Законы: понятие, признаки и виды

в чем различия между правом и законом?

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда.

Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладают два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права. То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом.

Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права.

Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.

Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям — справедливости, гуманизму и т.

Порядок принятия

Утверждение проекта нормативного акта осуществляется в рамках специального процесса. В современных парламентских демократических государствах принятие законов осуществляется представительными органами. Установленная регламентом процедура обеспечивает вынесение на обсуждение проектов актов по действительно актуальным вопросам государственной жизни. Это реализуется, как правило, посредством ограничения круга субъектов, имеющих законодательную инициативу. К ним, в частности, относят депутатов, правительство, главу государства, высшие судебные органы и прочие институты власти.

Закон: понятие, признаки, виды

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона (из определения):

    1. принимается только органом законодательной власти или референдумом;
    2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
    3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
    4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
    5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов:

1) по их юридической силе:

    • Конституция РФ,
    • федеральный конституционный закон,
    • федеральный закон,
    • закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

    • принятые в результате референдума;
    • принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования:

    • конституционные,
    • административные,
    • гражданские,
    • уголовные и т.п.;

4) по сроку действия:

5) по характеру:

6) по сферам действия:

    • общефедеральные;
    • региональные;

7) по содержанию:

    • экономические,
    • бюджетные,
    • социальные,
    • политические и т.п.;

по степени систематизации:

    • обычные,
    • кодификационные — ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

    • общие,
    • специальные и т.д.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Разница между правом и законом

Начинающие юристы часто путают закон и право, ссылаясь не на конкретные нормы, а на базовые принципы отрасли. К сожалению, эти категории могут не только не совпадать друг с другом, но и находиться в противоречии. Однако в теории всё выглядит иначе, и нам необходимо стремиться к гармонии этих понятий.

Небольшой анализ поможет вам понять разницу между правом и законом и усвоить отличия раз и навсегда.Право – это система императивных норм, которые устанавливаются и охраняются государством.

За отказ от их соблюдения или нарушения предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

В мире доминирует несколько правовых систем: англо-саксонская, романо-германская и теократическая.Закон – нормативный акт, принятый в соответствующем порядке и затрагивающий определённую сферу правовых отношений. Его главные атрибуты – формальное выражение, сфера действия, круг субъектов, сила.

Похожие термины:

  • о т. н. «взаимном обеспечении безопасности» имеет своей целью финансирование и вербовку отдельных лиц и целых групп из числа военных преступников (см.), изменников и предателей и образование из них

  • установил, что военнообязанными являются все мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Срок военной службы – 1 год (с 1936 г. — 2 года). Лица, отбывшие воинскую повинность, зачислялись в различные резервные соед

  • регулировал выборы в нижнюю палату парламента – палату представителей. 3. были установлены возрастной (25 лет) и имущественный (15 иен прямого налога) цензы, а также ценз оседлости (полтора года). Не п

  • (Акт о конституции для Британской Индии) – временная «конституция» Индии. Согласно 3. создавался парламент, состоявший из двух палат: Законодательного собрания и Государственного совета. Законода

  • См. Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.

  • см. Модельный закон.

  • см. Закон-рамка.

  • закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

  • снизил имущественный ценз для активного избирательного права, что привело к увеличению избирательного корпуса по выборам палаты представителей парламента до 3 млн. человек.

  • принят в США; предусмотрел, что регулярная армия США и национальная гвардия должны комплектоваться за счет добровольцев. Условием для поступления в армию была политическая благонадежность.

  • принят в Германии; предоставил право рабочим избирать на предприятиях на общих собраниях комитеты (советы), которые «совместно с предпринимателями» устанавливали правила внутреннего распорядка.

  • фашистское правительство ликвидировало пропорциональную систему при выборах Палаты депутатов и установило, что партия, получившая относительное большинство голосов избирателей, но не меньше 1/4

  • Уголовный кодекс Российской Федерации (п, 57 ст. 5 УПК РФ).

  • (lex Aquilia, 286 г. до н. э.) — закон об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей, в том числе рабов и скота.

  • (lex Falcidia, I в. до н. э.) — закон об ограничении завещательных отказов.

  • (lex Hortensia, 258 г. до н. э.) — придание постановлениям плебейских сходок (plebiscitum) силы квиритского закона.

  • принят в Италии; передал Муссолини всю полноту исполнительной власти. При этом глава Правительства формально назначался и отзывался королем и один отвечал перед королем за общее политическое нап

  • ввел избирательное право для всего мужского населения в возрасте старше 25 лет. Исключение составляли военнослужащие, студенты и вообще учащиеся, лица, не имевшие определенного местожительства ил

  • (известен также под названием «Закон об опасных мыслях») – принят в Японии; установил, что всякое лицо, участвующее в организации, имевшей целью изменить государственный строй или уничтожить сист

  • принят в Японии; возложил на полицию право осуществлять арбитраж при трудовых конфликтах между рабочими и предпринимателями.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Чем отличается закон от кодекса

Чем конституция отличается от других законов? Вопрос, чем конституция отличается от других законов , сегодня возникает крайне редко. В настоящий момент, практически каждый человек знает о том, что конституция — основной Что выше закон или постановление? Мы прекрасно знаем о том, что существует законодательная база, которая четко определяет все правила поведения в обществе и в определенных правовых полях. Кроме всего прочего, мы Чем отличается закон от постановления? Законодательная база нашей страны состоит из различных законов, постановлений и нормативных актов. Возникает такой вопрос, чем отличается закон от постановления?

Закон (право)

Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

В этот документ можно вносить данные о несовершеннолетних детях до 14 лет. Единственное исключение составляют граждане, отметившие 27-летие до 2014 года, т.

В статье 437 Административного Кодекса четко прописано, что нарушением тишины в ночное время является время с 23:00 до 6:00 утра. Ссылки на разборы частных случаев есть в статье. Кроме того, будет нелишним выкупать все среди недели, когда цены ниже – считается непопулярным временем. Иначе у выдающей бланк организации (либо индивидуального предпринимателя) могут возникнуть проблемные ситуации с клиентами либо контрагентами.

До 31 декабря 2013 года включительно применялось следующее правило: если собственник получил вычет, но полностью не исчерпал весь лимит по нему, то воспользоваться остатком еще раз, при покупке другой квартиры, уже не получится.

И потому учредительные документы желательно все же прошивать вручную.

Когда ошибки будут исправлены, то можно обратиться в службу заново. Куда жаловаться на учителя. Достаточно заполнить все данные до предоставления документов.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Конституция – основной закон государства

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас или воспользуйтесь формой ниже:

+7 (499) 653-60-72 Доб. 355 Москва и область +7 (812) 426-14-07 Доб. 525 Санкт-Петербург и область Это быстро и бесплатно !

Чем закон отличается от кодекса

Структура кодекса часто отражает систему отрасли. Латинское слово codex имело много значений. Кодексом назывались: ствол дерева; чурбан или колодка, прикрепляемая к ногам преступника, которую последний волочил за собой и на которую садился; брёвна, служившие основанием плавучего моста или перевозного парома; наконец, деревянные дощечки, намазанные воском, предназначенные для письма и в своём соединении составлявшие книгу , в отличие от свитка volumen. Поэтому, между прочим, codices назывались кассовые книги римлян см.

Codices accepti ас depensi. Издание Грегорианом императорских конституций под названием кодекса, имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника.

С этого времени оно становится очень употребительным. Наличие кодекса, как особого нормативного акта, в большей степени, присуще для стран континентального права, вроде Франции, Германии, Италии, Испании, Польши, Бельгии и прочих.

Для стран англо-саксонской правовой семьи подобные акты не характерны, в силу преобладания норм общего права , права справедливости и прецедентного права. Как в Советском Союзе , так и в России Кодексы использовались и используются весьма широко. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 2 мая ; проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кодекс значения. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. Категория : Кодексы. Скрытые категории: Википедия:Статьи для обновления Статьи со ссылками на портал.

Пространства имён Статья Обсуждение. Эта страница в последний раз была отредактирована 6 мая в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.

Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Свяжитесь с нами Разработчики Заявление о куки Мобильная версия. Данные о кодексах РФ приведены по состоянию на год.

Чем закон отличается от права?

Многие юристы, будучи еще новичками, часто путают понятие закона и права.

Поэтому крайне необходимо еще на раннем этапе карьеры разобраться, что эти понятия объединяет, а что в них разного. Для начала разберемся в определениях.

Право — это, в первую очередь, установленные государством нормы.

Право действует столетиями, в то время, как закон рассчитан лишь на определенный срок. Если закон, который принимается государственными деятелями противоречит ранее установленным правовым нормам, он автоматически считается нелегитимным еще на этапе его принятия.

О взаимосвязи закона и права думают уже долгое время.

Основные признаки

Разъясняя, что такое закон, определение позволяет сформулировать его основные черты. Они состоят в следующем:

  1. Закон — нормативное выражение народной воли в результате согласования разных социальных интересов. Такая практика считается общепризнанной и действует в современных государствах. Вместе с этим допускаются исключения из этого правила. Так, в Великобритании любой акт, принятый в обеих палатах парламента, промульгированный королевой, признается законом. В таком порядке осуществляется установление персональных пенсий, другого содержания бывшим служащим и иных социальных выплат.
  2. Закон принимается высшим представительным госорганом либо самим населением в результате референдума. Этот порядок обусловлен тем, что с древности нормативный акт является выражением высшей власти в стране. Например, это было в древневосточных государствах, которые не знали современной конституционной системы. В них высшая власть принадлежала верховному правителю. Он, в свою очередь, в соответствии с нравственными и религиозными убеждениями, получил ее и сами законы от Бога. Такое представление имело место при феодализме в России и Европе.

Особенности действия

Обращаясь к приведенным выше разъяснениям о том, что такое закон, следует отметить, что он призван обеспечить упорядоченное развитие политических, социальных и экономических сфер. Среди прочих нормативных актов он обладает наибольшим юридическим действием. Определяющее и ведущее положение в системе отражает одно из главных требований — верховенство закона в процессе регулирования общественных отношений. Оно выражает нормативную направленность акта и обязательность соответствия других норм его положениям. Никакой подзаконный акт не может влиять на законодательное регулирование. В противном случае его надлежит привести в соответствие с высшими нормами либо отменить. Разъясняя, что такое закон РФ, необходимо отметить нормативную концентрированность и предоставление субъектам различных вариантов поведения, рассчитанных на неопределенное множество случаев применения.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты

Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу

Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Поделиться с друзьями

В чем заключается специфика кодекса?

Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.

Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.

Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных». С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.

Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.

Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы. Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен).

В чем заключается специфика закона?

Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством. Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений. Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  1. основной закон государства в виде Конституции;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:

С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?

Что такое закон: определение

В юридической науке принята общая трактовка понятия. Закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным государственным органом в установленном порядке. Он регулирует наиболее важные отношения, возникающие в обществе, с точки зрения потребностей и интересов населения. В этом проявляется сила закона. Что такое действие нормативного акта? Оно предполагает обязательность для исполнения всеми лицами. К этому стоит добавить, что нормативность (общий характер) акта не значит, что в нем не могут присутствовать директивные или индивидуальные отдельные предписания (поручения правительству, плановые или бюджетные показатели, декларации, программные положения и пр.). Например, что такое Федеральный закон о бюджете? Это акт, который в большей части состоит из финансовых показателей. Вместе с этим он включает в себя и отдельные нормы общего характера.

Кодексы

Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.

Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Похожие термины:

  • включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативн

  • совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав личности на профессиональное образовани

  • совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав взрослых членов общества на образование.

  • совокупность нормативно-правовых и иных актов, регулирующих отношения в сфере образования.

  • правовые нормы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения.

  • (Information Legislation) – совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий (Моисеев В. Б. Ин

  • включает в себя статьи Конституции РФ, относящиеся к сфере образования, Закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также закон

  • совокупность законов, базирующихся на Конституции Украины. Состоит из законов Украины «Об образовании», «О научной и научно-технической деятельности», «О высшем образовании» и других нормативно-

  • иерархически выстроенная система нормативно-правовых актов, состоящая из законов и подзаконных нормативных актов, являющихся источниками нормативных предписаний (правил поведения), которые рег

  • включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере занятости населения

  • обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулирование общественных отношений в сфере образования.

  • в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это: а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

  • -соответствие Конституции Республики Беларусь; -соответствие общепризнанным принципам международного права; -обеспечение реализации права граждан на образование; -обеспечение доступности образ

  • прогнозируемые органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, включенными в отношения в сфере образования, результаты функционирования образовательной системы и образоват

  • классификатор, обеспечивающий унификацию формирования эталонных банков данных правовой информации. 190.000.000 Законодательство в образовании 190.010.000 Общие вопросы образования 190.020.000 Органы управлен

Виды нормативных актов

По юридической силе

  • Законы – это нормативно-правовые акты, характеризующиеся наличием высшей юридической силы и принимаемые государственным органом или всем народом в специальном, формализованном порядке. Таковыми являются Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в главном законе страны («О Государственном флаге», «О судебной системе»). Помимо этого, в данную группу относят федеральные законы и законы субъектов федерации. Они регламентируют отношения в разных сферах общества («Об образовании», «О полиции»).
  • Подзаконные нормативно-правовые акты включают в свой состав постановления органов законодательной (Государственная дума) и исполнительной (Правительство РФ) власти. В эту же группу относят указы Президента РФ и нормативные документы государственных органов субъектов федерации.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления выпускаются местной администрацией и властями муниципального образования. Таковыми могут быть решения Думы городского округа Самара, мэрии города Москвы.
  • Локальные нормативно-правовые акты – инструкции, приказы и распоряжения руководства предприятий, организаций и учреждений.

По сроку действия

  • Постоянные нормативные акты неограничены временным промежутком и действуют до отмены его действительности. Таким документом можно считать Конституцию РФ.
  • Временные или срочные – ограничены определёнными сроками – календарной датой или конкретным обстоятельством. Например, работа по исполнению бюджета РФ завершается 31 декабря текущего года.

По территории действия

  • Федеральные – действуют на территории всей страны. Например, «О персональных данных», «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д..
  • Региональные – действуют на территории субъекта федерации (края, области и т. д.). В эту группу относят полномочия связанные с организацией межмуниципальных и пригородных перевозок – постановление РЭК Свердловской области «О предельных тарифах на проезд в городском транспорте».
  • Местные действуют на территории муниципалитета. К примеру, исключительно на территории г. Москвы действуют такие постановления как «Инструкция по делопроизводству ВМО Ломоносовское г. Москвы» и т. д..
  • Локальные распространяют свою власть на территории организации или учреждения. Как правило, они действуют в области трудового законодательства (правила и инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка), а также подобные моменты в Исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), воинских частях и подразделениях.

По предмету правового регулирования

  • Специализированные правовые акты – те документы официального характера, которые регулируют только одну отрасль права (семейное, трудовое, гражданское и т. д.). Именно поэтому они называют отраслевыми;
  • Группа комплексных правовых актов состоит из документов, относящихся к определённым сферам общественных отношений в государстве. К примеру, хозяйственное законодательство РФ включает в себя элементы гражданской, финансовой и налоговой отраслей права.

По времени вступления в действие

  • С момента опубликования, поскольку неопубликованные законы не выполняются в государстве. Таковыми являются Конституция, а также законы субъектов федерации.
  • С момента, названного в самом акте, вступают в силу такие федеральные акты, как международные договоры.
  • По правилам, установленным законодательством (не раньше, чем через 10 дней) правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

По процедуре (особенностям) принятия

  • Акты, издаваемые государственными органами – указы, распоряжения, постановления и иные документы Правительства и Президента Российской Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления содержат в себе устав муниципального образования, документацию, определяемую представительным органом муниципального образования, главой и должностными лицами органов местного самоуправления, т. е. принимаются Думой, губернатором или мэром.
  • Акты локального действия (организаций, учреждений) – штатное расписание, график отпусков, положение о проведении аттестации и т. д. Данные документы согласовываются с представителями работников, вышестоящих организаций и утверждаются работодателем.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector