Понятие и виды правовых актов. соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Границы действенности нормативно-правовых актов

Предусмотрены рычаги ограничения действия правовой нормы, содержащей в себе правило общественного  поведения.  Локализация юридической силы нормативно-правового акта осуществляется: во временных рамках, на определенный круг лиц или в пределах определенной территории.

Временные рамки

Действие правового акта начинает исчисляться с момента его официального введения и до момента его отмены.

Принятый нормативно-правовой акт приобретает общеобязательность для граждан с даты, указанной в нем самом или с момента наступления конкретного обстоятельства, которое указано в нем. Правовые акты, для которых не предусмотрена обязательность официального опубликования, рассылаются по местам назначения и начинают действовать с даты получения их адресатом.

Что касается непосредственно правовых норм, выраженных в форме закона, в России они начинают действовать через десять суток с момента их официального опубликования. Исключение касается законов, изменяющих действующие положения Конституции. Они могут применяться со дня их опубликования. Указы Главы российского государства, равно как и постановления Правительства, касающиеся прав и свобод, интересов людей, регламентирующие правовое положение органов исполнительной власти федерального уровня, начинают действовать по истечении 7-дневного срока с даты их обнародования.

Акты Президента и органа исполнительной власти России, касающиеся вопросов государственной тайны, приводятся во исполнение на всей территории страны с даты их подписания. Особое временное действие установлено для норм налогового законодательства. Законы по налоговым вопросам федерального значения вступают в действие через один месяц с даты их опубликования. Те федеральные правовые акты, которые изменяют действовавший Налоговый российский Кодекс, применяются с 1 января года, который наступит после года принятия.

Территориальные субъекты России наделены правом самостоятельно устанавливать срок ввода в действие принимаемого местного правового акта, прописав его в своем Уставе.

Основным моментом прекращения действия нормативно-правового акта является дата, следующая за днем окончания срока действия, который был предусмотрен для этого акта, и прописан в нем. Дополнительными основаниями могут служить: принятие нового правового акта по тому же вопросу, который отражал предшествующий документ; ликвидация обстоятельств, для регулирования которых был принят акт; утрата юридической силы путем выражения всеобщего неодобрения; вынесение в отношении акта вердикта Конституционного российского суда о противоречии его нормам основного закона.

На территории Российской Федерации правовые акты в форме закона не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до момента его принятия. Следовательно, невозможно применение санкций такого акта к участникам регулируемого им правоотношения, которое состоялось до даты введения этого закона в действие. Исключительный случай – вводимые законы, которые смягчают или отменяют наказание за правонарушение. Они распространяют свое действие на общественные отношения, возникновение которых состоялось ранее даты принятия данного закона (ст. 54 Конституции).

Определенная территория

Действие письменных норм может быть осуществлено на всей государственной территории или на конкретной ее площади. Например, законы федерального значения имеют обязательную силу на всей территории страны. Законы субъектов России применимы в пределах его границ. Юридическая значимость нормативно-правовых актов распространяется за пределы российских территориальных границ. Они имеют действие на территории иностранных государств, где находятся посольства, дипломатические ведомства России.

Определенный круг лиц

Нормативные правовые акты обязательны для всего населения страны, но из данного правила есть исключения.

Например, законодательные нормы о воинской обязанности, а также закрепляющие права избирателей, распространяются только на российских граждан и не касаются лиц без гражданства, иностранцев. Правовые акты конкретной отрасли права или сферы общественной жизни применимы не для всех людей и организаций. Приказы Министерства обороны касаются только военнообязанной категории граждан. Решения в области энергетической промышленности оказывают влияние только на работников предприятий этой сферы деятельности

Особое внимание заслуживают дипломаты. Они наделены политической неприкосновенностью

К ним не могут быть применены санкционные меры законов уголовного права.

Определение понятий

Для того чтобы правильно понять, в чем заключаются основные отличия между понятиями, необходимо дать каждому из них определение.

Нормативный правовой акт, если рассматривать специализированно – документ, который  является официальной бумагой. Составляется акт не просто от руки, а по строгой форме. Содержание написанного в тексте после составления не должен противоречить тем нормам, законам и постановлениям, которые действуют в стране и обладают выраженной или узконаправленной юридической силой. Существуют обязательные условия, свойственные для подобного вида официального документа.

Правовой акт – собирательный термин, объединяющий целый ряд юридических документов. Они могут издаваться различными органами, облеченными властью (местные или государственные). Имеется и другое название (синоним) – индивидуальный юридический акт. Если рассматривать особенности документа, то он представляет собой решение, вынесенное государственным органом или лицом, которое имеет на это достаточно полномочий. Решение адресовано конкретным людям, объектам, организациям или субъектам. Особенность указывает, что общий характер к этому акту не относится. Примером может являться документ, предназначенный для служебного пользования. Такие бумаги в 90% случаев удалены из общего доступа. Правовой акт не наделяется способностью создавать никаких правовых норм. Основная задача – решения направляются на индивидуальное применение.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Предлагаемые изменения

Отмена и замена

В манифесте Консервативной партии на всеобщих выборах 2017 года предлагалось отменить Закон о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года. Однако правительство Терезы Мэй не смогло получить большинство в Палате общин на этих выборах и не пыталось отменить закон. Консервативная партия подтвердила обязательство отменить закон в своем манифесте на выборах в декабре 2019 года , на которых она получила большинство. В манифесте говорилось, что закон «привел к параличу в то время, когда страна нуждалась в решительных действиях». В первой речи королевы после выборов было подтверждено, что «будет продолжена работа по отмене Закона о срочном парламенте».

Для отмены этого закона потребуется новый парламентский акт . Если срок полномочий парламентов должен быть ограничен, меры по этому вопросу должны быть включены в новый Закон, поскольку Закон о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года отменил ранее существовавшее законодательство, регулирующее срок полномочий парламентов.

Законопроект частного члена 2020 г.

После выборов в декабре 2019 года, 3 февраля 2020 года, законопроект частного члена об отмене и замене FTPA был внесен в Палату лордов консервативным коллегой лордом Мэнкрофтом . Законопроект предусматривает создание парламентов сроком на пять лет, следующие выборы состоятся 2 мая 2024 года, если только досрочные выборы не будут объявлены королевским объявлением о роспуске парламента. Это существенно восстановило бы положение перед FTPA. Кроме того, законопроект подтвердил бы, что монарх имеет право прервать работу парламента до того момента, когда монарх выберет его. Согласно законопроекту, действия монарха и совет правительства монарху по поводу этих действий не подлежали судебной защите. Второе чтение законопроекта не было запланировано, поскольку 29 апреля 2021 года его действие провалилось из-за перерыва в работе парламента.

Законопроект о роспуске и объявлении парламента

Правительство опубликовало 1 декабря 2020 года для рассмотрения Объединенным парламентским комитетом по FTPA проект закона о срочных парламентах 2011 года (отмена), который отменяет и заменяет FTPA. Проект, сопровождаемый заявлением об основополагающих принципах, предусматривает возрождение прерогатив королевской власти в отношении роспуска парламента и созыва нового парламента, «как если бы Закон о срочном парламенте 2011 года никогда не принимался», с тем чтобы о восстановлении максимумов пятилетних парламентов. Он добавляет (что является новым), что суд «не может подвергать сомнению» (а) «осуществление или предполагаемое осуществление» этих полномочий, (б) «любое решение или предполагаемое решение, относящееся к этим полномочиям» или (в) «пределы или степень этих полномочий «. Переименованный в законопроект о роспуске и созыве парламента, он был официально объявлен в речи королевы 11 мая 2021 года и внесен в парламент на следующий день.

Реформа

Поскольку Закон отменил старые прерогативы, например королевскую власть роспуска, некоторые эксперты в области права, такие как Рафаэль Хогарт, утверждали, что было бы невозможно просто восстановить их, даже если бы это было желательно. Вместо этого в Закон можно было бы реформировать, в частности, чтобы указать, какие шаги следует предпринять в течение так называемых «грязных двух недель» после принятия ходатайства в соответствии с Законом, и уточнить, приравниваются ли ранее существовавшие типы голосования к выражению недоверия, такие как как отклонение бюджета, по-прежнему требует отставки правительства.

Эта позиция была отклонена в 2020 году правительством, которое решило прямо возродить королевскую прерогативу в своем законопроекте, отменяющем Закон. Будет ли это на самом деле означать восстановление прерогативы или создание новой законодательной власти, обсуждается юристами: бывшие судьи Верховного суда баронесса Хейл и лорд Сумпшен утверждают, что эта прерогатива может быть восстановлена, профессор конституционного права Энн Туми считает, что он не мог этого сделать, и Стивен Лоуз , бывший первый советник парламента , заявил, что «если парламент хочет, чтобы власть была такой же, как она была до 2011 года, то суды обязаны рассматривать ее как таковую».

Федеральное Собрание РФ: общая характеристика

Особенности Федерального собрания:

    1. изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ;
    2. орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Другая важная гарантия, закрепленная в гл. «Основы конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправепринимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

    • президентское вето;
    • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
    • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
    • право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;
    • право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;
    • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
    • требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент РФ, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа РФ, а также весь спектр партийно-политических интересов граждан.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Счета

Законопроект парламента известен как законопроект . Другими словами, законопроект — это предлагаемый закон, который необходимо обсудить в парламенте, прежде чем он станет законом.

На территориях с Вестминстерской системой большинство законопроектов, которые имеют любую возможность стать законом, вносятся в парламент правительством. Обычно это происходит после публикации « белой книги », в которой излагаются проблемы и способы их решения в предлагаемом новом законе. Законопроект также может быть внесен в парламент без официальной поддержки правительства; это известно как счет частного члена .

На территориях с многопалатным парламентом большинство законопроектов может быть сначала внесено в любую палату. Однако определенные виды законодательства должны быть внесены в конкретную палату либо по конституционному соглашению, либо по закону. Например, счета , устанавливающего налог , или с участием государственных расходов , которые вводятся в Палате общин в Великобритании , Канаде «s Палата общин , Лок Сабха из Индии и Ирландии » s Dáil как вопрос права. И наоборот, законопроекты, предлагаемые Юридической комиссией, и законопроекты о консолидации традиционно начинаются в Палате лордов .

После внесения законопроект должен пройти несколько этапов, прежде чем он станет законом. Теоретически это позволяет подробно обсуждать положения законопроекта, а также вносить, обсуждать и согласовывать поправки к первоначальному законопроекту.

В двухпалатных парламентах законопроект, одобренный палатой, в которую он был внесен, затем направляет законопроект в другую палату. Вообще говоря, каждая палата должна отдельно согласовать одну и ту же версию законопроекта. Наконец, одобренный законопроект получает одобрение; на большинстве территорий это просто формальность и часто функция, выполняемая главой государства .

В некоторых странах, таких как Франция, Бельгия, Люксембург, Испания и Португалия, термин для законопроекта различается в зависимости от того, инициирован ли он правительством (когда он известен как «проект») или парламентом ( «предложение», т. е. счет частного члена).

Виды

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат нормы права;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector