Региональные меры поддержки

Город череповец. Общие сведения и история Череповца

Череповец – крупнейший город Вологодской области (это редкость, когда город, не являющийся столицей региона, крупнее её). Вопреки мнению многих россиян, Вологодская область не находится на юге России или где-то «за Уралом». Это северо-западная область России, от которой рукой подать до Санкт-Петербурга и совсем недалеко до Москвы.

Вышесказанное, естественно, распространяется и на Череповец. Конечно, Череповец – провинциальный город (как, по сути, и любой другой, кроме столицы), но ассоциировать его с каким-то глухим углом (как это изредка делается в некоторых юмористических передачах) некорректно.

Октябрьский мост (одна из достопримечательностей Череповца) и вид на 104-й микрорайон

Город стоит на двух реках: Шексне и Ягорбе. Рядом с Череповцом находится Рыбинское водохранилище. Столица Вологодской области расположена в 120 километрах от Череповца (города сообщаются по трассе Вологда – Новая Ладога). Взаимоотношения городов специфические, наполненные шутками и мифологией про «медленную» Вологду и «Череповец-в-котором-аж-дышать-нечем» (много заводов).

Своеобразное противостояние-взаимопритяжение длится с тех самых пор, когда Череповец в 50-е-70-е годы прошлого столетия превратился из маленького провинциального городка в промышленного гиганта.

Храм в честь Преподобных Афанасия и Феодосия в Макарьинской роще

Череповцу был присвоен статус города в 1777 году указом императрицы Екатерины. Надо сказать, что люди в этих местах жили с давних времён. В 1362 году был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь (сейчас на этом месте стоит Воскресенский собор).

Есть несколько версий происхождения названия города. Например, одна из них гласит, что название «Череповец» образовано от слияния двух древнерусских слов: «черепъ» (возвышенное место на древнерусском) и «весь» (деревня). Есть ещё одна довольно специфическая версия, которую многие готовы воспринять всерьёз. Дескать, когда на месте Череповца чего-то там рыли, находили много черепов овец. Отсюда и пошло название. Ну а что, в логике не откажешь.

Норильск — 4,5 тысячи км2

Норильск не только самый крупный моногород России, но и самый большой северный город в мире! Площадь составляет 4,5 тысячи км2. Свою бурную деятельность здесь развернул «Норникель», который занимает первое место в мире по производству палладия, второе — по производству никеля, меди, платины и других цветных металлов, что приносит 2% ВВП России. Принято считать Норильск очень холодным и неэкологичным. Да и да. Но если с климатом ничего сделать нельзя, то экологическая картина меняется в Норильске на глазах, старые заводы закрывают, новые развивают и обещают за 5 лет улучшить экологию на 75%. Несмотря на территориальную. оторванность и все прочие особенности, население Норильска почему-то увеличивается, а не наоборот. Возможно, свою роль играет современная инфраструктура и досуг: спортивные площадки, ежегодные научные фестивали, образовательные проекты, выставки ведущих музеев и даже школы блогеров.

Арктическая деятельность

Моногорода в современной России. Библиографическое описание:

Проблема реструктуризации и развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий, является сегодня для России чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими силами компенсировать всё возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы одному из двух признаков :

  • доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25% экономически активного населения города;

  • объем производства градообразующего предприятия или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема промышленного производства города.

Независимые эксперты расширяют официально предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному, указывая на следующие его характерные признаки :

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

  • низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

В целом, идея создания и развития моногородов такова: моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города – «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли. Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Льготный заём для инвестпроектов в моногородах

1.Участие в уставном (складочном) капитале юридических лиц, в том числе: 

участие в уставном капитале специализированных проектных компаний, создаваемых в целях реализации Проектов; 

приобретение акций (долей) в уставном капитале существующих юридических лиц путем увеличения уставного капитала в рамках дополнительных эмиссий / внесения дополнительного вклада;

2. Предоставление денежных средств в форме займов. 

Объем финансирования Фонда составляет от 100 миллионов до 1 миллиарда рублей, доля участия средств Фонда в проекте не должна превышать 40% от общей стоимости его реализации, а доля собственных средств инвестора – не менее 15%, предельный срок возврата средств Фонда — не более 8 лет. 

Поддержка инвестиционных проектов, на основе проектного финансирования

Фабрика — это механизм проектного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах
российской экономики, предусматривающий предоставление денежных средств заемщикам на основании
договоров синдицированного кредита (займа), реализуемых с применением мер государственной поддержки
и способствующих увеличению объемов кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты.
Основные условия участия в проекте:
— проект реализуется на на территории РФ от 3 млрд руб.;
— окупаемость проекта до 20 лет;
— собственные средства инициатора проекта – не менее 20% от бюджета проекта;
— проект реализуется на основе проектного финансирования.
Инструменты поддержки проектов, осуществляемых в рамках Фабрики:
— организационное и финансовое участие ВЭБ.РФ;
— хеджирование процентных рисков заемщиков и кредиторов за счет субсидий Правительства РФ;
— целевая государственная гарантия Российской Федерации, направленная на удешевление финансирования проектов и защиту интересов инвесторов в облигации, размещаемые для целей финансирования проектов фабрики;
— особый порядок расчета достаточности капитала и формирования резервов по кредитам и займам, предоставляемым в рамках фабрики, для российских кредитных организаций.
Предусмотрена возможность финансирования отобранных инвестиционных проектов по сниженной ставке финансирования с распределением рисков осуществления инвестиционных проектов между инициатором проекта (предоставляет из собственных средств не менее 20% стоимости проекта), оператором программы ВЭБ и входящими в синдикат банками (предоставляют 80% заемного финансирования). ВЭБ.РФ

РПРФ №1510-р.docx
Постановление ПРФ от 15 февраля 2018 г. №158.docx

Кредиты, займы, гарантии и поручительства проектам развития моногородов

ВЭБ предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе.
В моногородах ВЭБ осуществляет реализацию инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности ВЭБа, установленным Меморандумом, а также следующим критериям:
а) срок окупаемости проекта — более 1 года;
б) общая стоимость проекта — более 1 млрд. рублей;
в) минимальный размер предоставляемых ВЭБ кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе устанавливается в размере 0,5 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 0,5 млрд. рублей.

ВЭБ.РФ

Распоряжение ПРФ от 23 июля 2018 г. №1510-р.docx

Меню категорий

  • Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
  • Поддержка социального бизнеса с 2021 года
  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
      • Классификация моногородов
      • Моногорода — это нормальное явление экономики
      • Перечень 319 моногородов на 2015 год
      • Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
      • Перечень 334 моногородов на 2020 год
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • О моногороде Елабуга на портале ФРМ
      • О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
      • О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
      • О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
      • О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
      • О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
      • О моногороде Чистополь на портале ФРМ
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

59 Территорий Опережающего социально-экономического Развития (на 23.03.2018г.)

Нормативная база

  • Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
  • Алтайский край г. Новоалтайск
  • Алтайский край г. Заринск
  • Архангельская область г. Онега
  • Белгородская область г. Губкин
  • Вологодская область г. Череповец
  • Воронежская область г. Павловск
  • Забайкальский край г. Краснокаменск
  • Ивановская область г. Наволоки
  • Иркутская область г. Усолье-Сибирское
  • Иркутская область г. Саянск
  • Иркутская область г. Черемхово
  • Калужская область г. Сосенский
  • Кемеровская область г. Анжеро-Судженск
  • Кемеровская область г. Новокузнецк
  • Кемеровская область г. Юрга
  • Кировская область г. Вятские Поляны
  • Костромская область г. Галич
  • Красноярский край г. Железногорск (ЗАТО)
  • Курганская область пос. Варгаши
  • Курганская область г. Долматова
  • Ленинградская область г. Пикалево
  • Мурманская область г. Кировск
  • Новгородская область пос.Угловка
  • Новосибирская область пос. Линево
  • Оренбургская область г. Новотроицк
  • Пензенская область г. Сердобск
  • Пермский край г. Чусовой
  • Республика Башкортостан г. Кумертау
  • Республика Башкортостан г. Белебей
  • Республика Бурятия пос. Селенгинск
  • Республика Дагестан г. Дагестанские огни
  • Республика Дагестан г. Каспийск
  • Республика Коми г. Емва
  • Республика Карелия пос. Надвоицы
  • Республика Карелия г. Кондопога
  • Республика Мордовия г. Рузаевка
  • Республика Татарстан г. Нижнекамск
  • Республика Татарстан г. Чистополь
  • Республика Татарстан г. Зеленодольск
  • Республика Татарстан г. Набережные Челны
  • Республика Хакасия г. Абаза
  • Рязанская область пос. Лесной
  • Ростовская область г. Донецк
  • Ростовская область г. Зверево
  • Ростовская область г. Гуково
  • Самарская область г. Тольятти
  • Саратовская область г. Петровск
  • Смоленская область г. Дорогобуж
  • Свердловская область г. Краснотурьинск
  • Ставропольский край г. Невинномысск
  • Тамбовская область г. Котовск
  • Тульская область г. Ефремов
  • Удмуртская Республика г. Сарапул
  • Ульяновская область г. Димитровград
  • Чувашская республика г. Канаш
  • Челябинская область г. Озерск (ЗАТО)
  • Челябинская область г. Бакал
  • Челябинская область г. Снежинск (ЗАТО)
  • Челябинская область г. Верхний Уфалей
  • Ярославская область г. Тутаев
  • Ярославская область г. Гаврилов Ям
  • Ярославская область г. Ростов

Сеть международных экспертов «Союзконсалт» поможет в решении вашей задачи, сделает лучшее коммерческое предложение, проведет презентацию проекта.

С трудом терпимо

По состоянию на 2016 год, 94 моногорода находятся в «красной зоне» с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В 154 городах есть «риски ухудшения социально-экономического положения» («желтая зона»). В «зеленой зоне» со стабильной социально-экономической ситуацией всего 71 город. Данные Счетной палаты РФ указывают на усиление отрицательных тенденций в социально-экономическом состоянии моногородов.

В 2016 году по сравнению с 2015-м темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий снизился с 98,6% до 95,8%, а степень загрузки их производственных мощностей — с 64,8% до 60,1%. За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, а количество занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%. Опрос жителей 60 моногородов, проведенный Счетной палатой РФ, показал, что более 70% жителей (в 2015 году их было 60%) оценивают социально-экономическую ситуацию как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом». Работу местных властей по улучшению этой ситуации жители оценили крайне низко.

В 2018 году Счетная палата признала государственную программу поддержки моногородов провальной. А в июне 2019-го было объявлено о проекте новой программы с бюджетом 57,3 млрд руб.

Главные задачи, стоящие перед городскими, региональными и федеральными властями, были не раз сформулированы в различных программах поддержки. Это модернизация градообразующих производств и диверсификация экономики, которая позволит городам быть менее моно-зависимыми. Это поощрение предпринимательской активности жителей и привлечение инвесторов, создание современной инфраструктуры и системы социальной поддержки, чтобы людям хотелось жить в моногородах, там работать и создавать семьи. В населенных пунктах «зеленых зон» такие преобразования проводить проще, труднее приходится «желтым» и «красным» зонам, где упадок приобрел системный характер.

Примером может послужить карельский поселок Надвоицы, находящийся в глубоком кризисе после закрытия в августе 2018 года Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Минэкономразвития включило его в список 11 самых проблемных моногородов России. Относительно «крупными» работодателями после закрытия НАЗ здесь считаются исправительная колония и компания ООО «Русский Радиатор». Немногочисленные вакансии предлагают зарплату 30 тыс. руб. Поселку Надвоицы присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, но положительного эффекта жители пока не замечают. На заложенный в 2014 году в Надвоицах промышленный парк возлагало большие надежды региональное правительство. Парк начали строить в 2015 году и должны были ввести в эксплуатацию в 2017-м. Но этого не произошло: привлечь инвесторов так и не удалось, хотя вложения в объект превысили 255 млн руб. Эти деньги Республика Карелия будет обязана вернуть Фонду развития моногородов.

«Потенциальные инвесторы исчезли, когда узнали о здешней цене на электричество. А инновационный парк остался. Всю его инфраструктуру завод снимает с баланса, убирает охрану. После чего и автобазы, и санатории в считанные месяцы превращаются в рухлядь», — комментирует ситуацию в поселке журналист Илья Шепелин, сравнив местный пейзаж с кадрами из воюющей Сирии.

Новоульяновск — 253 км²

Этот город не уступает Чапаевску по своей народной славе, т.к. славится он своими аномальными зонами..и цементом местных заводов. Большинство местных жителей занято в химической промышленности и энергетике, а градообразующим предприятием является АО Промсинтез — самый крупный поставщик нитробензола в России. Вернемся к аномальному: трассу от поворота на Новоульяновск до железнодорожного переезда в народе называют «дорогой смерти». Часто на ровном месте здесь случаются аварии, в которых гибнут люди. Местные жители утверждают, что все дело в старом кладбище, по которому в свое время проложили дорогу, и духи умерших мстят за потревоженный покой…

Как проблему решают за рубежом

С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.

У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:

  • закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
  • санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.

Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».

Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.

Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).

Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города

Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы

Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:

  • «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
  • «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
  • «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.

Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.

Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.

Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:

  • наличие четкого плана развития;
  • активное сотрудничество государства и частного сектора;
  • современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
  • упор на сферу услуг и туризм;
  • активное развитие сферы образования и информационных технологий;
  • налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.

Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.

Что такое моногорода и почему это проблема

Моногорода – это такие населенные пункты, где большая часть трудоспособного населения работает на одном предприятии или в одной отрасли. Соответственно, есть градообразующие предприятия, на которых работает много жителей города.

Монопрофильные города – это проблема многих стран, в том числе экономически развитых. Возникали они в условиях ускоренной индустриализации – когда во времена СССР нужно было быстро организовать производство или добычу какого-нибудь ресурса, рядом просто строили город. Это было нужно, чтобы «привязать» место проживания рабочих и обслуживающего персонала к самому производству.

В американской версии многие моногорода были основаны во времена «Золотой лихорадки», и с исчерпанием запасов золота в недрах опустели и города.

В российском законодательстве моногорода присутствуют только в федеральном законе о банкротстве. Там лишь указывается, что если как минимум 25% населения города занято на одном предприятии, то банкротство этого предприятия будет проходить по другой процедуре.

Большая часть российских моногородов характеризуются безработицей, оттоком населения и ростом среднего возраста жителей, низкими доходами, снижением общей экономической активности.

На практике это означает, что город становится депрессивным, из него активно уезжает молодежь, а остаются жить пенсионеры, бюджетники и представители силовых служб – те, кто получает доходы от государства.

Проблема существования моногородов актуальна для многих стран мира, в том числе они есть и в Европе, и в США. Причины почти всегда одинаковы. Например, города знаменитого «ржавого пояса» Америки опустели после 1970-х годов в постиндустриальную эпоху. В Европе проблема связана со спадом в угольной и сталелитейной промышленности (особо это коснулось Рурской области в Германии).

Моногорода в России стали проблемой со спадом экономической активности после развала СССР в 90-х годах, тогда как в западной практике эти проблемы решают с 60-70-х годов XX века и уже накоплено достаточно опыта.

Магнитогорск — 392,3 км²

Магнитогорск или, как ласково называют его местные жители, «Магнитка» является одним из крупнейших промышленных центров черной металлургии в мире (В МИРЕ!), о чем и свидетельствует герб города — черный треугольник. Конечно, здесь жалуются на экологию, как и в других металлургических городах — да, крупная промышленность в нашей стране в советские времена не учитывала в такой степени экологических вопросов, поэтому современным предприятиям, особенно металлургам, приходится разбираться с накопленными проблемами. Местные власти нашли выход: планируется строительство «спутников» города — экологических поселений в лесных предгорьях уральской зоны Башкирии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector