Москва получила сертификат «умного» города. что это значит?

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХУправление многоквартирными домамиКапитальный ремонт в многоквартирных домахЛиквидация аварийного жильяМодернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестицийВнедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФЭнергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфереОбщественный контроль в сфере ЖКХИнформирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХГрафики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Остров везения

Наиболее комплексный подход к цифровизации города предлагают в «МегаФоне». На ПМЭФ– 2018 оператор договорился с правительством города, что в рамках пилотного проекта первым умным районом Петербурга станет Кронштадт. Такой выбор в компании объясняют тем, что тестировать систему на небольшом острове с почти независимой инфраструктурой проще и удобнее. Сейчас там заявлены проекты, например, в сфере телемедицины и умного ЖКХ.

«Также будет создана цифровая модель Кронштадта, и в онлайн–режиме власть сможет видеть, что происходит, реагировать на ситуации и прогнозировать, к чему ее решения приведут в ближайшем будущем», — рассказала «ДП» директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам ПАО «МегаФон» Елена Полякова.

Другие операторы связи тестируют отдельные умные решения в основной части города. Например, в мае 2018–го Tele2 и «Ростелеком» вместе с Ericsson открыли опытную зону 5G в здании Главного штаба Эрмитажа, а МТС на ПМЭФ–2018 пообещали инвестировать в программу «Умный город» в ближайшие 2 года несколько миллиардов рублей. Однако в масштабах всего Петербурга о реализации конкретных проектов пока не говорят.

Еще один проблемный аспект цифровизации — многообразие не связанных друг с другом городских информационных систем. Их сейчас в Петербурге около 80 — от Единой системы строительного комплекса до Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт–Петербурга. Многие из них работают исключительно во благо комитета, который курирует их работу, при этом объединенной информации по городу до сих пор нет.

«Нам нужно избавляться от ведомственного подхода и думать о стратегическом планировании развития всего Санкт–Петербурга, а не отдельных светофоров и домофонов. И уже на этой основе выбирать приоритетные направления для реализации», — считает Елена Полякова.

Ответственный секретарь проектного офиса Сергей Митягин, в свою очередь, подчеркивает, что в этом вопросе важнее не объединить все системы в одну, а наладить непротиворечивость генерируемой в них информации.

«Комитет по информатизации и связи согласовал ряд решений по выработке единой модели данных, чтобы обеспечить IT–разработчикам общую точку доступа к информационному пространству города», — объясняет Сергей Митягин.

Умный город: проект национального масштаба

Информационные технологии вошли в городскую инфраструктуру совсем недавно, на рубеже XX и XXI веков. В это время и появился термин Smart City («умный город»). Однако, до сих пор единого определения, что же такое «умный город», выработать не удалось.

Общими словами это концепция интеграции информационных технологий и интернета вещей (IoT-решения) для управления городским имуществом: транспортом, электросетями, водоснабжением, больницами и другими общественными службами.

Инновационные городские структуры, делающие жизнь людей удобнее, внедряют по всему миру. Предполагается, что всемирный рынок «умных» городских услуг достигнет в 2020 году отметки 400 млрд долларов.

В числе самых «умных» городов в Европе – Барселона, Амстердам, Милтон-Кинс в Великобритании. Правда, каждый из них «умнеет» на свой лад

В Барселоне сделан акцент на автоматизацию городского транспорта, в Амстердаме, например, особое внимание уделяют умной электроэнергетике. Москва также развивает концепцию «умного города»

В российской столице уже завершены две программы: «Электронная Москва» и «Информационный город». Их результатом стали бесплатная городская сеть Wi-Fi в метро и наземном транспорте, сеть камер видеонаблюдения по всему городу, постепенное внедрение «умных» счетчиков учета расхода воды и электричества в домах москвичей. Автоматизация коснулась также медицины и государственных услуг. Кстати, в прошлом году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг.

В 2017 году в России приняли целевую государственную программу «Цифровая экономика», в состав которой вошел проект «Умный город» Министерства строительства и ЖКХ. Концепция проекта, который станет одним из ключевых этапов перехода к цифровой экономике, включает в себя ряд направлений – ЖКХ, интеллектуальные транспортные системы, безопасность, энергоэффективные решения, туризм. Всего к 2024 году «умными» должны стать 18 городов из 15 регионов России.

Ростех вошел в состав участников проекта «Умный город». В его рамках будут использоваться современные интеллектуальные системы и оборудование, которые разрабатываются и производятся предприятиями Госкорпорации.

«Например, созданные Ростехом «умные» системы позволяют на 50% сократить энергозатраты, на 80% снизить аварийность на дорогах, на 15% увеличить пропускную способность перекрестков, повысить безопасность горожан с помощью инновационных решений – таких как система распознавания лиц FindFace Security, где используются технологии искусственного интеллекта», – отмечает директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко. 

На текущий момент объем проектов Ростеха в сфере «Умного города» превышает 30 млрд рублей. Проекты по внедрению «умных» технологий в городскую инфраструктуру уже стартовали в Москве, а также в Улан-Удэ, Нижнем Тагиле. Это и освещение, и «умные» светофоры, и транспортные системы. В частности, реализация только одного направления проекта – «Светлый город» – в Нижнем Тагиле показывает годовую экономию десятков миллионов рублей за счет сокращения потребления электроэнергии более чем на 20 млн кВт в год.

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулированиеНормативно–техническое регулированиеСаморегулирование в сфере строительстваЭкономически эффективная проектная документация повторного использованияЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕДеятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельностиПромышленность строительных материаловПодтверждение пригодности новой продукции для применения в строительствеГосударственный контрольАнкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской ФедерацииВсероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыРеестр документов

«КОТМИ-Росэл»: умная система управления энергетикой

Холдинг «Росэлектроника» разработал цифровую автоматизированную систему управления производством, передачей и распределением электроэнергии. Программный комплекс «КОТМИ-Росэл» позволяет в реальном времени получать с энергетических объектов телеметрию и информацию о состоянии оборудования, а также обрабатывать до 500 тыс. измерений в секунду на одном сервере.

Разработка предназначена для создания распределенных и масштабируемых систем. Все программные компоненты могут быть разнесены на разные компьютеры, связанные единой сетью. «КОТМИ-Росэл» не имеет ограничений по количеству пользователей, размеру базы данных и числу подключенных устройств. Комплекс обеспечивает длительное хранение информации, а данные, теряющие актуальность, архивируются или удаляются.

По словам специалистов «Росэлектроники», программный комплекс эффективно управляет большими объемами данных, которые постоянно генерируются устройствами интеллектуальной энергетики. Комплекс контролирует состояние сети передачи данных, обеспечивает достоверность измерений, статистически обрабатывает принятую информацию, моделирует и прогнозирует электрические режимы.

В настоящее время «Росэлектроника» уже внедряет автоматизированную систему на основе комплекса «КОТМИ-Росэл» на объектах «Красноярскэнерго». Под управлением системы находятся более 100 подстанций напряжением 35–500 кВ, 2000 распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 6–10 кВ, а также все энергообъекты Универсиады-2019.

Безопасность

В прошлом году модернизовали созданную в 2011–2012 годах систему «Мобильный инспектор». Она позволяет оформлять дорожно-транспортные происшествия и штрафы в электронном виде с помощью планшетов. Были улучшены эргономика и функционал «Мобильного инспектора», сотрудники ГИБДД получили дополнительную технику. В результате сократилось время оформления штрафов и ДТП. В частности, в 2017-м уже 70 процентов ДТП и штрафов оформлено в электронном виде. Для сравнения: в 2016-м их было лишь 50 процентов.

Увеличилась зона охвата городского видеонаблюдения, дополнительно установили 1,8 тысячи камер в подъездах в ТиНАО. Кроме того, к единой городской системе подключили 4,5 тысячи камер на стадионах, транспортных объектах, в парках и так далее.

Особое внимание уделили защите городских электронных сервисов от взломов и других киберпреступлений. В частности, в 2017 году внедрили новую форму авторизации пользователей с дополнительными мерами защиты персональных данных

Кроме того, провели обучение около 46 тысяч сотрудников органов власти и учреждений основам информационной безопасности. В среднем в течение года большие и малые хакерские атаки (включаяDDoS) фиксировались каждые 20 секунд.

Также в 2017-м проведена предварительная работа для обеспечения перехода с реактивного на проактивный и профилактический подход в сфере обеспечения безопасности.

«Впервые мы сделали акцент на кибербезопасности. Потому что невозможно представить москвича без информационных технологий. Но также активизировались хакеры. Если в 2016 году каждые 30 секунд была хакерская атака на правительственные ресурсы Москвы, то теперь это происходит каждые 20 секунд. Представьте себе, в неделю мы отражаем один миллион хакерских атак. Хакеры совершенно разные — от очень продвинутых детей, которые пытаются взломать электронный дневник, потому что там стоит оценка два балла, а не пять до более серьезных взломщиков», — сказал Артем Ермолаев.

Что отличает умный город от обычного

В России пока об «умном городе» говорят больше как о концепции, нежели о реальном ее воплощении в жизнь. Если попытаться выделить все, о чем говорят чиновники, получится примерно такой перечень основных направлений:

  • умная энергетика. Она включает в себя умные счетчики (которые сами передают показания), электротранспорт (сейчас электробусы более актуальны, чем троллейбусы и трамваи), возобновляемая генерация (энергия ветра или солнца) и когенерация (выработка одновременно тепла и электроэнергии);
  • умный транспорт. Это умные парковки (пока дело дошло до отслеживания свободных мест), экологичные автомобили и общественный транспорт, более совершенный сбор оплаты за парковки, умные транспортные системы в целом (например, онлайн-отслеживание общественного транспорта). Как вариант, это могут быть умные остановки с Wi-Fi:
  • умное водо- и газоснабжение. Сюда входят также умные счетчики, системы контроля утечек и управления чрезвычайными ситуациями, современные методы очистки воды;
  • умная городская среда. Здесь стоит отметить системы всеобщего видеонаблюдения, автоматическое освещение, экологичную утилизацию отходов, современную медицину, управление градостроительством;
  • умный дом. Это уже дело каждого отдельного владельца жилья – он может объединить достаточно много систем в одну (например, управление освещением, температурой, электроприборами и т.д. из мобильного приложения).

Какие-то из этих систем уже активно внедряются в России (например, уже повсеместно распространяются умные счетчики и системы видеонаблюдения), где-то работа только начинается.

Например, в Москве планируют запрещать въезд в отдельные зоны транспорту с низким экологическим классом.

Но, стоит признать, что за пределами Москвы уровень внедрения технологий «умного города» оставляет желать лучшего. Нет смысла создавать современную систему управления транспортом, если город заполонили маршрутки, а современная система управления больницей не поможет покрыть огромный дефицит врачей.

При этом в разных странах мира современные городские технологии распространяются быстрее. Это могут быть такие направления:

  • единый дата-центр. Ближайший аналог – система «112», которая в России работает пока не очень успешно. Такие единые диспетчерские системы могут принимать обращения по очень широкому кругу вопросов;
  • единое городское приложение. Пока это есть, по сути, только в Москве, где через единый портал можно получить практически полный спектр государственных и муниципальных услуг;
  • умные парковки. Это может быть отслеживание свободных мест на парковках в режиме онлайн и автоматическое списание оплаты за стоянку;
  • умное освещение улиц. Есть примеры, когда освещение не только правильно подстраивается под время суток, но и помогает в сложных ситуациях (например, усиливается после дождя);
  • беспилотные автомобили. Их пока тестируют несколько крупных американских корпораций (Tesla, Uber и Google), хотя наработки есть и у «Яндекса». Автомобили на автопилоте позволят исключить человеческий фактор: снизить аварийность, ускорить движение, сделать его более экономичным;
  • открытые данные. В нескольких странах мира граждане могут получать максимально подробную информацию о расходах бюджета, кадровых назначениях, принимать участие в жизни города и страны.

В мировой практике есть ряд удачных примеров внедрения таких инноваций.

Откуда появился «умный город»?

Словосочетание «Умный город» вот уже несколько лет не сходит с уст российских топ-чиновников. В этом направлении предлагает двигаться президент, об умных городах дискутирует премьер-министр. Что уж говорить о губернаторах и мэрах – проекты «Умный город» запускаются во многих регионах России.

Но чиновники говорят об этом слишком общими словами – обещают прорывные технологии, рассуждают о цифровизации и развитии коммуникационных технологий, потом в ход идет электронное правительство. Что это означает для рядового россиянина, кажется, пока мало кто понимает.

Вообще концепция «умного города» – это и есть общая идея объединения различных городских систем в одну единую систему с помощью информационных технологий. В реальности это означает, что, например, транспортом, школами, больницами, городскими пространствами и другими объектами будут управлять как одной системой.

Весьма тесно с «умным городом» связана идея «Интернета вещей» (от английского internet of things, IoT) – это концепция такой сети, которая объединяла бы физические объекты в жизни человека. Пример – сервис «Яндекс.Пробки», который в автоматическом режиме обрабатывает данные о загруженности улиц.

Особо важная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые должны связывать воедино элементы системы – работу городских служб, автоматические сервисы, давать связь между жителями и городскими властями.

Изначально понятие «Smart City» стали активно использовать в западной практике примерно с середины 1990-х годов. Хоть тогда интернет-технологии только развивались, было ясно – за ними будущее. Поначалу это были, скорее, рекламные проекты, которые просто популяризировали идеи создания города как многофункционального комплекса.

Но до определенного момента идеи оставались лишь идеями, а какой-то особой необходимости начинать кардинальные перемены еще не было.

Считается, что подход к концепции «умного города» поменялся с началом кризиса 2008-2009 годов. В новых условиях у муниципалитетов стало не так много денег, поэтому тратить их уже приходилось с умом. Оказалось, что нужно кардинально изменить муниципальную экономику и методы городского планирования.

В концепции «умного города» завязано несколько ключевых направлений, это:

  • оказание государственных услуг в электронной форме;
  • управление городским транспортом;
  • рациональное использование электроэнергии и воды;
  • развитие системы здравоохранения;
  • инновации в сельском хозяйстве;
  • эффективная утилизация отходов.

Эти направления развивают разные города по всему миру, в том числе Москва (и российской столице по некоторым пунктам удалось добиться успехов).

Но действительно «умным» город не сделает всеобщее проникновение интернета или автоматизация процессов

Важно накапливать так называемый креативный и социальный капитал, а здесь есть задачи и для самих жителей города

В современных концепциях «умного города» сам город обеспечивает условия и ресурсы для перемен, а достичь их можно только совместными усилиями как городских властей, так и жителей города.

Отличительные характеристики смарт сити

Интеллектуальная отрасль экономики. Основана на создании комфортных условий для организации новаторских задач, включая совершенствование информационных и коммуникационных технологий. К особенностям также входит организованная онлайн система бронирования гостиниц.

Структура умного руководства. Характеризуется такими качествами как:

  • налаженная работа коммуникационной системы среди городского населения и управления. Актуальность и прозрачность предоставляемой информации администрации города;
  • активное участие жильцов, в администрировании города;
  • актуальная документация планировки;
  • большой коэффициент посещения официальных сайтов управления.

Система смарт финансов. Отличается доступными банкоматами, отчетливыми государственными тендерами, безналичным способом оплаты проезда.

Технология умной инфраструктуры. Включает в себя качественную работу интернет ресурсов при вызове и оплате такси, онлайн мониторинг дорожного трафика. К основным преимуществам относятся также сеть заправок для электромобилей, пользование услугами каршеринга.

Система умного населения. Характеризуется активным пользованием интернетом, постоянным доступом к информации о рабочем рынке. Возможность применения электронных карт.

Умный город и концепция окружающей среды. Включает системную проверку экобезопасности. Устранение проблем незаконного выброса мусора населением и администрацией.

Смарт технологии. Отличаются доступом к бесплатному Wi-Fi, включая подключение и в общественном транспорте. Налаженная работа сетей с широкополосным доступом.

Новаторская и уникальная система располагается в поселении Масдар, на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Окончательный запуск проекта запланирован к 2030 г, тем не менее, первые новостройки и важная городская инфраструктура возникли в 2018 г. Количество жителей, что первыми населили город, составило около 7 тысяч.

По плану проекта Масдар станет независимым, с вместительностью около 100 тысяч людей. Для беспрерывной работы систем города будет использоваться энергия солнца, воды и ветра.

В проекте также есть создание комфортных условий и оптимальной температуры для людей, так как ОАЭ характеризуется жарким климатом. Проектирование городских улиц учитывает нахождение солнца и направление преимущественных ветров.

Для снижения выплеска углерода в атмосферу специалисты запланировали использование электрических автомобилей на автопилоте. При этом, на обычном транспорте будет запрещено подъезжать к поселению ближе, двух миль.

Благодаря разработанным технологиям проект умный город предусматривает уменьшение количества использования воды, за счет работы специальных счетчиков. Для поливания растений будет использоваться переработанная сточная вода.

Также, одним из пунктов плана является создание мусороперерабатывающего завода. Сами горожане будут участвовать в процессе сортировки отходов. Работа заключается в выбросе каждого вида мусора в соответствующий контейнер.

Умный город: что это такое?

По сути, умный город (smart city) — это реконструкция района или города с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения производительности и качества городского сервиса, такого как энергия, связь, транспорт, коммунальные услуги и другие.

С развитием «умных» технологий развивается и умный город, чтобы изменить природу и экономику окружающей инфраструктуры.

Международная компания по цифровой безопасности Gemalto дает следующее описание: умный город — это структура, а большая часть ИКТ — это интеллектуальная сеть связанных объектов и машин, которые передают данные с использованием беспроводной технологии и облака.

Облачные приложения Интернета вещей (на англ. — IoT или Internet of Things) получают данные и управляют ими в режиме реального времени, чтобы помочь предприятиям и жителям принимать более эффективные решения, улучшающие качество жизни. В скором будущем такие технологии помогут забыть о пробках на дорогах, перебоях в электроснабжении и к доступу в интернет. Они улучшат многие услуги, снизив при этом затраты на них.

Популярный пример приложения «Smart city» — автономные транспортные средства, которые связаны с парковочными счетчиками и станциями для зарядки электромобилей. Пока что мы наблюдаем, как компания Tesla активно создает электрокары с автопилотом, опережая игру в автономном вождении в США.

По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Gartner, к 2020 году на дорогах будет 250 миллионов подключенных машин. В свою очередь это значит, что через год каждое пятое авто будет иметь какую-либо форму беспроводного сетевого подключения.

Gemalto также прогнозирует, что урбанизация «прибавит» еще 2,5 миллиарда человек к городскому населению в течение следующих трех десятилетий. Уже сейчас увеличение численности населения приводит к переполненности мегаполисов по всему миру, таких как Нью-Йорк, Токио и Лондон.

Министерство транспорта Великобритании сообщило, что она является одной из самых перегруженных стран в мире. Только в Лондоне в 2018 году было на 5,4% больше пассажиров, чем в час пик в 2017 году.

Такие реалии заставляют искать способы устранения давления, с которым сталкиваются жители городов и пригородов, путем решения проблем городской жизни и мобильности с помощью продуманной политики.

По мере роста численности населения некоторые страны рассматривают экологическую, социальную и экономическую устойчивость как необходимость идти в ногу с ростом. Фактически, почти 200 стран говорят, что технологии «умного города» имеют первостепенное значение для успеха.

Новые механизмы общения с горожанами

В прошлом году завершилась интеграция официального портала Мэра Москвы, портала государственных услуг, «Электронного атласа», сервиса «Автокод» и свыше 40 сайтов органов исполнительной власти в единый портал Москвы mos.ru. Он стал эффективным и удобным инструментом, позволяющим москвичам получать многочисленные услуги и сервисы. В 2017 году число уникальных пользователей выросло на 28 процентов по сравнению с 2016-м и превысило 40 миллионов человек.

С помощью сайта госуслуги получили почти на треть больше пользователей (около 260 миллионов успешных обращений). Сейчас продолжается интеграция mos.ru  с порталом открытых данных (data.mos.ru).

Интеграцию сервисов телефонных обращений граждан провели и на базе единого контакт-центра (телефон: +7 (495) 777-77-77), который объединил разрозненные диспетчерские службы. Постепенно в работу центра внедряются новейшие технологии распознавания речи. Они позволяют ускорить обработку обращений и снизить нагрузку на операторов.

Всего в 2017 году в контакт-центре обработано 24 миллиона телефонных обращений граждан и организаций — на 43 процента больше, чем в 2016-м. Из них более одного миллиона обработали с помощью системы распознавания речи.

«Мы активно используем различные информационные технологии и в данном случае использовали распознавание речи, для того чтобы быстрее обрабатывать телефонные обращения граждан и предоставлять необходимую, нужную им информацию», — сказал Артем Ермолаев.

Развивается единая мобильная платформа, включающая новые сервисы и приложения, онлайн-чаты и боты в телеграм-каналах. Число пользователей мобильных приложений Правительства Москвы достигло 2,6 миллиона человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector