Моногород
Содержание:
- Где живется лучше, а где хуже
- Пути решения проблемы
- Послевоенные годы
- С трудом терпимо
- Новоульяновск — 253 км²
- Моногород это. Значение термина
- Как проблему решают за рубежом
- 59 Территорий Опережающего социально-экономического Развития (на 23.03.2018г.)
- [править] История
- Норильск — 4,5 тысячи км2
- Меню категорий
Где живется лучше, а где хуже
Так как моногородов в России слишком много, для координации программ развития был создан Фонд развития моногородов (ФРМ). Кроме прочего, фонд постоянно отслеживает состояние экономики и социальной сферы моногородов из правительственного перечня.
Учитывая разные показатели, ФРМ выделил такую десятку самых успешных моногородов России:
- Кумертау (Башкортостан) – после закрытия угольного предприятия в городе осталась добыча нефти и производство вертолетов;
- Елабуга (Татарстан) – нефтедобыча, производство автомобилей, бытовой техники и т.д.;
- Таштагол (Кемеровская область) – добыча железной руды;
- Мирный (Якутия) – добыча алмазов;
- Набережные Челны (Татарстан) – автопроизводство КАМАЗ, энергетика, множество других предприятий;
- Заречный (Пензенская область) – предприятие ОПК;
- Губкин (Белгородская область) – добыча и переработка железной руды;
- Павловск (Воронежская область) – добыча нерудного сырья;
- поселок Красный Яр (Омская область) – молочноконсервный комбинат;
- Полысаево (Кемеровская область) – угледобыча.
Как видно, успешным может быть как крупный промышленный центр в полмиллиона населения (как Набережные Челны), так и небольшой поселок с предприятием пищевой промышленности и населением в 5 тысяч человек (как Красный Яр).
ФРМ составлял рейтинг на основе 19 показателей, главными из которых было выполнение планов по благоустройству и создание новых рабочих мест.
К сожалению, проблемных моногородов остается в разы больше. Недавние исследования выделили 99 таких городов, а главным критерием оценки было мнение самих жителей городов.
На официальном уровне Минэкономразвития выделяет 11 самых проблемных моногородов:
- Бакал и Верхний Уфалей из Челябинской области;
- поселки Новопавловка, Первомайский и Вершино-Дарасунский из Забайкальского края;
- село Туим и поселок Вершина Теи из Хакасии;
- городские поселения Надвоицы и Лахденпохья из Карелии;
- поселки Бытошь и Белая Березка из Брянской области.
Причины экономического упадка – проблемы у градообразующих предприятий. В большинстве из этих городов предприятия находятся в стадии банкротства или имеют огромные долг по зарплатам. Исключение составляет лишь Надвоицкий алюминиевый завод из холдинга Русал – его пришлось закрыть из-за санкций США (это был основной рынок сбыта).
Оценивали города по уровню занятости населения, государственной поддержке, работе малого и среднего бизнеса.
Из всех 11 городов хуже всего обстоит дело в Верхнем Уфалее, где безработица достигает 11,9%, несмотря на серьезную поддержку из федерального бюджета.
Власти регионов пытаются развивать кризисные населенные пункты, но пока большая часть работы еще в планах, несмотря на то, что программа по модернизации моногородов работает уже пятый год.
Очевидно, что программа имеет некоторые изъяны, хоть и некоторые населенные пункты показывают хорошие результаты.
Пути решения проблемы
Программа «Моногород» может иметь несколько механизмов выхода из сложившейся ситуации. Первый из них – рыночный. Для его исполнения нужен переезд работников в те населенные пункты, которые смогут предоставить им работу. Однако здесь есть свои сложности. Среди них – нехватка жилья и отсутствие свободных вакансий на рынке труда. Низкая мобильность рабочей силы связана и с громадными пространствами нашей страны. К тому же пожилым людям, которых много в моногородах, трудно срываться с места, проходить переквалификацию и адаптироваться к новым условиям.
Наиболее приемлемые пути решения проблем моногородов состоят в масштабной поддержке государства или в эволюции городских функций. В первом случае площадка неработающих предприятий может быть использована для развития какого-либо нового бизнеса. Тогда государство должно законодательно закрепить ряд льгот для тех, кто будет выпускать здесь продукцию. Во втором случае произойдет утрата городом своих первоначальных функций. Предприятие будет закрыто, и населенный пункт станет центром сельскохозяйственного региона.
Послевоенные годы
Во второй половине двадцатого века производственные мощности стали размещать в уже существующих малых и средних городах. Происходило это, как правило, в восточных землях России. Здесь предприятия также становились градообразующими. Примером тому могут служить узкоспециализированные города-энергетиков, которые находятся неподалеку от атомных и тепловых электростанций. Это Кировск, Волгореченск, Новомичуринск и т. д. Узкой специализацией отличаются и такие города, как Мегин, Урай и Нефтегорск. Здесь работают предприятия, занятые добычей газа и нефти. Также стали появляться монопрофильные города, население которых было занято добычей горно-химического сырья, железных руд, угля, цветных металлов и строительных материалов. В этот же период, благодаря политике развития пищевой отрасли, возникли крупные мясокомбинаты, сахарные и сырзаводы. Их строили во многих районных центрах, находящихся в европейской части нашей страны. Примерами таких населенных пунктов являются: Золотуха (Курская область), Стародуб (Брянская область), Шумиха и Петухово (Курганская область) и многие другие.
Для реализации атомной и оборонной политики России в стране были созданы закрытые моногорода. Это Курчатов и Полярный, Снежинск и Байконур. Такие города являлись самостоятельными административными образованиями, ограничивающими въезд и выезд граждан, а также имеющими спецснабжение.
Бурное развитие научно-технического потенциала России стало причиной создания наукоградов. Первый эксперимент провели в новосибирском Академгородке. Несколько позже были построены Троицк и Обнинск, Черноголовка и Дубна, Зеленоград и многие другие.
Уже в конце 80-х годов прошлого столетия на территории России насчитывалось порядка четырехсот моногородов. Значительная часть этих населенных пунктов была построена вблизи предприятий деревообрабатывающей и лесной, пищевой промышленности, а также машиностроения.
С трудом терпимо
По состоянию на 2016 год, 94 моногорода находятся в «красной зоне» с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В 154 городах есть «риски ухудшения социально-экономического положения» («желтая зона»). В «зеленой зоне» со стабильной социально-экономической ситуацией всего 71 город. Данные Счетной палаты РФ указывают на усиление отрицательных тенденций в социально-экономическом состоянии моногородов.
В 2016 году по сравнению с 2015-м темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий снизился с 98,6% до 95,8%, а степень загрузки их производственных мощностей — с 64,8% до 60,1%. За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, а количество занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%. Опрос жителей 60 моногородов, проведенный Счетной палатой РФ, показал, что более 70% жителей (в 2015 году их было 60%) оценивают социально-экономическую ситуацию как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом». Работу местных властей по улучшению этой ситуации жители оценили крайне низко.
В 2018 году Счетная палата признала государственную программу поддержки моногородов провальной. А в июне 2019-го было объявлено о проекте новой программы с бюджетом 57,3 млрд руб.
Главные задачи, стоящие перед городскими, региональными и федеральными властями, были не раз сформулированы в различных программах поддержки. Это модернизация градообразующих производств и диверсификация экономики, которая позволит городам быть менее моно-зависимыми. Это поощрение предпринимательской активности жителей и привлечение инвесторов, создание современной инфраструктуры и системы социальной поддержки, чтобы людям хотелось жить в моногородах, там работать и создавать семьи. В населенных пунктах «зеленых зон» такие преобразования проводить проще, труднее приходится «желтым» и «красным» зонам, где упадок приобрел системный характер.
Примером может послужить карельский поселок Надвоицы, находящийся в глубоком кризисе после закрытия в августе 2018 года Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Минэкономразвития включило его в список 11 самых проблемных моногородов России. Относительно «крупными» работодателями после закрытия НАЗ здесь считаются исправительная колония и компания ООО «Русский Радиатор». Немногочисленные вакансии предлагают зарплату 30 тыс. руб. Поселку Надвоицы присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, но положительного эффекта жители пока не замечают. На заложенный в 2014 году в Надвоицах промышленный парк возлагало большие надежды региональное правительство. Парк начали строить в 2015 году и должны были ввести в эксплуатацию в 2017-м. Но этого не произошло: привлечь инвесторов так и не удалось, хотя вложения в объект превысили 255 млн руб. Эти деньги Республика Карелия будет обязана вернуть Фонду развития моногородов.
«Потенциальные инвесторы исчезли, когда узнали о здешней цене на электричество. А инновационный парк остался. Всю его инфраструктуру завод снимает с баланса, убирает охрану. После чего и автобазы, и санатории в считанные месяцы превращаются в рухлядь», — комментирует ситуацию в поселке журналист Илья Шепелин, сравнив местный пейзаж с кадрами из воюющей Сирии.
Новоульяновск — 253 км²
Этот город не уступает Чапаевску по своей народной славе, т.к. славится он своими аномальными зонами..и цементом местных заводов. Большинство местных жителей занято в химической промышленности и энергетике, а градообразующим предприятием является АО Промсинтез — самый крупный поставщик нитробензола в России. Вернемся к аномальному: трассу от поворота на Новоульяновск до железнодорожного переезда в народе называют «дорогой смерти». Часто на ровном месте здесь случаются аварии, в которых гибнут люди. Местные жители утверждают, что все дело в старом кладбище, по которому в свое время проложили дорогу, и духи умерших мстят за потревоженный покой…
Моногород это. Значение термина
Понятие «моногород» в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает «моногород». Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия.
Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли.
Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.
Как проблему решают за рубежом
С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.
У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:
- закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
- санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.
Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».
Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.
Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).
Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города
Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы
Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:
- «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
- «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
- «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.
Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.
Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.
Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:
- наличие четкого плана развития;
- активное сотрудничество государства и частного сектора;
- современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
- упор на сферу услуг и туризм;
- активное развитие сферы образования и информационных технологий;
- налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.
Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.
59 Территорий Опережающего социально-экономического Развития (на 23.03.2018г.)
Нормативная база
- Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
- Алтайский край г. Новоалтайск
- Алтайский край г. Заринск
- Архангельская область г. Онега
- Белгородская область г. Губкин
- Вологодская область г. Череповец
- Воронежская область г. Павловск
- Забайкальский край г. Краснокаменск
- Ивановская область г. Наволоки
- Иркутская область г. Усолье-Сибирское
- Иркутская область г. Саянск
- Иркутская область г. Черемхово
- Калужская область г. Сосенский
- Кемеровская область г. Анжеро-Судженск
- Кемеровская область г. Новокузнецк
- Кемеровская область г. Юрга
- Кировская область г. Вятские Поляны
- Костромская область г. Галич
- Красноярский край г. Железногорск (ЗАТО)
- Курганская область пос. Варгаши
- Курганская область г. Долматова
- Ленинградская область г. Пикалево
- Мурманская область г. Кировск
- Новгородская область пос.Угловка
- Новосибирская область пос. Линево
- Оренбургская область г. Новотроицк
- Пензенская область г. Сердобск
- Пермский край г. Чусовой
- Республика Башкортостан г. Кумертау
- Республика Башкортостан г. Белебей
- Республика Бурятия пос. Селенгинск
- Республика Дагестан г. Дагестанские огни
- Республика Дагестан г. Каспийск
- Республика Коми г. Емва
- Республика Карелия пос. Надвоицы
- Республика Карелия г. Кондопога
- Республика Мордовия г. Рузаевка
- Республика Татарстан г. Нижнекамск
- Республика Татарстан г. Чистополь
- Республика Татарстан г. Зеленодольск
- Республика Татарстан г. Набережные Челны
- Республика Хакасия г. Абаза
- Рязанская область пос. Лесной
- Ростовская область г. Донецк
- Ростовская область г. Зверево
- Ростовская область г. Гуково
- Самарская область г. Тольятти
- Саратовская область г. Петровск
- Смоленская область г. Дорогобуж
- Свердловская область г. Краснотурьинск
- Ставропольский край г. Невинномысск
- Тамбовская область г. Котовск
- Тульская область г. Ефремов
- Удмуртская Республика г. Сарапул
- Ульяновская область г. Димитровград
- Чувашская республика г. Канаш
- Челябинская область г. Озерск (ЗАТО)
- Челябинская область г. Бакал
- Челябинская область г. Снежинск (ЗАТО)
- Челябинская область г. Верхний Уфалей
- Ярославская область г. Тутаев
- Ярославская область г. Гаврилов Ям
- Ярославская область г. Ростов
Сеть международных экспертов «Союзконсалт» поможет в решении вашей задачи, сделает лучшее коммерческое предложение, проведет презентацию проекта.
[править] История
Советская плановая экономика была направлена на создание промышленных предприятий в рациональных местах, основанных на военных, политических, бюрократических и экономических критериях. Целью было максимальное усиление региональной специализации. Доминирующее предприятие отвечало не только за производство, но и за предоставление населению социальных услуг, таких как жилье, уход за детьми и т. д.
После распада СССР градообразующие предприятия многих моногородов перестали быть востребованными, что повлекло за собой неблагоприятную социальную обстановку в таких моногородах, в первую очередь — увеличение числа безработных.
Частные собственники также в большинстве случаев отказывались предоставлять социальные услуги населению моногородов, ссылаясь на такую практику как «экономически неэффективную», однако попытка правительства делегировать ответственность за предоставление социальных услуг от компаний вновь созданным местным муниципалитетам была в основном неудачна, поскольку им не хватало ресурсов для завершения преобразования. Это привело к радикальному снижению качества жизни в моногородах, богатство которых на протяжении большей части советского периода превышало средний уровень.
Согласно исследованию, проведенному российским правительством в 1999—2000 годах, в России было 467 городов и 332 небольших поселка, которые можно было отнести к моногородам. Общее население этих городов составляло 25 миллионов человек, или шестую часть всего населения страны. На 900 предприятий моногородов, большинство из которых занято в таких отраслях тяжелой промышленности, как обрабатывающая промышленность, производство топлива, деревообработка, целлюлоза и металлургия, приходилось более 30 % промышленного производства.
Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р был утвержден официальный перечень моногородов России, насчитывающий 313 наименований.
В сентябре 2014 года СМИ сообщили, что глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о создании Фонда развития моногородов, в задачи которого будет входить финансирование транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также привлечение инвестиций.
Норильск — 4,5 тысячи км2
Норильск не только самый крупный моногород России, но и самый большой северный город в мире! Площадь составляет 4,5 тысячи км2. Свою бурную деятельность здесь развернул «Норникель», который занимает первое место в мире по производству палладия, второе — по производству никеля, меди, платины и других цветных металлов, что приносит 2% ВВП России. Принято считать Норильск очень холодным и неэкологичным. Да и да. Но если с климатом ничего сделать нельзя, то экологическая картина меняется в Норильске на глазах, старые заводы закрывают, новые развивают и обещают за 5 лет улучшить экологию на 75%. Несмотря на территориальную. оторванность и все прочие особенности, население Норильска почему-то увеличивается, а не наоборот. Возможно, свою роль играет современная инфраструктура и досуг: спортивные площадки, ежегодные научные фестивали, образовательные проекты, выставки ведущих музеев и даже школы блогеров.
Арктическая деятельность
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Что такое моногород?
- Полный перечень моногородов РФ январь 2020
- Классификация моногородов
- Моногорода — это нормальное явление экономики
- Перечень 319 моногородов на 2015 год
- Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
- Перечень 334 моногородов на 2020 год
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- О моногороде Елабуга на портале ФРМ
- О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
- О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
- О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
- О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
- О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
- О моногороде Чистополь на портале ФРМ
- Единый перечень мер поддержки моногородов
- Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
- Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
- Сборники лучших муниципальных практик
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ