Проблема коррупции и пути её решения. актуальность темы в конституции российской федерации заявлено, что наше страна является правовым государством. но. — презентация
Содержание:
- Куда сообщить о коррупции
- Что говорит судебная практика?
- Мифы о коррупции
- Коррупция после распада СССР
- Борьба с коррупцией
- Наиболее коррумпированные сферы
- Историческая справка
- Уровень и рейтинг коррупции в странах мира
- Классификация
- Мировая практика борьбы с коррупцией
- Масштабы зла в советскую эпоху
- «Правдорубам» нужна защита
- «Застойные» времена
- Деятельность несистемной оппозиции
- Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ
- Коррупционные преступления в России и мире
Куда сообщить о коррупции
Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.
Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение. Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным
И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте
Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.
Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.
Что говорит судебная практика?
Обратите внимание на небольшую подборку судебной практики из мировой и российской практик (Таблица 1).
Таблица 1. Судебная практика коррупционных дел в России и мире.
Страна |
Описание дела |
Швейцария |
В мае 2015 года швейцарские власти прознали, что 14 чиновников из ФИФА замешаны в отмывании денег, растратах и договорных матчах. Это тянулось четверть века. Из-за скандала президенты ФИФА Йозеф Блаттер и УЕФА Мишель Платини ушли в отставку. В общей сложности спортивные чиновники получили более $150 млн. |
Южная Корея |
Южная Корея регулярно ловит чиновников на взятках, но каждый раз находятся смельчаки, которые думают, что способны перехитрить систему. В конце 2016 года президента страны Пак Кын Хе отстранили от должности. Она предоставляла доступ к секретным документам подруге, которая вымогала деньги у крупных южнокорейских корпораций и переводила их на счета некоммерческих фондов. Таким образом было получено $70 млн. |
Россия |
Наиболее громкий случай борьбы с коррупцией в России произошел, когда в апреле 2019 года поймали главу второго отдела управления «К» полковника Кирилла Черкалина. За 9 лет он «заработал» на пять квартир, два загородных дома, шесть земельных участков, 14 объектов нежилой недвижимости и две машины. Ну и, конечно, не будем забывать про 800 млн рублей, 72 млн долларов и 8 млн евро, что хранились у родителей. |
Мифы о коррупции
Статья 20 Конвенции ООН против коррупции
Основная статья: Статья 20 Конвенции ООН против коррупции
Суть мифа: Россия отстаёт от «цивилизованных стран», так как ею не была ратифицирована статья 20 Конвеции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»).
Формально Россия ратифицировала конвенцию еще в 2006 году полностью, без изъятия статьи 20. Специфика ситуации в том, что статья 20 не была внедрена в законодательство РФ, но при этом она была ратифицирована, так как была ратифицирована вся конвенция. Это объясняется тем, что в России действует такой базовый принцип демократического права как презумпция невиновности, которой противоречит данная статья.
Россия как страна-подписант Конвенции следует по пути ведущих стран Запада — принят ряд антикоррупционных законов, которые обязали чиновников декларировать свое имущество в открытом доступе, а банки и нотариусов сообщать в органы правопорядка информацию об отмывании доходов. Для борьбы с незаконным обогащением этих механизмов вполне достаточно и добавление в Уголовный Кодекс статьи о «незаконном обогащении» не дало бы правоохранителям дополнительных преимуществ.
Наконец, ряд ведущих стран Запада подписали конвенцию позже России, а другие страны из того же лагеря также как и РФ не стали менять свое законодательство под статью 20. К первой группе относятся такие страны как Германия, Новая Зеландия и Япония и т. д., ко второй — Нидерланды, Италия, США, Швейцария, Норвегия и т. д.
Дворец Путина
Таким образом, в целях пропаганды стоимость «дворца» была завышена чуть ли не втрое, плюс были намерено затенены факты об отсутствии вложения бюджетных средств в строительство и продаже частному лицу.
Русский мост
Основная статья:
Выявление факта коррупции не обходится без использования оппозиционерами приёма несопоставимого сравнения — в данном случае, когда стоимость возведенного в России объекта сравнивается со стоимостью зарубежного якобы «аналога». Отечественный аналог предсказуемо оказывается дороже и на основании этого делается вывод о масштабах воровства.
Так поступили, например, оппозиционеры Борис Немцов и Владимир Милов в своем докладе «Путин. Итоги. 10 лет», сравнив мосты на остров Русский с французским и китайским «аналогами»:
Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн. |
Естественно, эксперты «забыли» учесть некоторые сложности строительства российского моста:
- ветровые нагрузки до 51 м/cек на высоте 70 м,
- сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64,
- сложная геология и гидрогеология,
- низкие температуры до −31°С,
- возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66000 тонн и льда толщиной до 80 см,
- прокладка водопровода,
- у китайского моста основной пролёт 448 метров, что более чем в 2 раза меньше длины пролёта моста на о. Русский — 1104 м.
- французский «мост» технически вообще не является мостом, это виадук над твердой поверхностью, архитектурно стилизованный под мост.
В России самые дорогие в мире дороги
Миф возник, когда либеральные «эксперты» стали делить затраты на строительство на длину построенной дороги. Сравнивая полученную таким образом «среднюю» стоимость километра оказалось, что в России дороги в разы дороже чем в других странах.
На самом деле разница возникает из-за ряда различий: в России учитываются все затраты, в том числе на выкуп земли, перенос зданий и инженерных сооружений и т. п.; выше требования по морозоустойчивости; больше расстояния доставки строительных материалов; холодный климат требует больших энергозатрат и трудоемкости; разница в геометрических размерах дороги согласно стандартов; разный размер НДС. Кроме этого каждое строительство уникально и между разными стройками даже внутри одной страны цена «среднего» километра может изменяться в разы за счёт: разного ландшафта; жилой застройки; необходимости строительства мостов, тоннелей и других сооружений. После того, как эти различия были учтены, то оказалось, что в России строят дороги не так уж дорого.
Коррупция после распада СССР
В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.
Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.
Борьба с коррупцией
В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.
В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:
- Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
- Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
- Демократическая система независимых выборов.
- Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее.
Принципы противодействия коррупции
В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:
- Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
- Законности.
- Публичности и открытости функционирования госорганов.
- Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
- Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
- Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
- Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.
Отдел по борьбе с коррупцией
Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:
- Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
- Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
- Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.
Методы борьбы с коррупцией
Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:
- Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
- Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
- Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
- Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
- Формирование независимых СМИ.
- Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.
Наиболее коррумпированные сферы
Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру; ежегодно публикует отчёт, где представлены результаты исследования, а также рассчитан «Индекс восприятия коррупции» практически для всех стран мира.
Согласно отчёту Transparency International, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.
В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в сфере госзакупок, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже среди священнослужителей есть коррупция. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере ЖКХ.
Историческая справка
Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.
Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.
Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.
В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.
В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.
Уровень и рейтинг коррупции в странах мира
Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.
Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:
- Дания.
- Новая Зеландия.
- Финляндия.
- Швеция.
- Норвегия.
- Швейцария.
- Сингапур.
- Нидерланды.
- Люксембург.
- Канада.
Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.
Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.
Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.
Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.
Классификация
Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.
Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.
Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.
Мировая практика борьбы с коррупцией
Со второй половины XX века чиновники возвели борьбу со взяточничеством в ранг государственной политики. К 2020 году противодействие коррупции в ряде стран вышло на новый уровень.
США. В Соединённых Штатах Америки за коррупционные схемы предусмотрены штрафы в тройном размере или тюремное заключение от 15 лет. Существует специальный этический кодекс. Для государственных должностей нет никакого иммунитета — любой чиновник легко привлекается к уголовной ответственности, пусть и в особом порядке.
Ограничивается право государственного служащего на заработок по совместительству — его размер не должен превышать 15% оклада, причем ограничение действует в течение двух лет после увольнения.
Сингапур. Центральное звено противодействия взяткам в Сингапуре — Бюро по расследованию случаев коррупции. Этот независимый орган проверяет действия чиновников, ищет слабые звенья в системе управления и пытается их устранить. Отчетность строго контролируется у всех должностных лиц. Административные барьеры и излишняя бюрократия устраняется.
В Финляндии строгий общественный контроль: высокая свобода СМИ, прозрачность и гласность принятия решений должностными лицами, компактность административной системы и достойная зарплата чиновников.
Масштабы зла в советскую эпоху
Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.
Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.
«Правдорубам» нужна защита
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков настроен, с одной стороны, довольно оптимистично, говоря, что борьба с коррупцией стала неотъемлемой частью государственной службы. А с другой стороны, видит гораздо большую угрозу в бытовой коррупции. Взятки будут брать, пока их не перестанут давать. Для успеха в борьбе с этим злом общество должно проникнуться абсолютной нетерпимостью к коррупции, с чем мы пока не справляемся. По мнению Пескова, чтобы общество для этого созрело, должно пройти несколько поколений.
Власти решили не пускать данный процесс на самотёк: недавно президент Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Согласно указу президента, Генпрокуратура должна в ближайшие месяцы подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете, ежегодно представлять доклад о выявлении фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, от силовых ведомств требуется представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».
Надзорному ведомству также поручено вместе с Центробанком подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Намечено совершенствовать меры по противодействию коррупции в частном секторе экономики и при госзакупках. При этом ставится цель расширять участие граждан и институтов гражданского общества, применение цифровых технологий для противодействия коррупции. Минобрнауки поручено проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».
Долгие годы борьбы с коррупцией в рыночных условиях, которая идёт с переменным успехом, поставили вопрос о необходимости уточнения некоторых понятий, содержащихся в законе «О противодействии коррупции». Видимо, потребуется помощь научных и экспертных кругов, чтобы уйти от любой расплывчатости и двойственности толкования таких понятий, как «личная заинтересованность», конфликт интересов», «лица, находящиеся в близком родстве» и т. д.
Особое внимание экспертов вызвал пункт в Национальном плане о необходимости «проанализировать практику применения мер по защите лиц», сообщивших работодателям или правоохранителям о фактах коррупции. В условиях, когда взяточничество и коррупция стали системой, выступить против неё — себе дороже
К сожалению, можно привести немало случаев, когда «правдорубы» решались выступить против коррупционеров, но сами же превращались в обвиняемых и попадали на скамью подсудимых. Те, кто борется с коррупцией, должны быть реально защищены — будь то правоохранители или обычные граждане.
«Застойные» времена
Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.
Деятельность несистемной оппозиции
Основная статья: Фейлы оппозиции
Главным лозунгом российской белоленточной оппозиции является бескомпромиссная борьба с коррупцией в России: по их мнению, это главная проблема в стране. Согласно утверждениям оппозиционных лидеров, Россия поражена коррупцией полностью, и уровень поражения с каждым годом всё возрастает.
В своей «борьбе» с коррупционерами оппозиция использует принятые властями законы. Так, например, известный проект «Роспил» существует исключительно благодаря подписанному Путиным в 2005 году закону 94-ФЗ, а истории с нахождением зарубежной недвижимости у политиков стали возможны только после запрета последним иметь недекларированное имущество за рубежом.
Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ
Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?
Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат
Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т
д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же — максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.
Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна
Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.
Коррупционные преступления в России и мире
Сомали, Южный Судан и Сирия в топе — там и шагу нельзя ступить, не дав взятку. Хороший пример подают Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и ряд других скандинавских стран — они преуспели в борьбе с коррупцией.
По информации Росстата, потери страны от коррупционных схем доходят до 25–48 % ВВП. Эти цифры растут с каждым годом — так, еще в 2011 потери были равны 7%.
Наибольший вред наносит коррупция в государственных органах. Согласно анализу судебной практики по коррупции, она затрагивает такие сферы:
- госзаказы и госзакупки;
- выдача разрешений и сертификатов;
- правоохранительные органы;
- регулирование земельных отношений;
- строительство.