Коррупция в россии

Карта рисков: как она может помочь?

Министерством труда и социальной защиты РФ, исходя из наилучших мировых практик предотвращения коррупции в частноправовой сфере, изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (от 08.11.2013 г.). Эти Рекомендации служат обеспечению применения нормы ст. 13.3 ФЗ-273, которая обязывает организации принимать меры по предупреждению коррупции.

Рекомендуемый Минтрудом РФ порядок проведения оценки коррупционных рисков включает несколько этапов, в том числе подготовку карты коррупционных рисков организации — сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. В карте рисков в разделе мер по снижению рисков должны быть мероприятия, направленные на истинные причины коррупции. Поскольку речь идет о правонарушениях, то правовое сопровождение потребуется и на данном направлении борьбы с коррупцией.

Опыт утверждения карты коррупционных рисков активно используется на государственном уровне, в том числе для регулирования контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы, для которой такая карта утверждена соответствующим Приказом от 25.10.2017 г. № ММВ-7-4/821@.

Больше выявлять

С января по июль 2021 года число коррупционных преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2020-го возросло на 16,5%. Об этом сказано в отчете, размещенном на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. А размер ущерба, причиненного такими преступлениями, увеличился с 32,4 млрд рублей до 39,4 млрд, отметили на сайте ведомства. В целом же, по данным Генпрокуратуры, в этом году зафиксировано максимальное за восемь лет число выявленных преступлений коррупционной направленности — 24,5 тыс.

При этом пойманные на коррупции стали значительно чаще добровольно возмещать причиненный ущерб — деньгами или незаконно нажитым имуществом. В январе-июле прошлого года они вернули 3,5 млрд рублей, а в нынешнем году — 9,9 млрд рублей. Практически втрое (с 16,6 млрд рублей до 45 млрд рублей) увеличилась стоимость активов, на которые наложен арест, говорится в отчете.

В Генпрокуратуре подчеркнули, что около половины коррупционных преступлений приходится на взяточничество. Массив выявленных преступлений, связанных со ним, по сравнению с первыми семью месяцами 2020-го увеличился более чем на четверть (27,4%).

Дать и взять

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По данным МВД, предоставленным «Известиям», за семь месяцев 2021 года в России зарегистрировали 2981 факт дачи взятки (ст. 291 УК РФ), 3485 фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ) и 1398 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В каждом третьем случае размер взятки не превышает 10 тыс. рублей, уточняется на портале правовой статистики Генпрокуратуры. Наибольшее число «мелких» взяток за семь месяцев 2021 года зарегистрировано в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз).

За семь месяцев 2021 года больше всего эпизодов дачи взятки (любого размера) зафиксировано в Татарстане (195), Москве (157) и Московской области (146). Столица также оказалась среди антилидеров и по количеству фактов получения взяток (235). В топ рейтинга также попали Краснодарский край (196) и Санкт-Петербург (125).

За весь прошлый год правоохранительные органы выявили 3649 случаев дачи взятки и 4174 случая получения взятки, сообщается на правовом портале Генпрокуратуры.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередки. Новостная лента пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. 

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60% до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера «благоволит» процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинства граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что оправдали богатого преступника или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

«Правдорубам» нужна защита

 

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков настроен, с одной стороны, довольно оптимистично, говоря, что борьба с коррупцией стала неотъемлемой частью государственной службы. А с другой стороны, видит гораздо большую угрозу в бытовой коррупции. Взятки будут брать, пока их не перестанут давать. Для успеха в борьбе с этим злом общество должно проникнуться абсолютной нетерпимостью к коррупции, с чем мы пока не справляемся. По мнению Пескова, чтобы общество для этого созрело, должно пройти несколько поколений.

Власти решили не пускать данный процесс на самотёк: недавно президент Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Согласно указу президента, Генпрокуратура должна в ближайшие месяцы подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете, ежегодно представлять доклад о выявлении фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, от силовых ведомств требуется представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».

Надзорному ведомству также поручено вместе с Центробанком подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Намечено совершенствовать меры по противодействию коррупции в частном секторе экономики и при госзакупках. При этом ставится цель расширять участие граждан и институтов гражданского общества, применение цифровых технологий для противодействия коррупции. Минобрнауки поручено проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».

Долгие годы борьбы с коррупцией в рыночных условиях, которая идёт с переменным успехом, поставили вопрос о необходимости уточнения некоторых понятий, содержащихся в законе «О противодействии коррупции». Видимо, потребуется помощь научных и экспертных кругов, чтобы уйти от любой расплывчатости и двойственности толкования таких понятий, как «личная заинтересованность», конфликт интересов», «лица, находящиеся в близком родстве» и т. д.

Особое внимание экспертов вызвал пункт в Национальном плане о необходимости «проанализировать практику применения мер по защите лиц», сообщивших работодателям или правоохранителям о фактах коррупции. В условиях, когда взяточничество и коррупция стали системой, выступить против неё — себе дороже

К сожалению, можно привести немало случаев, когда «правдорубы» решались выступить против коррупционеров, но сами же превращались в обвиняемых и попадали на скамью подсудимых. Те, кто борется с коррупцией, должны быть реально защищены — будь то правоохранители или обычные граждане.

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение. Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным

И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Стоит ли перенимать китайский опыт?

Идея сажать чиновников на долгие годы за небольшие взятки популярны в небогатых странах, в том числе и в России. А тот факт, что Китай традиционно находится выше России в Индексе восприятия коррупции, делает китайскую модель еще более привлекательной. Настолько, что еще в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал «приглядеться» к опыту КНР в борьбе со взяточниками. Правда, даже он заметил, что китайские методы слишком жесткие и в полной мере не могут подойти для России.

По сути, если адаптировать китайскую модель к российским реалиям, это отразится разве что на максимальных сроках тюремного заключения за коррупцию. Так, в России за некоторые коррупционные преступления полагается штраф, за крупные взятки чиновники иногда отделываются условными сроками, а больше 8-10 лет за это практически никто не получает. При этом максимальные сроки можно получить и за взятку на несколько миллионов, и за несколько миллиардов рублей.

Китайская модель основана на максимально жестком наказании за взятки, тогда как современные модели советуют немного иное – а именно, сделать коррупцию просто нецелесообразной. На самом деле, в этом есть смысл:

  • никто не будет брать взятку за выдачу справки, если эту справку отменить;
  • никто не будет требовать деньги за решение вопроса вне очереди, если сделать очередь электронной и в интернете;
  • никто не возьмет взятку за выдачу разрешения, если эти разрешения отменить, заменив на уведомительный порядок;
  • никто не откажется принять заявление без взятки, если эти заявления будут принимать «Госуслуги».

И, что немаловажно, в России это работает – на «Госуслуги» и в МФЦ перенесли большую часть функций государства, налоги взимаются в автоматическом режиме, а «регуляторная гильотина» отменяет устаревшие справки и разрешения. Но коррупцию побороть почему-то не получается

Российская коррупция присутствует там, где чиновник или силовик помогает избежать наказания; где крохотная фирма без сотрудников получает крупный государственный контракт; где ректор ВУЗа получает 200-300 тысяч рублей в месяц (а преподаватели – 15 тысяч); где в больнице отказываются проводить процедуру по ОМС, переводя пациента в платное отделение, и во многих других аспектах

Но коррупцию побороть почему-то не получается. Российская коррупция присутствует там, где чиновник или силовик помогает избежать наказания; где крохотная фирма без сотрудников получает крупный государственный контракт; где ректор ВУЗа получает 200-300 тысяч рублей в месяц (а преподаватели – 15 тысяч); где в больнице отказываются проводить процедуру по ОМС, переводя пациента в платное отделение, и во многих других аспектах.

А если учесть, что китайская модель во многом построена, чтобы вести борьбу внутри правящих элит, окажется, что для России она вообще неприменима. А вот что России нужно – так это полноценный контроль чиновников (не только доходы, но и расходы), более совершенная система госзакупок, а также простые и понятые правила назначения руководителей государственных учреждений.

Но народу, конечно, больше нравятся показательные процессы – поэтому опыт Китая еще долго будет будоражить умы простых россиян.

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция – это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению такой общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна — чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией:

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии блокчейн для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коррупционных схем – благодаря хранению информации в открытом реестре.

Свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала и просветительская работа. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Итоги

Борьба с коррупцией – одна из ключевых сторон политики социал-демократов. Мы знаем причины коррупции и знаем инструменты, с помощью которых коррупция может быть сведена к минимальным показателям. Тот факт, что у нас есть программа действий по борьбе с коррупцией, может благотворно сказаться на популяризации идей социал-демократии, особенно в странах, поражённых коррупцией. Например, в России в 2019 году это явление было названо третьей по масштабу проблемой среди тех, которые тревожат граждан страны:

В то время как предложения большинства недемократических политических оппонентов сводятся к непрофессиональным и популистским требованиям ужесточения наказаний или создания новых государственных органов, наши предложения включают в себя действительно широкий комплекс проверенных методов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector