Моногород

Где живется лучше, а где хуже

Так как моногородов в России слишком много, для координации программ развития был создан Фонд развития моногородов (ФРМ). Кроме прочего, фонд постоянно отслеживает состояние экономики и социальной сферы моногородов из правительственного перечня.

Учитывая разные показатели, ФРМ выделил такую десятку самых успешных моногородов России:

  • Кумертау (Башкортостан) – после закрытия угольного предприятия в городе осталась добыча нефти и производство вертолетов;
  • Елабуга (Татарстан) – нефтедобыча, производство автомобилей, бытовой техники и т.д.;
  • Таштагол (Кемеровская область) – добыча железной руды;
  • Мирный (Якутия) – добыча алмазов;
  • Набережные Челны (Татарстан) – автопроизводство КАМАЗ, энергетика, множество других предприятий;
  • Заречный (Пензенская область) – предприятие ОПК;
  • Губкин (Белгородская область) – добыча и переработка железной руды;
  • Павловск (Воронежская область) – добыча нерудного сырья;
  • поселок Красный Яр (Омская область) – молочноконсервный комбинат;
  • Полысаево (Кемеровская область) – угледобыча.

Как видно, успешным может быть как крупный промышленный центр в полмиллиона населения (как Набережные Челны), так и небольшой поселок с предприятием пищевой промышленности и населением в 5 тысяч человек (как Красный Яр).

ФРМ составлял рейтинг на основе 19 показателей, главными из которых было выполнение планов по благоустройству и создание новых рабочих мест.

К сожалению, проблемных моногородов остается в разы больше. Недавние исследования выделили 99 таких городов, а главным критерием оценки было мнение самих жителей городов.

На официальном уровне Минэкономразвития выделяет 11 самых проблемных моногородов:

  • Бакал и Верхний Уфалей из Челябинской области;
  • поселки Новопавловка, Первомайский и Вершино-Дарасунский из Забайкальского края;
  • село Туим и поселок Вершина Теи из Хакасии;
  • городские поселения Надвоицы и Лахденпохья из Карелии;
  • поселки Бытошь и Белая Березка из Брянской области.

Причины экономического упадка – проблемы у градообразующих предприятий. В большинстве из этих городов предприятия находятся в стадии банкротства или имеют огромные долг по зарплатам. Исключение составляет лишь Надвоицкий алюминиевый завод из холдинга Русал – его пришлось закрыть из-за санкций США (это был основной рынок сбыта).

Оценивали города по уровню занятости населения, государственной поддержке, работе малого и среднего бизнеса.

Из всех 11 городов хуже всего обстоит дело в Верхнем Уфалее, где безработица достигает 11,9%, несмотря на серьезную поддержку из федерального бюджета.

Власти регионов пытаются развивать кризисные населенные пункты, но пока большая часть работы еще в планах, несмотря на то, что программа по модернизации моногородов работает уже пятый год.

Очевидно, что программа имеет некоторые изъяны, хоть и некоторые населенные пункты показывают хорошие результаты.

Пути решения проблемы

Программа «Моногород» может иметь несколько механизмов выхода из сложившейся ситуации. Первый из них – рыночный. Для его исполнения нужен переезд работников в те населенные пункты, которые смогут предоставить им работу. Однако здесь есть свои сложности. Среди них – нехватка жилья и отсутствие свободных вакансий на рынке труда. Низкая мобильность рабочей силы связана и с громадными пространствами нашей страны. К тому же пожилым людям, которых много в моногородах, трудно срываться с места, проходить переквалификацию и адаптироваться к новым условиям.

Наиболее приемлемые пути решения проблем моногородов состоят в масштабной поддержке государства или в эволюции городских функций. В первом случае площадка неработающих предприятий может быть использована для развития какого-либо нового бизнеса. Тогда государство должно законодательно закрепить ряд льгот для тех, кто будет выпускать здесь продукцию. Во втором случае произойдет утрата городом своих первоначальных функций. Предприятие будет закрыто, и населенный пункт станет центром сельскохозяйственного региона.

Послевоенные годы

Во второй половине двадцатого века производственные мощности стали размещать в уже существующих малых и средних городах. Происходило это, как правило, в восточных землях России. Здесь предприятия также становились градообразующими. Примером тому могут служить узкоспециализированные города-энергетиков, которые находятся неподалеку от атомных и тепловых электростанций. Это Кировск, Волгореченск, Новомичуринск и т. д. Узкой специализацией отличаются и такие города, как Мегин, Урай и Нефтегорск. Здесь работают предприятия, занятые добычей газа и нефти. Также стали появляться монопрофильные города, население которых было занято добычей горно-химического сырья, железных руд, угля, цветных металлов и строительных материалов. В этот же период, благодаря политике развития пищевой отрасли, возникли крупные мясокомбинаты, сахарные и сырзаводы. Их строили во многих районных центрах, находящихся в европейской части нашей страны. Примерами таких населенных пунктов являются: Золотуха (Курская область), Стародуб (Брянская область), Шумиха и Петухово (Курганская область) и многие другие.

Для реализации атомной и оборонной политики России в стране были созданы закрытые моногорода. Это Курчатов и Полярный, Снежинск и Байконур. Такие города являлись самостоятельными административными образованиями, ограничивающими въезд и выезд граждан, а также имеющими спецснабжение.

Бурное развитие научно-технического потенциала России стало причиной создания наукоградов. Первый эксперимент провели в новосибирском Академгородке. Несколько позже были построены Троицк и Обнинск, Черноголовка и Дубна, Зеленоград и многие другие.

Уже в конце 80-х годов прошлого столетия на территории России насчитывалось порядка четырехсот моногородов. Значительная часть этих населенных пунктов была построена вблизи предприятий деревообрабатывающей и лесной, пищевой промышленности, а также машиностроения.

С трудом терпимо

По состоянию на 2016 год, 94 моногорода находятся в «красной зоне» с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В 154 городах есть «риски ухудшения социально-экономического положения» («желтая зона»). В «зеленой зоне» со стабильной социально-экономической ситуацией всего 71 город. Данные Счетной палаты РФ указывают на усиление отрицательных тенденций в социально-экономическом состоянии моногородов.

В 2016 году по сравнению с 2015-м темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий снизился с 98,6% до 95,8%, а степень загрузки их производственных мощностей — с 64,8% до 60,1%. За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, а количество занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%. Опрос жителей 60 моногородов, проведенный Счетной палатой РФ, показал, что более 70% жителей (в 2015 году их было 60%) оценивают социально-экономическую ситуацию как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом». Работу местных властей по улучшению этой ситуации жители оценили крайне низко.

В 2018 году Счетная палата признала государственную программу поддержки моногородов провальной. А в июне 2019-го было объявлено о проекте новой программы с бюджетом 57,3 млрд руб.

Главные задачи, стоящие перед городскими, региональными и федеральными властями, были не раз сформулированы в различных программах поддержки. Это модернизация градообразующих производств и диверсификация экономики, которая позволит городам быть менее моно-зависимыми. Это поощрение предпринимательской активности жителей и привлечение инвесторов, создание современной инфраструктуры и системы социальной поддержки, чтобы людям хотелось жить в моногородах, там работать и создавать семьи. В населенных пунктах «зеленых зон» такие преобразования проводить проще, труднее приходится «желтым» и «красным» зонам, где упадок приобрел системный характер.

Примером может послужить карельский поселок Надвоицы, находящийся в глубоком кризисе после закрытия в августе 2018 года Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Минэкономразвития включило его в список 11 самых проблемных моногородов России. Относительно «крупными» работодателями после закрытия НАЗ здесь считаются исправительная колония и компания ООО «Русский Радиатор». Немногочисленные вакансии предлагают зарплату 30 тыс. руб. Поселку Надвоицы присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, но положительного эффекта жители пока не замечают. На заложенный в 2014 году в Надвоицах промышленный парк возлагало большие надежды региональное правительство. Парк начали строить в 2015 году и должны были ввести в эксплуатацию в 2017-м. Но этого не произошло: привлечь инвесторов так и не удалось, хотя вложения в объект превысили 255 млн руб. Эти деньги Республика Карелия будет обязана вернуть Фонду развития моногородов.

«Потенциальные инвесторы исчезли, когда узнали о здешней цене на электричество. А инновационный парк остался. Всю его инфраструктуру завод снимает с баланса, убирает охрану. После чего и автобазы, и санатории в считанные месяцы превращаются в рухлядь», — комментирует ситуацию в поселке журналист Илья Шепелин, сравнив местный пейзаж с кадрами из воюющей Сирии.

Новоульяновск — 253 км²

Этот город не уступает Чапаевску по своей народной славе, т.к. славится он своими аномальными зонами..и цементом местных заводов. Большинство местных жителей занято в химической промышленности и энергетике, а градообразующим предприятием является АО Промсинтез — самый крупный поставщик нитробензола в России. Вернемся к аномальному: трассу от поворота на Новоульяновск до железнодорожного переезда в народе называют «дорогой смерти». Часто на ровном месте здесь случаются аварии, в которых гибнут люди. Местные жители утверждают, что все дело в старом кладбище, по которому в свое время проложили дорогу, и духи умерших мстят за потревоженный покой…

Моногород это. Значение термина

Понятие «моногород» в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает «моногород». Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия.

Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли.

Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.

Как проблему решают за рубежом

С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.

У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:

  • закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
  • санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.

Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».

Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.

Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).

Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города

Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы

Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:

  • «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
  • «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
  • «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.

Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.

Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.

Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:

  • наличие четкого плана развития;
  • активное сотрудничество государства и частного сектора;
  • современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
  • упор на сферу услуг и туризм;
  • активное развитие сферы образования и информационных технологий;
  • налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.

Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.

59 Территорий Опережающего социально-экономического Развития (на 23.03.2018г.)

Нормативная база

  • Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
  • Алтайский край г. Новоалтайск
  • Алтайский край г. Заринск
  • Архангельская область г. Онега
  • Белгородская область г. Губкин
  • Вологодская область г. Череповец
  • Воронежская область г. Павловск
  • Забайкальский край г. Краснокаменск
  • Ивановская область г. Наволоки
  • Иркутская область г. Усолье-Сибирское
  • Иркутская область г. Саянск
  • Иркутская область г. Черемхово
  • Калужская область г. Сосенский
  • Кемеровская область г. Анжеро-Судженск
  • Кемеровская область г. Новокузнецк
  • Кемеровская область г. Юрга
  • Кировская область г. Вятские Поляны
  • Костромская область г. Галич
  • Красноярский край г. Железногорск (ЗАТО)
  • Курганская область пос. Варгаши
  • Курганская область г. Долматова
  • Ленинградская область г. Пикалево
  • Мурманская область г. Кировск
  • Новгородская область пос.Угловка
  • Новосибирская область пос. Линево
  • Оренбургская область г. Новотроицк
  • Пензенская область г. Сердобск
  • Пермский край г. Чусовой
  • Республика Башкортостан г. Кумертау
  • Республика Башкортостан г. Белебей
  • Республика Бурятия пос. Селенгинск
  • Республика Дагестан г. Дагестанские огни
  • Республика Дагестан г. Каспийск
  • Республика Коми г. Емва
  • Республика Карелия пос. Надвоицы
  • Республика Карелия г. Кондопога
  • Республика Мордовия г. Рузаевка
  • Республика Татарстан г. Нижнекамск
  • Республика Татарстан г. Чистополь
  • Республика Татарстан г. Зеленодольск
  • Республика Татарстан г. Набережные Челны
  • Республика Хакасия г. Абаза
  • Рязанская область пос. Лесной
  • Ростовская область г. Донецк
  • Ростовская область г. Зверево
  • Ростовская область г. Гуково
  • Самарская область г. Тольятти
  • Саратовская область г. Петровск
  • Смоленская область г. Дорогобуж
  • Свердловская область г. Краснотурьинск
  • Ставропольский край г. Невинномысск
  • Тамбовская область г. Котовск
  • Тульская область г. Ефремов
  • Удмуртская Республика г. Сарапул
  • Ульяновская область г. Димитровград
  • Чувашская республика г. Канаш
  • Челябинская область г. Озерск (ЗАТО)
  • Челябинская область г. Бакал
  • Челябинская область г. Снежинск (ЗАТО)
  • Челябинская область г. Верхний Уфалей
  • Ярославская область г. Тутаев
  • Ярославская область г. Гаврилов Ям
  • Ярославская область г. Ростов

Сеть международных экспертов «Союзконсалт» поможет в решении вашей задачи, сделает лучшее коммерческое предложение, проведет презентацию проекта.

[править] История

Советская плановая экономика была направлена ​​на создание промышленных предприятий в рациональных местах, основанных на военных, политических, бюрократических и экономических критериях. Целью было максимальное усиление региональной специализации. Доминирующее предприятие отвечало не только за производство, но и за предоставление населению социальных услуг, таких как жилье, уход за детьми и т. д.

После распада СССР градообразующие предприятия многих моногородов перестали быть востребованными, что повлекло за собой неблагоприятную социальную обстановку в таких моногородах, в первую очередь — увеличение числа безработных.

Частные собственники также в большинстве случаев отказывались предоставлять социальные услуги населению моногородов, ссылаясь на такую ​​практику как «экономически неэффективную», однако попытка правительства делегировать ответственность за предоставление социальных услуг от компаний вновь созданным местным муниципалитетам была в основном неудачна, поскольку им не хватало ресурсов для завершения преобразования. Это привело к радикальному снижению качества жизни в моногородах, богатство которых на протяжении большей части советского периода превышало средний уровень.

Согласно исследованию, проведенному российским правительством в 1999—2000 годах, в России было 467 городов и 332 небольших поселка, которые можно было отнести к моногородам. Общее население этих городов составляло 25 миллионов человек, или шестую часть всего населения страны. На 900 предприятий моногородов, большинство из которых занято в таких отраслях тяжелой промышленности, как обрабатывающая промышленность, производство топлива, деревообработка, целлюлоза и металлургия, приходилось более 30 % промышленного производства.

Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р был утвержден официальный перечень моногородов России, насчитывающий 313 наименований.

В сентябре 2014 года СМИ сообщили, что глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о создании Фонда развития моногородов, в задачи которого будет входить финансирование транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также привлечение инвестиций.

Норильск — 4,5 тысячи км2

Норильск не только самый крупный моногород России, но и самый большой северный город в мире! Площадь составляет 4,5 тысячи км2. Свою бурную деятельность здесь развернул «Норникель», который занимает первое место в мире по производству палладия, второе — по производству никеля, меди, платины и других цветных металлов, что приносит 2% ВВП России. Принято считать Норильск очень холодным и неэкологичным. Да и да. Но если с климатом ничего сделать нельзя, то экологическая картина меняется в Норильске на глазах, старые заводы закрывают, новые развивают и обещают за 5 лет улучшить экологию на 75%. Несмотря на территориальную. оторванность и все прочие особенности, население Норильска почему-то увеличивается, а не наоборот. Возможно, свою роль играет современная инфраструктура и досуг: спортивные площадки, ежегодные научные фестивали, образовательные проекты, выставки ведущих музеев и даже школы блогеров.

Арктическая деятельность

Меню категорий

  • Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
  • Поддержка социального бизнеса с 2021 года
  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
      • Классификация моногородов
      • Моногорода — это нормальное явление экономики
      • Перечень 319 моногородов на 2015 год
      • Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
      • Перечень 334 моногородов на 2020 год
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • О моногороде Елабуга на портале ФРМ
      • О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
      • О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
      • О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
      • О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
      • О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
      • О моногороде Чистополь на портале ФРМ
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector