Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). госдолг не в нашу пользу

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

Госдолг и составление сметы бюджета.

Формулирование бюджетных оценок расходов по государственному долгу традиционно производится по методу начисления в системах бюджета и бухгалтерского учета. Такие оценки учитывают совокупный долг на начало финансового года. Кроме того, оцениваются новые долги, которые будут привлечены в течение года

При формулировании этих оценок должное внимание уделяется уровню ожидаемого дефицита, а также объемам внешнего и внутреннего долга, которые будут привлечены как для финансирования дефицита государственного бюджета, так и для удовлетворения требований в отношении ссудных средств. При оценке расходов по внешнему долгу страны с относительно стабильными обменными курсами основывают свои бюджетные оценки на уровне обменных курсов и процентных ставок на конец года

В странах, предусматривающих изменение этих ставок, учитываются средние ожидаемые ставки на следующий финансовый год. Однако ожидаемые ставки являются внутренними расчетами, и, как правило, эти расчеты явно не указываются в пояснительных примечаниях к бюджетной смете. Кроме того, любая огласка этих расчетов может оказать негативное влияние на рынки.

В последние годы, в связи с увеличением бюджетного дефицита и увеличением внешнего и внутреннего долга, в составление бюджета государственного долга были внесены два улучшения. Однако эти улучшения не являются единообразными или универсальными, и практика по-прежнему варьируется от страны к стране.

  1. Первое улучшение связано с тем, что, признавая связь между долгом, налогово-бюджетной политикой и платежным балансом, несколько стран начали готовить различные сценарии для анализа последствий внешнего долга. В качестве неотъемлемой части этого процесса изучаются сценарии заимствований как на текущий, так и на будущие годы, а также анализируются их последствия для таких факторов, как государственные расходы, отношение долга к ВВП и экспорт. Хотя анализ внутреннего долга менее сложен, чем анализ внешнего долга, он также рассматривается как часть сценариев, касающихся финансирования планов развития.
  2. Второе улучшение связано с введением маржи при формулировании бюджетных оценок расходов по государственному долгу. Учитывая неопределенность в движении обменных курсов и процентных ставок, оценки обеспечивают дополнительную маржу, так что дополнительные требования могут быть удовлетворены, не прибегая к дополнительным бюджетам. Эта практика была особенно заметна в странах Латинской Америки с высокой инфляцией. Такая маржа может оказаться недостаточной, когда колебания ставок превышают предполагаемые. Напротив, в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, где существует практика предоставления «резервов» и «надбавок» для удовлетворения дополнительных требований, возникающих в результате непредвиденных ситуаций и более высоких темпов инфляции, сборы по государственному долгу не включаются в эти оценки, возможно потому, что выплаты по государственному долгу могут производиться без какого-либо четкого законодательства в обеих странах.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ

Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР — $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.

Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора

Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?

В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.

В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.


Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг госсектора, млрд $ Внешний долг частного сектора, млрд $
1.04.2018 255,3 264,4
1.04.2017 255,1 266,4
1.04.2016 267,7 252,4
1.04.2015 278,9 278,3
1.04.2014 375,4 340,4
1.04.2013 355,0 336,6
1.04.2012 230,9 326,5
1.04.2011 203,8 304,4
1.04.2010 178,6 284,1
1.04.2009 150,1 295,3
1.04.2008 183,5 298,9
1.04.2007 154,2 201,3
1.04.2006 155,9 117,2

Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.

Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

История выплаты долга СССР

Изначальный план в связи с долгами был следующим: РФ берёт на себя советские обязательства, а союзные республики взамен отказываются от зарубежных активов Союза. Расчёт был на то, что объём активов превысит суммарную задолженность. Однако это оказалось не так.

Ряд развивающихся стран задолжали России ок. 150 000 000 000 амер. долл. на момент её вступления в Парижский клуб в 1997 г. Однако был такой нюанс: устав организации требовал от новых участников списания должникам их долгов за поставку вооружения, а суть в том, что 80% от размера активов составляла именно эта статья.

Важно! Российское государство обязали списать долги всем бедным и развивающимся странам. В результате по их долгам можно было взыскать всего лишь 8 000 000 000 амер

долл. – менее 5% задолженности СССР.

Итог: после этих изменений российская экономика не потянула выплату задолженности по графику.

Парижский и Лондонский клубы давали отсрочки по очередным платежам.

В 1992 г. РФ была предложена помощь в виде 24 000 000 000 амер. долл., но реально предоставлены были из этой суммы только 13,6 млрд. Вдобавок кредиторы предусмотрели отсрочки на 7 млрд. На выходе получилось, что четверть суммы по факту ушла на обслуживание актуальных обязательств.

Далее российская сторона договорилась с Парижским Клубом насчёт реструктуризации (срок – 10 лет с пятилетним льготным периодом). Планировалось, что по итогу РФ до 2020 г. выплатит 45% все задолженности. Остальные 55% – до 2115 г.

Лондонский Клуб также пошёл на реструктуризацию. Причём был предоставлен льготный период – 6 лет.

Советские долги отдавались как деньгами, так и товарами (строительными, высокотехнологичными и т.п.), а также др. активами.

По состоянию на 2007 г. Россия почти расплатилась перед Парижским Клубом.

Важно! Россия в 2017 г. полностью погасила долг СССР

Минфин перечислил Боснии и Герцеговине 125 000 000 USD за товары, которые Союзу передавала ещё Югославия. Платёж был совершён 8 августа.

Российское государство потратило 26 лет для полного закрытия кредитного “наследства”.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

Рост госдолга – хорошо или плохо?

Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.

Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.

Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.

Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.

То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:

  • риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
  • государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
  • более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
  • наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.

Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.

Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.

Любые санкции мы можем обойти

Салтыкову-Щедрину приписывают ставшую крылатой фразу: «Суровость законов Российской Империи компенсируется необязательностью их исполнения». Сейчас впору распространить смысл этого чудесного изречения на всю санкционную политику в коллективного Запада отношении России.

И наши деловые партнёры из Западных стран (без кавычек) похоже, научились у нас такому отношению к вредоносной политике своих правительств.

Заинтересованные в использовании те же российских облигаций федерального займа (ОФЗ) западные инвесторы давно используют схему, позволяющую обойти возможные ограничения.

РИА Новости цитируют мнение генерального директора УК «Спутник – Управление Капиталом» Александра Лосева:

«Санкции действенны только для евробондов с расчётами в долларах и депозитарным учетом в Euroclear и Clearstream, потому что лишь в этом случае OFAC Минфина США способно контролировать их выполнение. Запрет на ОФЗ бесполезен, потому что инвесторы, которых интересуют эти бумаги, приобретают не сами ОФЗ, а процентные и валютные свопы (обмены платежами или активами. – Прим. ред.), привязанные к доходности ОФЗ и форвардным курсам «доллар-рубль».

Если же западным инвесторам запретят покупать ОФЗ напрямую, средства направят через посредников, в том числе российских.

Один из возможных механизмов противодействия санкциям – использование компаний с особым статусом, не раскрывающих конечных бенефициаров. Кроме того, нерезидентам ничто не мешает задействовать криптовалюты или иные цифровые активы, источник и направление которых отследить невозможно.

МВФ и Россия

Фактически, Россия стала членом МВФ только в 1992 году. Именно с данного момента организация оказывает влияние на внутреннюю экономическую политику России в формате рекомендаций Правительству и Центральному Банку. В сферу контроля МВФ входит: установление рекомендуемого уровня национального бюджета, определение уровня инфляции, контроль уровня процентных ставок в стране, валютный курс и др.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Отношения СССР и России с МВФ

Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

Мы привели лишь часть прогноза от 2017 г. по 185 государствам. Ввиду данного факта, можно обнаружить, что текущие обстоятельства несколько отличаются от предсказанных, но общие тенденции сохранены.

У нас-то ещё ладно…

В 2020 году долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам того пандемийного года он и вовсе вырос почти на 40 процентов, до 18,99 триллиона рублей, что составляет 17,8 процента от ВВП. Небезынтересно проследить градацию размеров государственного долга России за несколько последних лет (в миллиардах долларов):

Считается, что само по себе существование госдолга не повод для расстройства, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.

По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Вот иллюстрация такой ситуации для разных стран мира:

Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77 процентов от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах – самый большой в мире, $26,945 триллиона, а соотношение с ВВП ($21,48 триллиона по итогам 2020 года) превышает 100 процентов.

У нас ещё неплохо, и такая ситуация сравнительно стабильна, о чём – в таблице ниже:

При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг – явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.

На 1 февраля 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 14,795 триллиона рублей, внешний госдолг на ту же дату – $56,260 миллиарда (около 4,290 триллиона рублей по курсу ЦБ на начало февраля), а общий размер суверенного госдолга России – 19,085 триллиона рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector