владельцу транспортного средства оформить ОСАГО без страхования жизни. Страховому агенту, который неправомерно отказался продать водителю автогражданку или навязывал ему дополнительную страховку, угрожает административный штраф, в размере 50 тыс. рублей.