Федеральный закон «о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 13.07.2015 n 224-фз (ред. от 02.07.2021)
Содержание:
- Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
- Об организации
- О моделях и законодательных моментах
- Участие в ГЧП
- Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий
- Финансирование проектов ГЧП: инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств
- Перспективные направления в сфере ГЧП
- Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
- Критика ГЧП
- Что происходит с ГЧП в России
- Преимущества и недостатки ГЧП.
Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
ГЧП в Казахстане получило правовую основу только в 2015 г., после принятия соответствующего закона. Однако за неполные пять лет уже имеются неплохие результаты: было заключено 785 договоров, при этом 277 из них -только в 2019 г. За 1 полугодие 2020 г. –более 30 договоров. На снижение темпов прироста большое влияние оказал экономический кризис, спровоцированный пандемией, однако это направление по-прежнему остается привлекательным для потенциальных инвесторов.
В Госпрограмме развития образования и науки РК на 2020-2025 гг. запланировано увеличение количества школ и детсадов
При этом основное внимание уделяется реализации этих проектов с помощью механизма ГЧП, что означает рост количества проектов в сфере строительства школ и дошкольных учреждений.
На текущий момент наиболее привлекательными для использования механизма ГЧП являются проекты в сфере:
- образования;
- здравоохранения;
- ЖКХ.
Наименьшее число (но при этом наиболее крупномасштабные проекты) составляют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры.
Невостребованными пока остаются проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.
С 2017 г. внедрено так называемое «Программное ГЧП», которое нашло наибольшее применение в сферах здравоохранения и образования. Его особенность в том, что проекты ГЧП и их базовые параметры определяются еще на стадии разработки и планирования госпрограмм. Такой подход облегчает частному бизнесу процедуру согласования документации и прохождение экспертиз.
На стадии согласования находится новая форма – «Возвратное ГЧП», подразумевающее возмещение частному инвестору расходов на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшей реализации проекта. После возмещения затрат отдельным договором определяются условия дальнейшей эксплуатации созданной инфраструктуры.
Таким образом, для предпринимателей, желающих обрести надежного долгосрочного партнера и обеспечить себе стабильный доход, ГЧП является перспективным направлением. Получить консультации по поводу партнерства можно в Нацпалате предпринимателей.
Об организации
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты
Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
- Акционерное соглашение.
- Договор услуг.
- Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
- Инвестиционный договор по созданию объекта.
- Концессионное соглашение.
- Договор подряда под ключ в рассрочку.
По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике
Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие
О моделях и законодательных моментах
Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:
- Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
- Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.
Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:
- Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
- Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
- Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.
Участие в ГЧП
ФЗ о государственно-частном партнерстве предусматривает основания, по которым предприятия может стать участником рассматриваемых отношений. Прежде чего для подобного сотрудничества необходимо заключить соглашение о ГЧП, представляющее собой гражданско-правовой договор между публичными и частными сторонами. Заключает документ на срок, который не может быть меньше трех лет.
Чтобы стать стороной такого соглашения необходимо соблюсти ряд условий, определенных статьей 5 ФЗ № 224-ФЗ. Согласно положениям указанной нормы, устанавливаются субъекты отношений, которые не могут стать членами партнерства:
- унитарные предприятия, как государственные, так и муниципальные;
- госучреждения;
- юридические лица (публично-правовые компании), создаваемые Российской Федерацией;
- партнерства, общества, товарищества хозяйственного типа, которые находятся под контролем государства;
- дочерние общества, подконтрольные указанным выше субъектам;
- некоммерческие юридические лица, которые созданы Российской Федерацией, либо в форме фондов.
Условия сотрудничества, а также права и обязанности сторон, обговариваются в тексте соглашения. При этом опираются положения договоренности на решение о реализации того или иного проекта.
Для частных предприятий, выступающих участниками соглашения, предусмотрены особые условия реализации деятельности. Они обязаны исполнять условия договора своими силами.
Привлечение третьих лиц возможно только в том случае, если изначально это право было предусмотрено соглашением. При этом в случае участие в проекте иных субъектов, частный партнер будет полностью отвечать за его действия.
Участие третьих лиц в реализации ГЧП строго регламентируется. Нельзя просто привлечь сторонних субъектов, чтобы те полностью вникли и приняли участие в выбранном проекте. Публичный партнер (государство, в лице органов и предприятий) дает письменное согласие на участие третьей стороны. Данный документ фиксирует всех субъектов, которые могут участвовать в деятельности партнерства, соответственно, подобная возможность также ограничивается законом.
Кроме того, частные партнеры должны соответствовать ряду требований, чтобы государство согласилось на подобное сотрудничество. Относят сюда следующее:
- отсутствие факта проведения процедуры ликвидации компании, а также решения суда о возбуждении дела о банкротстве;
- оплата всех счетов по налогам и сборам, не должно быть установлено просрочек и недоимок по обязательным платежам на момент рассмотрения компании, как кандидата;
- отсутствие факта привлечения юридического лица к административной ответственности путем назначения наказания в виде приостановления работы;
- наличие лицензий и разрешений на выполнение соответствующих видов работ в соответствии с действующим законодательством.
Если публичный партнер выставляет иные требования, не установленные законом, то это можно считать незаконным. Отказ на их основании будет признан необоснованным.
Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий
Перечни объектов концессионных соглашений () и соглашений о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве () являются закрытыми. Так, директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова заметила, что в настоящее время отсутствует законодательная база для практики ГЧП в сферах жилищного строительства и военной промышленности. Только, например, здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий могут быть объектами концессионных соглашений (). «Ранее сложности были и в IT-сфере. Для реализации проекта необходимо было привязаться к какому-либо объекту недвижимости. Возможность включения в объект соглашения интеллектуальной собственности напрямую тоже отсутствовала», – отметила эксперт. То есть до вступления в силу поправок, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты информационных технологий нужно было соотносить со зданиями, с помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с информационными системами, для того, чтобы можно было в их отношении применять механизмы ГЧП и заключать концессионные соглашения.
Теперь, с 29 июня 2018 года объектами концессионных соглашений и ГЧП могут быть программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе госинформсистемы), сайты, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, совокупность указанных объектов либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими объектами IT и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности (, ). Отдельно в законах обозначили в качестве объекта соглашений и совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий (центры обработки данных) (, )
Однако важно подчеркнуть, что партнерство публичных и частных субъектов в сфере IT согласно Закону № 224-ФЗ может быть реализовано только на федеральном и региональном уровнях. Заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов не допускается ()
Дарья Годунова считает в связи с этим, что осуществлять проекты по реализации концепции smart-городов (так называемых «умных» городов) придется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По мнению эксперта, перспективными для ГЧП являются такие сферы цифровизации, как:
- транспорт – цифровизация элементов обустройства авто- и железнодорожных магистралей;
- здравоохранение – применение цифровых технологий при оказании медицинских услуг (от методов лечения до электронных карточек пациента);
- сельское хозяйство – создание электронных систем для оптимизации производства и осуществления контроля за сельхозпроизводителями;
- благоустройство городской среды – цифровизация транспортных остановок (умные остановки), парковок, обеспечение доступа к wi-fi в городском транспорте, общественных местах;
- промышленность – установка ПО на производстве (от конвейера до учета);
- экология и ЖКХ – использование технологий для охраны окружающей среды, в том числе сбора, утилизации и переработки мусора (от датчиков на машинах до управления сортировкой);
- госсервисы – внедрение электронного документооборота и т. д.
Для публичных партнеров, по словам Дарьи Годуновой, выгодно использовать инструментарий ГЧП, поскольку обеспечиваются возможности выполнения целого комплекса работ по созданию и последующей эксплуатации объекта на основании одного соглашения, гибкого распределения рисков, структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ и установления расширенной ответственности частного партнера в части исполнения его обязательств. Частные инвесторы, в свою очередь, могут быть заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях и предоставлении капитальных грантов, то есть принятии публичным партнером на себя части расходов на создание объекта на инвестиционной стадии проекта.
Финансирование проектов ГЧП: инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств
Возможности российских частных инвесторов, по словам главного юридического советника проектного офиса «Инфраструктуры России», члена генерального совета «Деловой России» Дениса Сверчкова, остаются значительными, несмотря на общий экономический упадок. Эксперт сообщил, что банки, НПФ и страховые компании управляют капиталом объемом более 80 трлн руб. Именно указанные участники инвестиционного рынка являются основными покупателями так называемых инфраструктурных облигаций.
На законодательном уровне понятие таких облигаций не определено, но на практике под ними в совокупности понимаются, как пояснил Денис Сверчков, «концессионные» облигации (включая при этом облигации в рамках ГЧП) (п. 4.2 Положения Банка России от 24 февраля 2016 г. № 534-П «», ), облигации, выпущенные специализированными финансовыми обществами и специализированными обществами проектного финансирования (ст. 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «», далее – Закон о рынке ценных бумаг). Ключевые отличия концессионных облигаций от других корпоративных облигаций, как заметил эксперт, состоят в том, что:
- они выпускаются частным партнером, осуществляющим деятельность в рамках ГЧП (муниципально-частного партнерства) или концессионного соглашения;
- частный субъект является, как правило, SPV, то есть специально созданным под реализацию проекта юрлицом;
- вложения держателям облигаций возвращаются эмитентом из денежного потока, генерируемого проектом.
Инфраструктурные облигации, по мнению Дениса Сверчкова, – эффективный инструмент привлечения средств для реализации соответствующих проектов. Однако существуют некоторые сложности. Например, организациям-эмитентам, подчеркнул эксперт, трудно попасть в Ломбардный список Банка России для того, чтобы повысить ценность выпускаемых бумаг, из-за высоких рейтинговых требований, а также необходимости представления гарантий финансирования доэксплуатационной стадии проекта. Тщательному анализу также подвергается сам инфраструктурный проект. Кроме того, теоретически, как заметил эксперт, концессионные облигации могут быть обеспечены прямыми государственными гарантиями (). Но на практике эти механизмы почти не применяются с 2012 года. На текущий момент, по словам Дениса Сверчкова, в сфере инфраструктурного строительства используются капитальные гранты, субсидирование и поддержка в форме гарантий минимального денежного потока при условии успешного завершения доэкплуатационной стадии проекта ГЧП или концессионного.
«Секьюритизация обязательств – это способ аккумулирования пула долговых обязательств в рамках соглашения о ГЧП, который позволяет привлечь дополнительное финансирование под залог будущего потока денежных средств», – так охарактеризовал эксперт еще один вариант финансирования в сфере ГЧП и муниципально-частного партнерства. Речь идет о том, что эксплуатирующая объект соглашения организация может прогнозировать свой денежный поток на основании уже подписанных договоров. И такие потенциальные поступления средств, как объяснил Денис Сверчков, можно «собрать» в единый пул прав требований, выступающий в качестве способа обеспечения исполнения обязательств для привлечения ценных бумаг на публичном рынке. В рамках обозначенной схемы для ее реализации создается, как правило, специальная компания – секьюритизирующее общество.
Ключевыми задачами такого структурированного финансирования, по мнению эксперта, являются:
- обеспечение финансированием инфраструктурных заемщиков на эксплуатационной стадии;
- расширение круга инвесторов инфраструктурных проектов;
- повышение уровня прозрачности транзакций;
- диверсификация рисков для инвесторов;
- обеспечение возможности присвоения выпуску ценных бумаг рейтинга существенно выше рейтинга эмитента.
«Если исходить из мировой практики, то секьюритизированные обязательства в сфере инфраструктурных проектов в рамках ГЧП, – это эталон кредитного качества», – заключил эксперт.
Перспективные направления в сфере ГЧП
Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.
Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.
Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.
К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.
Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.
Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
В последние годы использование инструментов ГЧП в регионах отождествляется в первую очередь спривлечением инвестиций в социально-экономическую сферу региона. Как правило, в понимании органов государственной власти субъектов РФ, партнерство рассматривается в виде предоставления частному партнеру определенного рода преференций, например, налоговых льгот, государственных гарантий и пр.
Для анализа уровня реализации проектов ГЧП можно воспользоваться данными официального рейтинга «Государственно-частное партнерство в России 2014-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов»100 с выборкой на регионы ЮФО — таблица 22.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о значительном разрыве между регионами-лидерами (Астраханская область, Ростовская область и Краснодарский край) и остальными регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Однако в Краснодарском крае наблюдается негативная тенденция понижения рейтинга, что, по мнению экспертов федерального портала «Росинфра. Платформа поддержки инфраструктурных проектов», это связано с отуствием экономически выгодных и интересных проектов ГЧП101.
Анализ положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»102 позволил выявить приоритетные сферы:
— строительство;
— курорты и туризм;
— спортивная инфраструктура.
Возможным представляется проследить динамику реализованных и планируемых к реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в отраслевом разрезе (рисунок 11).
Сегодня основным институциональным звеном в регионе, ведущим работу в сфере ГЧП является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Именно он является уполномоченной структурой в регионе по формированию и отбору проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края.
При этом инициатива о начале разработки проектов ГЧП принадлежит отраслевым ведомствам региональной администрации, Департамент лишь курирует процесс разработки и размещения проектов ГЧП.
Сегодня процедура отбора проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края состоит из трех этапов:
1) подготовка заключений органов государственной власти Краснодарского края о целесообразности реализации проекта ГЧП;
2) рассмотрение проекта и заключений на него краевой комиссией по ГЧП;
3) принятие комиссией по ГЧП решения о целесообразности/ нецелесообразности реализации проекта ГЧП.
В 2016 г. разработаны и реализуются два методических документа, определяющих порядок определения объектов для передачи в концессию104, и порядок заключения концессионных соглашений105.
По данным Управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 44 млрд рублей в год106.
В настоящее время в Краснодарском крае успешно реализованы 6 инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно -частного партнерства (таблица 23)107.
Из удачных примеров ГЧП в крае можно привести, например, совместное финансирование спортивных клубов.
Например, всем известна судьба двух региональных спортивных клубов – ФК «Кубань/Урожай» и ФК «Краснодар». Первый, почти целиком зависит от помощи государства, поддержки региональной власти. Например, только за 2016 год ФК Кубань получил из краевого бюджета около 2,7 млрд. рублей, но и этих денег оказалось недостаточно. Сегодня решается вопрос о выделении дополнительно 11 млрд. рублей. В противном случае ФК Кубань придется закрыть.
Другой спортивный клуб ФК «Краснодар», напротив имеет стабильное финансирование, но из частного источника. Его основным спонсором выступает ЗАО «Тандер» — хозяин знаменитых краснодарских «Магнитов». Только за 2017 год ФК «Краснодар» был профинансирован на 1,5 млрд. рублей, на август 2018 года клуб получил от ЗАО «Тандер» уже 1,4 млрд. рублей108.
При этом эту статью «доходов» не в силах преодолеть ни продажа билетов, ни телевизионная реклама. Сегодня спортивные клубы полностью оказываются зависимы от средств, выделяемых на их содержание из бюджета.
Так, ФК «Краснодар» покрывает свои расходы от продажи билетов не более чем на 18%, все остальное составляют средства спонсоров109.
Помимо ФК «Краснодар» есть масса спортивных клубов находящихся в таком же, «зависимом» от регионального бюджета положении – Футбольный клуб «Кубань», Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», Волейбольный клуб «Динамо», Гандбольный клуб «СКИФ», Хоккейный клуб «Сочи» и многие другие.
Представление о финансировании этих клубов со стороны регионального бюджета дает таблица 24110.
Критика ГЧП
ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.
Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.
Что происходит с ГЧП в России
Несмотря на существующие риски и для инвестора, и для госзаказчика, форма ГЧП активно развивается в России. Так, Минэкономразвития ведет рейтинг регионов по использованию схемы государственно-частного партнерства. По итогам 2020 года в лидерах Московская область, Республика Саха (Якутия) и Москва. Курганская область — на 73-м месте по стране.
Национальный центр государственно-частного партнерства создал собственный рейтинг городов по уровню развития ГЧП. Выбраны для рейтинга были 100 российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые не включены в список в виду «несоразмерного объема городской экономики». Тут результаты совсем другие — в тройке оказались Сургут, Новосибирск и Нижневартовск. Курган здесь еще ниже — на 89–91-м местах.
ЧП в ГЧП
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
За 2019 год, по данным МЭР, объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. В министерстве отмечали, что это недостаточный уровень инвестиций — в Великобритании этот объем составляет 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9% от ВВП, в Канаде — 8,1% от ВВП.
Основные средства в рамках ГЧП тратятся на крупные инфраструктурные объекты — платные автодороги, объекты коммунальной инфраструктуры. Из отчета МЭР за 2019 год следует, что наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96%. По общему количеству наибольшее число соглашений заключено на муниципальном уровне — 94%, из них 93% приходятся на коммунальную сферу.
На социальную сферу по итогам 2019 года приходилось 7% всех концессионных соглашений и 4% от общего денежного объема по ним. Из этих 7% только пятая часть соглашений заключалась в сфере образования. Однако, как указывается в материалах Национального центра и АО «ИнфраВЭБ», российский рынок ГЧП в социальной сфере в последние годы «демонстрировал устойчивый рост как в количественном отношении, так и по объему привлеченных инвестиций». По состоянию на весну 2021 года в сфере социальной инфраструктуры реализуется 530 ГЧП-проектов на сумму 394,2 млрд рублей. В пример приводится использование типовых (коробочных) решений для создания школ и детских садов. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе на основе «коробок» уже запущено 13 проектов по строительству и эксплуатации школ (21,2 млрд руб. общих инвестиций), а в Ямало-Ненецком автономном округе — 14 проектов по строительству и эксплуатации детских садов (10,5 млрд руб. общих инвестиций).
ЧП в ГЧП
Фото: агентство городских новостей «Москва»
Отметим, что в марте этого года Минпросвещения разработало новую редакцию правил финансирования строительства школ на принципах ГЧП. Сообщалось, что эта программа позволит создать в стране более 647 тыс. новых современных школьных мест. Министр просвещения Сергей Кравцов тогда заявил, что механизмы ГЧП будут расширяться и в работе над нацпроектом «Образование», и при реализации конкретных образовательных проектов и программ.
В Национальном центре ГЧП сообщали, что на программу по созданию 647 тыс. новых мест потребуется 563 млрд руб., из которых более 295 млрд руб. — как раз внебюджетные инвестиции. Программу реализуют в три этапа, по итогам первого этапа отбор прошел 31 концессионный проект по созданию школ на 22 тыс. новых мест.
Заместитель министра просвещения Андрей Николаев ранее отмечал, что до этого подобной массовой господдержки для проектов, реализуемых на принципах ГЧП, в социальной сфере не было.
— По нашим расчетам, с использованием концессионной субсидии мы должны будем создать около 800 новых школ из запланированных 1300 до 2024 года, — говорил он в июле.
Преимущества и недостатки ГЧП.
Преимущества ГЧП для государства очевидны. Механизм ГЧП позволяет государству снять себя часть административных функций и сократить расходы бюджетных средств на реализацию проектов. При этом выполняется социальная роль государства в части обеспечения населения доступной инфраструктурой. Чем же ГЧП привлекательно для частных инвесторов?
Основным плюсом ГЧП для частного бизнеса является стабильность и надежность партнера в лице государства. Закон гарантирует соблюдение принципа сбалансированности, что означает, что коммерческие риски также распределяются между двумя партнерами. Договора ГЧП предусматривают обязательный пункт об обязательствах государства. А в случае нарушения прав партнера-инвестора, предусмотрена возможность применения им санкций. Как в стабильных условиях, так и в условиях кризиса государство представляется самым надежным партнером. А значит инвестор защищен как от юридических казусов, так и от невыполнения второй стороной своих финансовых обязательств.
Также ГЧП, как правило, подразумевает долгосрочные контракты продолжительностью 5-10 лет. Тем самым инвесторы обеспечивают себе стабильный бизнес с минимальным риском потери средств.
Недостатками ГЧП для частного бизнеса можно считать большое количество бюрократических процедур, а также традиционно невысокую рентабельность проектов социальной сферы.