Дотационные регионы в россии и их рейтинг

Дотации для регионов Российской Федерации в 2022 году.

Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.

Объем межбюджетного трансферта, тыс. руб.

Дагестан Республика

59 065 832,5

Саха (Якутия) Республика

43 944 997,7

Камчатский край

39 357 697,2

Алтайский край

27 129 122,5

Чеченская Республика

27 078 463,8

Ставропольский край

19 202 709,7

Бурятия Республика

18 298 640,3

Крым Республика

17 714 025,6

Башкортостан Республика

16 433 477,4

Тыва Республика

15 732 671,2

Ростовская область

13 851 965,4

Курганская область

12 996 957,2

Брянская область

12 805 744,9

Забайкальский край

12 131 146,2

Ивановская область

11 636 525,0

Кабардино-Балкарская Республика

11 085 531,8

Кировская область

10 007 230,0

Чувашская Республика – Чувашия

9 917 143,0

Чукотский автономный округ

9 774 052,9

Алтай Республика

9 645 506,4

Ингушетия Республика

9 197 281,2

Карачаево-Черкесская Республика

9 134 791,1

Тамбовская область

9 112 852,8

Северная Осетия Республика

8 983 902,7

Архангельская область

8 824 435,8

Краснодарский край

8 737 922,3

Карелия Республика

8 542 541,4

Приморский край

8 516 042,5

Саратовская область

8 495 340,2

Волгоградская область

8 288 733,1

Челябинская область

7 589 422,7

Кемеровская область

7 220 710,8

Воронежская область

7 011 928,6

Хабаровский край

6 770 381,6

Пензенская область

6 677 239,2

Омская область

6 576 685,0

Марий Эл Республика

6 025 779,7

Иркутская область

5 850 352,0

Орловская область

5 730 043,1

Владимирская область

5 579 463,1

Новосибирская область

5 562 539,9

Магаданская область

4 977 912,6

Псковская область

4 288 008,0

Томская область

4 154 423,8

Тверская область

4 076 536,8

Оренбургская область

3 974 113,2

Нижегородская область

3 929 022,6

Калмыкия Республика

3 844 346,7

Адыгея Республика

3 798 076,2

Курская область

3 773 624,0

Костромская область

3 702 949,7

Удмуртская Республика

3 632 692,7

Амурская область

3 602 260,5

Рязанская область

3 468 529,3

Ульяновская область

3 354 936,2

Смоленская область

3 245 918,2

Красноярский край

3 194 525,8

Хакасия Республика

3 092 734,7

Мордовия Республика

2 755 155,5

Вологодская область

2 733 988,9

Севастополь город

2 602 071,2

Астраханская область

2 416 618,2

Белгородская область

2 367 047,5

Пермский край

2 186 594,0

Калининградская область

2 166 982,9

Еврейская автономная область

1 889 765,5

Тульская область

1 845 052,1

Новгородская область

1 307 096,9

Липецкая область

794 283,4

Ярославская область

685 900,8

Мурманская область

472 903,0

Республика Коми

299 714,8

Калужская область

272 673,0

Москва город

0,0

Санкт-Петербург город

0,0

Ленинградская область

0,0

Московская область

0,0

Ненецкий автономный округ

0,0

Самарская область

0,0

Сахалинская область

0,0

Свердловская область

0,0

Татарстан Республика

0,0

Тюменская область

0,0

Ханты-Мансийский АО – Югра

0,0

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,0

Резюме

Пандемический 2020 год серьезно пошатнул экономическую и финансовую устойчивость российских регионов. Промышленное производство снизилось на 2,9 %, сильнее всего пострадали сырьевой сектор и сектор услуг. Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года превысил 700 млрд рублей. От катастрофических падений финансовых показателей регионы спасла федеральная поддержка, объем которой вырос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом. Помимо этого, был оказан ряд антикризисных мер по сдерживанию долговой нагрузки в виде удлинения сроков предоставления кредитов УФК и возвращения выдачи дешевых бюджетных кредитов. Совокупный долг регионов вырос до 2,5 трлн рублей и составил 27,3% ННД, что соответствует прогнозам агентства.

Пониженные процентные ставки и возможность удлинить долговой портфель привели к небывалому росту активности на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. Ликвидация последствий кризисного года и восстановление региональных экономик будут затяжными и непростыми, а также потребуют дополнительных средств. Сохраняющиеся комфортные условия позволяют решить актуальные вопросы по финансированию нацпроектов и социальных расходов длинными облигациями, что позволит уменьшить давление на ликвидность бюджета. По нашей оценке, объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Мы ожидаем роста долговой нагрузки до 29 % ННД и сокращения объема трансфертов до 15 % по итогам 2021 года.

Критерии отнесения к регионам-донорам: обзор подходов

Официальный подход

Официально регионами-донорами в России могут считаться субъекты РФ, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом с начала 1990-х годов критерии получения дотаций из федерального бюджета несколько раз претерпевали серьезные изменения. Так, изначально часть дотаций предоставлялась на покрытие разрыва между текущими расходами и доходами, что не стимулировало регионы развивать налоговый потенциал6. С 2004 г. в качестве критерия для выделения дотаций используется расчетная бюджетная обеспеченность, определяемая как соотношение индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов субъекта РФ. Дотации предоставляются регионам, уровень расчетной обеспеченности которых ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания.

Подходы к расчету бюджетной обеспеченности неоднократно менялись7. Так, в 2016 г. в методику распределения дотаций внесены очередные изменения, согласно которым при распределении дотаций на 2017 г. учитываются результаты инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за 2015 г. При этом доля дотаций по результатам инвентаризации этих расходных полномочий может достигать 30% общего объема дотаций. Данные изменения ведут к частичному возвращению практики 1990-х годов. В различные периоды современной российской истории количество регионов-доноров по официальному критерию существенно колебалось: 35 в 1993 г., 8 в 1997 г., 19 в 2001 г., 25 в 2006 г., 14 в 2015 г.

Альтернативные подходы

Один из альтернативных подходов изложен в работе О. Кузнецовой (1999). Она относила к регионам-донорам субъекты РФ, у которых объем собранных и зачисленных в федеральный бюджет налогов превышал объем полученной ими финансовой помощи и прямых федеральных расходов на их территории. В 1996-1998 гг. такими регионами донорами постоянно были 26 субъектов РФ, а реципиентами — 48 субъектов РФ. Если же не учитывать прямые федеральные расходы на территории регионов, то к постоянным регионам-донорам можно было отнести 50 субъектов РФ (в них проживало 80,6% населения страны).

На наш взгляд, еще один возможный подход к определению регионов — потенциальных доноров заключается в том, что субъекты РФ относятся к донорам, если значение индекса донорства превышает 50%. Индекс донорства определяется следующим образом:

Таблица 1

Регионы — потенциальные доноры в 2015 г.

Значение индекса донорства

50-100%

> 100%

Рязанская область, Ярославская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Астраханская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский край, Самарская область, Красноярский край, Иркутская область, Омская область

Республика Коми, Ненецкий АО, Оренбургская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Томская область

* Курсивом выделены регионы, в которых разность между налоговыми и неналоговыми доходами (без учета безвозмездных поступлений) и расходами консолидированного бюджета субъекта РФ неотрицательна.

В данном исследовании мы будем придерживаться нормативного подхода, установленного в законодательстве, и понимать под регионами-донорами субъекты РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Полный список дотационных регионов России в 2021 году

Данные представлены в виде рейтинга по суммам дотаций от меньшего к большему.

Регион

Сумма дотаций, тыс. руб.

61-72

Мурманская область

14 943,80

Республика Коми

311 093,40

Ярославская область

703 525,10

Красноярский край

906 719,40

Липецкая область

949 959,40

Белгородская область

996 957,00

Тульская область

1 220 516,20

Вологодская область

1 495 024,80

Новгородская область

1 653 477,60

Иркутская область

1 927 197,60

Еврейская авт. область

1 974 804,90

Астраханская область

2 501 199,80

51-60

Пермский край

2 535 865,80

Калининградская область

2 741 233,40

Республика Мордовия

3 118 099,00

Севастополь

3 199 272,00

Республика Хакасия

3 464 381,20

Смоленская область

3 474 713,00

Кемеровская область

3 476 915,80

Ульяновская область

3 505 908,30

Костромская область

3 634 205,40

Курская область

3 664 697,20

41-50

Республика Калмыкия

3 733 383,40

Нижегородская область

3 784 242,70

Амурская область

3 977 019,30

Рязанская область

4 342 834,00

Удмуртская Республика

4 409 777,80

Магаданская область

4 492 566,10

Республика Адыгея

4 504 223,10

Псковская область

4 684 648,70

Тверская область

4 720 516,30

Оренбургская область

5 027 253,20

31-40

Томская область

5 255 346,10

Орловская область

5 987 895,00

Владимирская область

6 134 292,20

Новосибирская область

6 404 851,50

Челябинская область

6 941 469,90

Хабаровский край

7 075 048,80

Республика Марий Эл

7 225 506,00

Республика Карелия

7 709 643,60

Воронежская область

7 974 041,10

Пензенская область

8 014 880,60

21-30

Омская область

8 135 492,40

Приморский край

9 097 061,30

Республика Алтай

9 374 943,90

Тамбовская область

9 522 931,20

Архангельская область

9 557 096,60

Волгоградская область

9 811 006,50

Саратовская область

9 850 447,80

Карачаево-Черкесская Респ.

10 061 698,40

Республика Северная Осетия

10 492 847,00

Краснодарский край

10 710 526,50

11-20

Республика Ингушетия

11 181 480,20

Чувашская Республика

12 226 345,10

Забайкальский край

12 352 857,30

Кировская область

12 659 146,00

Чукотский авт. округ

12 782 544,10

Ивановская область

12 917 549,00

Курганская область

13 249 667,90

Брянская область

13 382 003,40

Кабардино-Балкарская Респ.

14 023 197,70

Ростовская область

14 994 005,30

1-10

Республика Башкортостан

17 172 983,90

Республика Тыва

18 625 857,60

Республика Крым

21 453 663,90

Республика Бурятия

21 862 377,90

Ставропольский край

24 291 427,80

Алтайский край

29 521 598,30

Чеченская Республика

33 484 644,40

Камчатский край

41 128 793,60

Республика Саха (Якутия)

51 597 946,80

Республика Дагестан

72 892 420,50

Льготы почетным донорам: какие положены и как их получить в 2021 году

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Регионы России вполне официально делятся на два типа — дотационные и доноры. Первые — проблемные, они не могут прокормить себя за счет собственных доходов и получают поддержку и федерального бюджета. Вторые зарабатывают больше и дотаций из казны на выравнивание бюджетной обеспеченности не получают. Разберемся, какие субъекты РФ относятся к этим группам. Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом — свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других — выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.

На какие цели выдаются дотации регионам?

Межбюджетные трансферты, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе, не имеют целевого направления (ст. 6 БК РФ). Однако, отсутствие целевого назначения не свидетельствует об отсутствии контроля за использованием средств. Они выделяются для выравнивания уровня бюджетов субъектов федерации, направлены на удовлетворение общественных, социальных интересов, на поддержание экономического и социального благосостояния субъекта и граждан в нем проживающих.

Соответственно, будет целесообразно просчитать, сколько денег приходится на одного жителя дотационного региона.

Дагестан Республика

59 065 832,5 3 063 885 19,28

Саха (Якутия) Республика

43 944 997,7 964 330 45,57

Камчатский край

39 357 697,2 315 557 124,72

Алтайский край

27 129 122,5 2 350 080 11,54

Чеченская Республика

27 078 463,8 1 436 981 18,81

Ставропольский край

19 202 709,7 2 800 674 6,86

Бурятия Республика

18 298 640,3 984 511 18,59

Крым Республика

17 714 025,6 1 913 731 9,26

Башкортостан Республика

16 433 477,4 4 063 293 4,04

Тыва Республика

15 732 671,2 321 722 48,90

Ростовская область

13 851 965,4 4 220 452 3,28

Курганская область

12 996 957,2 845 537 15,37

Брянская область

12 805 744,9 1 210 982 10,57

Забайкальский край

12 131 146,2 1 072 806 11,31

Ивановская область

11 636 525,0 1 014 646 11,47

Кабардино-Балкарская Республика

11 085 531,8 865 828 12,80

Кировская область

10 007 230,0 1 283 238 7,80

Чувашская Республика — Чувашия

9 917 143,0 1 231 117 8,06

Чукотский автономный округ

9 774 052,9 49 348 198,06

Алтай Республика

9 645 506,4 218 063 44,23

Ингушетия Республика

9 197 281,2 488 043 18,85

Карачаево-Черкесская Республика

9 134 791,1 466 305 19,59

Тамбовская область

9 112 852,8 1 033 552 8,82

Северная Осетия Республика

8 983 902,7 701 765 12,80

Архангельская область

8 824 435,8 1 155 028 7,64

Краснодарский край

8 737 922,3 5 603 420 1,56

Карелия Республика

8 542 541,4 622 484 13,72

Приморский край

8 516 042,5 1 913 037 4,45

Саратовская область

8 495 340,2 2 462 950 3,45

Волгоградская область

8 288 733,1 2 521 276 3,29

Челябинская область

7 589 422,7 3 493 036 2,17

Кемеровская область

7 220 710,8 2 694 877 2,68

Воронежская область

7 011 928,6 2 333 768 3,00

Хабаровский край

6 770 381,6 1 328 302 5,10

Пензенская область

6 677 239,2 1 331 655 5,01

Омская область

6 576 685,0 1 960 081 3,36

Марий Эл Республика

6 025 779,7 682 333 8,83

Иркутская область

5 850 352,0 2 404 195 2,43

Орловская область

5 730 043,1 747 247 7,67

Владимирская область

5 579 463,1 1 378 337 4,05

Новосибирская область

5 562 539,9 2 788 849 1,99

Магаданская область

4 977 912,6 144 091 34,55

Псковская область

4 288 008,0 636 546 6,74

Томская область

4 154 423,8 1 078 280 3,85

Тверская область

4 076 536,8 1 283 873 3,18

Оренбургская область

3 974 113,2 1 977 720 2,01

Нижегородская область

3 929 022,6 3 234 752 1,21

Калмыкия Республика

3 844 346,7 275 413 13,96

Адыгея Республика

3 798 076,2 453 376 8,38

Курская область

3 773 624,0 1 115 237 3,38

Костромская область

3 702 949,7 643 324 5,76

Удмуртская Республика

3 632 692,7 1 513 044 2,40

Амурская область

3 602 260,5 798 424 4,51

Рязанская область

3 468 529,3 1 121 474 3,09

Ульяновская область

3 354 936,2 1 246 618 2,69

Смоленская область

3 245 918,2 949 348 3,42

Красноярский край

3 194 525,8 2 876 497 1,11

Хакасия Республика

3 092 734,7 537 513 5,75

Мордовия Республика

2 755 155,5 805 056 3,42

Вологодская область

2 733 988,9 1 176 689 2,32

Севастополь город

2 602 071,2 436 670 5,96

Астраханская область

2 416 618,2 1 017 514 2,38

Белгородская область

2 367 047,5 1 549 876 1,53

Пермский край

2 186 594,0 2 623 122 0,83

Калининградская область

2 166 982,9 994 599 2,18

Еврейская автономная область

1 889 765,5 162 014 11,66

Тульская область

1 845 052,1 1 491 855 1,24

Новгородская область

1 307 096,9 606 476 2,16

Липецкая область

794 283,4 1 150 201 0,69

Ярославская область

685 900,8 1 265 684 0,54

Мурманская область

472 903,0 753 557 0,63

Республика Коми

299 714,8 840 873 0,36

Калужская область

272 673,0 1 012 156 0,27
   

Как распределяются дотации между регионами?

Развитие территорий России в настоящее время происходит не равномерно, все зависит от местоположения, климата и наличия природных ископаемых. Суммы выделяемые из бюджета, рассчитываются на основании того на сколько регион самостоятельно может заработать деньги. При расчете дотаций в 2020 году правительство Российской Федерации, учитывало финансовую обеспеченность на душу населения. Бюджет закладываются строго на одного жителя. Условия проживание в разных областях нашей необъятной Родины, совершенно разные, количество жителей тоже, и дотации соответственно у регионов индивидуальные. Бюджет субъектов РФ состоит из налогов местного бизнеса и та сумма которой не достает до финансовой обеспеченности на каждого жителя и будет дотацией от государства.

Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России

Отметим любопытный факт — Татарстан, судя по его налоговым сборам в федеральный бюджет в прошлом году (490 млрд), в одиночку мог бы «прокормить», точнее, продотировать, две трети регионов России, получающих небольшие дотации. А если брать только самые дотируемые регионы, то всю сумму налогов, которую федеральный центр получил в прошлом году от Татарстана, можно было бы в этом году распределить почти ровно между 28 субъектами РФ, включая таких «пожирателей дотаций», как Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Крым, Бурятия, Тува. То есть, получается, что Татарстан «дотационно» кормит больше трети всей России.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Дотации для регионов в 2018 году: кому и сколько

В нашей таблице приводятся точные суммы дотаций для всех российских регионов.

Чеченская республика хоть и занимает 5 место в рейтинге дотационных регионов, зависит от них больше всех. 84% бюджета республики формируется посредством дотаций и иных поступлений из общефедерального бюджета. Казна Крыма формируется за счет дотаций на 67%, хоть в рейтинге он и занимает лишь 8 место.

Регион России Величина дотаций, млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,2
Республика Бурятия 18,3
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,5
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,8
Курская область 3,77
Костромская область 3,7
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,6
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,6
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,3
Калужская область 0,27
Республика Татарстан
Ленинградская область
Московская область
Самарская область
Сахалинская область
Свердловская область
Тюменская область
город федерального значения Москва
город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ

Межбюджетные трансферты как инструмент влияния на доноров

За 2006-2015 гг. доля федеральных налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет регионов, в большинстве регионов-доноров сокращалась (рис. 7). В этот период доля межбюджетных трансфертов в доходах большинства этих регионов, напротив, росла (рис. 8).

В ряде регионов перераспределение налогов в пользу федерального бюджета компенсировалось увеличением удельного веса трансфертов в их бюджете. Частично это было связано с сильными переговорными позициями региональных элит (Республика Татарстан и Челябинская область), а частично — с изменением состава политической команды, руководящей субъектами РФ (Республика Башкортостан, Свердловская и Самарская области).

Особая ситуация характерна для Ярославской и Московской областей, которые были регионами — лидерами по темпам роста налоговых поступлений, но в последнее время стали получать значительные объемы трансфертов.

Для трех субъектов РФ (Красноярский край, Иркутская и Астраханская области) характерно как уменьшение удельного веса федеральных налогов, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет, так и сокращение доли безвозмездных поступлений в бюджете.

Наиболее ярко использование межбюджетных трансфертов как инструмента влияния на доноров иллюстрирует ситуация с предоставлением дотаций (особенно на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов11), отраженная на рисунке 9. Видно, что дотации на сбалансированность предоставляются и регионам-донорам, не имеющим права получать дотации на выравнивание, и регионам, утратившим статус донора. Отсутствие четкого основания для предоставления дотаций на сбалансированность позволяет рассматривать данные дотации в качестве инструмента дискреционного характера, то есть зависящего от иных, не бюджетных причин. Сама сущность дотаций размывается тем, что регионы, практически не получающие дотации на выравнивание, могут получать дополнительно значительные объемы дотаций на сбалансированность (Иркутская, Астраханская и Омская области).

Представленный анализ регионов-доноров позволяет еще раз обратиться к самому определению донорства. На рисунке 10 показано, что несмотря на рост и значительный объем налоговых поступлений на душу населения в Красноярском и Пермском краях, Республике Коми и Нижегородской области, эти регионы выбыли из группы доноров и получают дотации на выравнивание, при том что их налоговый потенциал выше, чем у некоторых регионов из группы сохранивших статус доноров. Следовательно, отнесение регионов к категории доноров становится еще более условным и свидетельствует о том, что первоначально заявленные критерии отнесения регионов к группе доноров не отражают реальную сущность этого понятия. А последующая политика выравнивания и повышения бюджетной сбалансированности искажает картину состояния региональных бюджетов. Все это препятствует созданию правильных налоговых стимулов у наиболее обеспеченных регионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector