Значение греха ростовщичества

Немного истории

Значение слова «ростовщик» стало известно людям еще до того, как появились деньги. Звучит оно, конечно, на разных языках по-разному. По-английски — usurer. По-немецки — wucherer. Ростовщики — это люди, которые были, есть и будут. Предоставление денег в долг — услуга, которая едва ли когда-нибудь утратит востребованность.

Ростовщиков в нашей стране лет сто назад презрительно называли лихоимцами. От слова «лихо», то есть «горе», «беда». Их ненавидели, им желали зла, их проклинали. При этом никто из представителей неуважаемой профессии не являлся домой к будущему клиенту сам. Происходило всё обычно строго наоборот: человек, оказавшийся в сложной ситуации, отправлялся в дом ростовщика, затем возвращался домой с необходимой суммой.

Иногда деньги вовремя не удавалось вернуть и процентщика, если верить Достоевскому, приходилось отправлять на тот свет. Возвращать бедолаге приходилось сумму, в два раза превышающую ту, что ему ссудил процентщик. Игнорировать долг было невозможно. У ростовщика имелась своя бухгалтерия, кроме того, его интересы находились под защитой государства. Дабы не оказаться в долговой яме, несчастные стрелялись или повторяли подвиг Раскольникова.

Но все ли ростовщики были негодяями? Быть может, они просто-напросто не вызывали симпатии у литераторов, людей творческих, как известно, нередко испытывающих нужду? Возможно, негативное отношение к ним возникло благодаря огромному количеству Ростовщик — это человек, выполняющий не вполне благородное дело. Но как сказал Маршак, все профессии важны и нужны. В действительности, негативное отношение к ростовщикам возникло очень давно. Прозаики и поэты к этому не имеют отношения.

Альтернативный взгляд

Ростовщичество – это предоставление денег в долг под процент. В русском языке когда-то было другое название этого термина – лихоимство.

Как к ростовщичеству относится христианство?

В христианском понимании прибыль, которую получают без труда, называют греховной. Именно поэтому ростовщичество, так же как и получение прибыли от аренды ранее воспринималось негативно. Ростовщики делают людей добровольными рабами, в результате чего задерживается ход нашей эволюции. Ростовщики мешают Богу ускоренно вести нас вперед.

Исторические источники показывают, что большинство религиозных лидеров в разные времена хотели устранить социальную несправедливость, которую провоцируют взимания процентов, и предлагали советы, или объявляли запрет на получение таких процентов. Народ понимал, что наживаться на несчастье других — постыдно. Давая в долг, согласно христианству, ростовщик богатеет отдавая взамен богатство своей души (убивает душу). В душе произрастает злоба, жестокость. Человек, дающий в долг – болен, и представляет собой только видимость человека, на самом же деле он убивает себя, свою совесть, закрывает уши, глаза.

Получение такой прибыли негативно сказывается на самом ростовщике, так как он грешит против Бога. Он получает прибыль на времени, а его создал Бог. Распоряжаясь тем, чего не создавал, и при этом накапливая материальные блага, ростовщик забирает привилегии высших сил, обращая их против людей.

Как к ростовщичеству относится ислам?

Ростовщичество исламом строго запрещается. В Коране написано, что нарушивший это запрет начинает войну против Аллаха.

Лексическое значение слова ростовщичество (риба) – умножение, увеличение. Исламский свод законов обозначает риба как одалживание человеком имущества или денег, увеличение своего капитала за счет должника (не только одолженной суммы, но и процентов). Этот дополнительный доход может быть выражен деньгами, имуществом, возможностями и услугами.

Даже в исламских банках не предусмотрены процентные ставки на одолженные деньг. С клиентом делиться полученная прибыль. Для этого применяют два варианта получения прибыли: нефиксированный и фиксированный доход.

Разновидности ростовщичества:

— рост на отсрочке (риба – ан – насиа);

— рост на наценке (риба — аль – фадль).

Причина запрета в исламе на ростовщичество связана с тем, что ростовщики наносят социальный, экономический и нравственный вред своему народу:

— из – за него разгорается вражда между людьми, разрываются отношения сотрудничества и взаимопомощи;

— появление паразитирующей на чужом горе прослойки населения, которая обогащается, не трудясь при этом — подобна паразитам и сорнякам, которые живут за счет других;

— ростовщичество схоже с колониализмом;

— изымание денег у людей, без предоставления компенсации — грех.

Как к нему относится иудаизм?

В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды.

Три дня противостояния

В комитет, созданный накануне, вошли представители высшего руководства СССР: глава КГБ, премьер-министр, вице-президент СССР. Последний, Геннадий Янаев, издал указ, которым возложил на себя обязанности главы государства, объяснив это слабым здоровьем президента Горбачева. Сам Горбачев, готовивший тогда по сути новый проект союзной конституции, который превращал СССР в рыхлую конфедерацию, был заблокирован участниками переворота в Крыму, где проводил отпуск.

ГКЧП ввел цензуру, ограничил телевизионное вещание. По телевизору, поменяв сетку вещания, постоянно крутили балет «Лебединое озеро», который у многих до сих пор ассоциируется с теми событиями. В Москву были введены войска. Однако все это не помогло участникам переворота.

19 августа в Москве объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска и техника — Федосеев/Sputnik

Комитет просуществовал всего три дня. «Путчисты», как членов ГКЧП стали называть сторонники популярного тогда Бориса Ельцина, не смогли справиться с центром сопротивления ГКЧП, которым в те дни стал Белый дом, где располагалось правительство России. Члены комитета не решились на штурм здания. Тем временем окружению Ельцина удалось доставить в Москву из Крыма Горбачева. Члены ГКЧП были арестованы.

Борис Ельцин обращается к народу с танка — Reuters

Больше всего политических дивидендов от поражения путча получил Борис Ельцин, избранный президентом РСФСР двумя месяцами ранее. Авторитет его основного политического соперника – Горбачева (а с ним и всего руководства СССР и самого Союза как политического проекта) – был необратимо подорван.

Сторонники Ельцина, а в дни ГКЧП Белый дом пришли оборонять тысячи москвичей, восприняли попытку переворота как стремление вернуться в прошлое, в доперестроечный период существования Советского Союза. Однако так ли это? Что было бы, если ГКЧП все же удержался у власти, и возможно ли это было вообще?

Прибыль и риски

Сама профессия и слово «ростовщик» воспринимались обществом крайне негативно как раньше, так и сейчас. В основном это связано с тем, что ростовщик за один год мог в разы увеличить свое состояние за счет людей, попавших в неприятности и находящихся в нелегком финансовом положении. Но возможные риски этого дела достаточно велики. Начнем с того, что долг могут не вернуть по причине того, что заемщик умер или попросту сбежал. Также при сильной инфляции есть шанс не только не получить прибыль, но и понести убытки. Порой клиент оставляет залог, который не получается продать по реальной цене, например машину в аварийном состоянии. Кроме того, деятельность такая в любой момент может стать запрещенной из-за изменений в законодательстве. Так что мы разобрались с тем, кто такой ростовщик.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Ростовщичество не то чтобы просто осуждается Церковью. Его однозначно и ясно запрещает Священное Писание. Так, уже в Пятикнижии мы находим вполне конкретное наставление: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Также у пророка Иезекииля, ростовщичество упоминается в числе вещей, являющихся мерзостью в очах Господних: «…разбойник, проливающий кровь… на горах ест жертвенное, жену ближнего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву» (Иез. 18:11–13). Так что Церковь в своём неприятии ростовщичества опирается ни много ни мало на повеление Божие.

Конкретно это означает, что христианин не имеет права давать деньги в долг под проценты. Ни больше ни меньше. Объяснение этому запрету столь же простое, сколь и сам запрет. Выгода от дачи денег в рост – это всегда заработок на другом человеке. Однако не это плохо: если бы Писание запрещало нам зарабатывать на ближнем, в нём бы и торговля была запрещена. Между тем, к честной торговле Библия относится вполне нормально. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1) читаем мы в Притчах Соломоновых. Всё дело в том, что деньги в долг от хорошей жизни не берут. Одалживаются те, кто попал с тяжёлое положение, те, кого постигла беда, те, у кого неожиданно появилась необходимость помочь близкому человеку. Иногда, конечно, влезают в долги и по другим поводам: например, деньги могут быть нужны для расширения собственного дела или для того, чтобы вложиться в выгодное предложение. Довести до долгов может и грех: всем известны ситуации, когда безнадёжными должниками становятся отъявленные лентяи, неисправимые игроки, алко- или наркозависимые люди. То есть в долги обычно влезают если не от трудности, то по глупости. Не даром ведь Христос ставит, по сути, на одну ступень просящего и хотящего занять, повелевая и первому дать, и от второго не отвращаться (Мф. 5:42). Итак, дающий деньги в рост зарабатывает либо на чужой беде, либо на чужой трудности, либо на чужой глупости. С точки же зрения Евангелия уязвимому человеку следует помочь. Точнее даже, христианин не может не помочь тому, кто в помощи нуждается. Поэтому дать в долг – значит оказать милость. То есть и ближнему помочь, и душе своей пользу принести. Пытаться же заработать на том, кто находится в трудной ситуации, – безнравственно и греховно. Поэтому Церковь и смотрит на ростовщичество крайне отрицательно.

А теперь давайте разберёмся с банковским депозитом. Кладя деньги на деопзитный счёт, человек знает, что на данную сумму с течением времени будут начисляться проценты прибыли. С одной стороны, такой доход не стоит никакого труда, с другой – процент прибыли невелик, поэтому, если на депозитном счету лежит не несколько миллионов, то прибыль в данном случае – скорее мелкая приятность, нежели серьёзный доход. Итак, даём ли мы кому-то в долг, кладя деньги на депозит? Однозначно нет. Мы даём деньги банку на хранение. Да, банк этими деньгами может распоряжаться, за счёт чего нам, собственно, и платится процент, но, когда мы изъявляем желание снять деньги частично или полностью, мы получаем их назад. В некотором роде банковская деятельность в этом отношении похожа на то, чем должны были заниматься рабы в притче о талантах (Мф. 25:14–30). Господин поручил им пустить в оборот оставленные на хранение деньги, чтобы получить с этого прибыль. Как известно, единственный, кто оказался осуждённым в этой притчи, стал раб, отказавшийся из страха рисковать деньгами господина и спрятавший их, чтобы потом в целости, но без прибыли вернуть. Если Сам Господь рассуждает о подобной операции как о норме и даже употребляет её как образ в притче, то едва ли можно полагать, что в Его глазах подобное предосудительно. Так за что же тогда осуждать владельца депозитного счёта? Он ни на чьей беде не наживается, не пользуется ни чьим уязвимым положением, не выгадывает ни на чьей немощи.

Итак, никакого отношения к ростовщичеству депозит в банке не имеет и в открытии депозитного счёта нет ни малейшего греха. Следовательно, осуждение, с которым и Писание, и Церковь относятся к ростовщичеству, никоим образом не касается ни депозитов, ни их обладателей.

Япония

Регулирование ростовщиков обычно намного слабее, чем у банков. В Японии Закон о контроле за ростовщичеством требует только регистрации в каждом префектура. В Японии, как многолетняя депрессия задерживается, банки не хотят жалеть деньги, регулирование ужесточается, незаконное ростовщичество стало социальная проблема. Незаконные ростовщики обычно взимают проценты в размере 30 или 50% за 10 дней (по-японски это называется «то-сан» («до» означает десять, а «сан» означает три или 10-3) или «на ходу». («до» означает десять и «идти» означает пять или 10-5), что составляет около 1,442 млн% или 267,5 млн% годовых. Это противоречит закону, который устанавливает максимальную процентную ставку на уровне 20%. Обычно они ведут дела с теми, кто не может получить больше денег в банках, законных потребительских ссудах или кредитных картах.

Торгующие — это банкиры древности

В известной притче о талантах, Господь Иисус говорит, что, по возвращению, хозяин сказал так рабу, который, вместо того, чтобы вложить деньги, закопал их:

Лишь из этого стиха мы понимаем, что торгующие были людьми, которым можно было дать сумму денег, которую они возвращали с определённой прибылью. Они, в свою очередь, отдавали эти деньги другим, и тоже ради прибыли. Это было их дело, они брали и отдавали деньги в долг под проценты. То же самое делают банки сегодня, и это бизнес. Как вы видите, Господь Иисус не осуждает это, а, наоборот, это посоветовали тому, кто был настолько ленив, что не захотел поразмыслить и трудолюбиво вложить деньги, чтобы получить хорошую прибыль.

Перевод: Елена Столерь.

ГКЧП мог победить

Есть, однако, мнение, что у ГКЧП были шанс на успех, если бы только члены комитета лучше подготовились к захвату власти. В 1991 году с военной точки зрения все было сделано очень плохо, полагает историк и политолог из МГУ Дмитрий Андреев.

При этом он не считает, что у ГКЧП не было программы. В обращении комитета к советским гражданам заявлялось о свободе предпринимательства, демократии, борьбе с преступностью и т.д.

Борис Ельцин на митинг москвичей в поддержку демократии у здания Верховного Совета РСФСР — Андрей Бабушкин /TASS

Член Совета по национальной стратегии, негосударственной экспертной организации, Виктор Милитарев тоже уверен, что шансы у ГКЧП были. При этом эксперт убежден, что ГКЧП проводил бы политику, принципиально не отличавшуюся от горбачевской. «От того, что у ГКЧП был неудачный пиар на момент, когда они несколько дней находились у власти, их публичные выступления воспринимались как угрожающие. Однако из этого не следует, что они реально хотели какой-то диктатуры. Они, по сути, хотели того же, что и Горбачев », — полагает эксперт.

Продление «агонии СССР»

Борис Ельцин и Михаил Горбачев — Леонид Палладин/TASS

Политолог Алексей Зудин уверен, что это было невозможно, так как к моменту путча процесс распада СССР уже приобрел необратимую инерцию – «успех путча лишь продлил бы агонию». По мнению аналитика, СССР был обречен, чтобы ни делали члены ГКЧП. А, значит, были обречены на неудачу и любые шаги членов комитета, желавших сохранения Союза.

По его словам, суть проблемы СССР была в том, что еще до Горбачёва у советских руководителей исчезли стратегические цели для развития страны, которые ранее формулировались в рамках коммунистической идеологии. «Эти люди не верили в те цели, которые провозглашали, и это стало самой главной причиной . У страны исчезли смысл и цель ее существования», — считает Зудин. Не было этого образа будущего и у ГКЧП.

Члены ГКЧП слева направо: вице-премьер СССР Александр Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, и.о. президента СССР Геннадий Янаев и первый заместитель председателя Совета обороны Олег Бакланов — Владимир Мусаэльян/TASS

Модест Колеров, бывший сотрудник Администрации президента и глава информационного агентства Регнум, тоже не видит, как у ГКЧП что-то могло получиться. По его мнению, «централизованное государство было разрушено в течение последних лет Перестройки» – в 1989-1991 годах. Ряд республик – в Прибалтике и Закавказье – уже заявил о своем нежелании оставаться в составе СССР. Колеров указывает и на отсутствие программы преобразований у путчистов.

Каково отно­ше­ние к ростов­щи­че­ству в Новом Завете?

В Новом Завете тре­бо­ва­ния о любви, мило­сер­дии, состра­да­нии к ближ­нему звучат отчет­ли­вее и силь­нее, чем в Ветхом. И эти Еван­гель­ские нормы должны лежать в основе нрав­ствен­ной жизни каж­дого хри­сти­а­нина. Между тем, в сфере ростов­щи­че­ской дея­тель­но­сти нередко встре­ча­ются иску­ше­ния. И далеко не каждый заи­мо­да­вец готов Христа ради с ними бороться. Слу­ча­ется, что Еван­гель­ские пра­вила и вовсе вытес­ня­ются ком­мер­че­скими. Но всё же, это явля­ется исклю­че­нием, а не общим поряд­ком вещей. Ком­мер­че­ская дея­тель­ность Еван­ге­лием не запре­щена.

Более того, Хри­стос не раз при­бе­гал к при­ме­рам из обла­сти ком­мер­че­ских отно­ше­ний для объ­яс­не­ния высших Еван­гель­ских истин. А в одной из Своих притч Он прямо гово­рит о ростов­щи­че­стве. В этом сюжете рабы, выгодно рас­по­ря­див­ши­еся сереб­ром, вве­рен­ным им гос­по­ди­ном, и при­умно­жив­шие через это его состо­я­ние, названы доб­рыми и вер­ными (Мф.25:21–23). Другой же раб, не исполь­зо­вав­ший серебро и вер­нув­ший его без избытка, был обли­чён: «лука­вый раб и лени­вый! …над­ле­жало тебе отдать серебро мое тор­гу­ю­щим, и я, придя, полу­чил бы мое с при­бы­лью» (Мф. 25:27).

Конечно же, цель этой притчи заклю­ча­ется не в том, чтобы при­вить чело­веку страсть к ростов­щи­че­ству. В отно­ше­нии среб­ро­лю­бия Гос­подь выра­жался доста­точно резко: «не можете слу­жить Богу и мам­моне» (Мф. 6:24). Однако сам факт того, что Хри­стос упо­ми­нает о ростов­щи­че­стве без осуж­де­ния, харак­те­ри­зует его как допу­сти­мое.

Другое дело, что ростов­щи­че­ство ростов­щи­че­ству — рознь. Зло­упо­треб­ле­ния в этой обла­сти пре­се­ка­лись даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны при­сту­пать после­до­ва­тели Гос­пода Иисуса Христа.

Отношение религий к этой профессии

Религия во все времена была важной частью человеческой жизни. В Древнем мире и в Средние Века это влияние было исключительно сильным

Отношение наиболее распространённых религий к ростовщичеству было следующим:

  1. В Ветхом Завете было сказано о необходимости ограничивать ростовщичество в жизни. В Новом Завете не содержится запрещение заниматься такой деятельностью, однако рекомендуется прощать долги.
  2. Ислам отрицательно относится к ростовщичеству. Там, где его законы существенно влияют на жизнь в стране, профессия является незаконной. Здесь банковские учреждения выдают деньги или с незначительными процентами, или вообще без них.
  3. При иудаизме действует запрещение давать деньги под проценты тем, кто исповедует эту веру. На остальных такие ограничения не распространяются.

Отношение религий к ростовщичеству обычно является в той или иной форме отрицательным. Считается, что получение прибыли без приложения собственного труда не соответствует религиозным принципам. Однако на протяжении всей человеческой истории ростовщичество в той или иной форме всегда существовало и было распространено.

Ростовщичество в современном мире

Выдача денежных сумм в долг разрешена законодательством. В таких случаях не предусмотрены жёсткие рамки поведения, подобные тем, которые применяются для банковских учреждений.

В их работе существуют такие особенности:

  1. Письменная форма договора соблюдается не всегда. Договорённость о сроках и процентах может быть сделана устно.
  2. Частные кредиторы нуждаются в применении средств, которые сделают возврат долга обязательным. Хотя официально они могут сделать не так много, они могут применять различные нестандартные способы убеждения. Например, им никто не мешает регулярно звонить с напоминаниями, оповещать о долге коллег на рабочем месте, соседей или родственников.
  3. Если деньги были выданы под залог, то ростовщик в случае невозвращения денег получит доход от его продажи.

В своей работе современные ростовщики могут сталкиваться с такими проблемами:

  1. В этой среде весьма вероятны попытки не вернуть средства. В этих случаях могут применяться угрозы и запугивания. Такие методы воздействия со стороны ростовщика являются незаконными, но в реальной жизни они встречаются.
  2. Имущество в качестве залога кредитор принимает на свой страх и риск. Не исключена ситуация, когда оно могло оказаться некачественным.
  3. В законодательстве возможны изменения, которые осложнят работу частным кредиторам или сделают её невозможной.

Хотя иногда считается, что деятельность современных ростовщиков незаконна, тем не менее это не всегда соответствует действительности.

Сейчас роль ростовщиков преимущественно выполняют микрофинансовые организации. Законодательный контроль над ними является менее строгим, чем над банками. Например, не контролируется предельная величина годовых процентных ставок. Если в банках они редко превышают 25%, то в МФО они могут превышать 500%. Эти организации представляют собой общества с ограниченной ответственности. Для возвращения долгов они имеют возможность обращаться в суд.

Аналогичной деятельностью занимаются ломбарды. Они выдают деньги под залог предоставленных им ценных вещей. При этом делается предварительная оценка. Сумма должна превышать ту, которую получает человек вместе с процентами. Нередки ситуации, когда оценочную стоимость вещей занижают. Это один из способов увеличения дохода ломбарда. В их деятельности нет необходимости обращаться в суд или обращаться к коллекторам. При невыплате долга для возмещения расходов и получения прибыли им достаточно продать оставленные в залог вещи.

Частные кредиторы редко прибегают к помощи рекламы. Это частные лица, предоставляющие определённую сумму в долг по правилам, изложенным в Гражданском Кодексе РФ. Они имеют право требовать процент за пользование деньгами или применять залоги в своей деятельности.

Священное Писание и тонкости банковского дела

Можно чужеземцу давать в рост. Почему? А потому что чужеземец — потенциальный враг, он может со временем объявить войну, когда вернется на свою землю, может начать воевать.

В основном в банковской системе люди еврейской национальности. Они занимаются ростовщичеством смело, в любых странах, кроме Израиля.

Чужим давать в рост можно, своим — нельзя. Там действует совсем другая система.

Если, например, иудей дает деньги иудею в рост, а принимает долевое участие в бизнесе, что это значит? Это значит, что если деньги даются в рост, то ростовщик выигрывает от того, что вы разоритесь. Он как ростовщик заинтересован в том, чтобы вас обанкротить.

А если он принимает долевое участие в вашем бизнесе, он заинтересован в вашем процветании. Вот в чем принципиальная разница.

Вся банковская система, как она построена в настоящее время, явно враждебна нашему населению и защищает какие-то другие интересы. Эти люди заинтересованы в том, чтобы нас разорять.

Символ

Символ ломбарда.

Вход в ломбард Эдинбург Шотландия

Символ ломбарда — три сферы, подвешенные к перекладине. Символ трех сфер можно косвенно отнести к Медичи семья Флоренция, Италия, в силу его символического значения в геральдике. Имеется в виду Итальянский регион из Ломбардия, где банковское дело ломбарда возникло под названием Ломбардный банкинг

Было высказано предположение, что золотые сферы изначально были тремя плоскими желтыми изображениями безанты, или золотые монеты, геральдически положенные на соболь поле, но чтобы они были преобразованы в сферы, чтобы лучше привлекать внимание

В большинстве европейских городов ломбард называют «ломбардом». В Лангобарды были банковским сообществом в средневековье Лондон, Англия. Согласно легенде, Медичи, нанятый Карл Великий убил гиганта, используя три мешка с камнями. Символ трех мячей стал фамильным гербом. Поскольку Медичи были настолько успешны в финансовой, банковской и ростовщической отраслях, другие семьи также приняли этот символ. В средние века гербы нес три шара, шара, тарелки, диски, монеты и многое другое как символы денежного успеха.

Святого Николая является покровителем ломбардов. Этот символ также был приписан истории о том, как Николай подарил трем дочерям бедняка каждой дочери. мешок с золотом чтобы они могли получить состоите в браке.

Что это за профессия

Профессия ростовщика на протяжении истории человечества часто была связана с болью и разбитыми судьбами. Фактически это занятие заключается в том, чтобы предоставлять деньги под оговоренный ранее процент на определённый срок. В каком-то смысле это напоминает выдачу кредита в каком-нибудь современном банке.

Хотя это выглядит похоже, но на самом деле речь идёт о разных вещах. В истории ростовщики обычно назначали условия по своей воле без каких-либо ограничений. Конечно, силой брать заём никто не заставлял, однако в некоторых сложных жизненных обстоятельствах иногда деньги могут быть очень необходимы.

Например, он мог назначить слишком большой процент, который практически невозможно было отдать. В такой ситуации ростовщик мало чем отличался от грабителя. Мог принять в уплату только деньги или вещи по бросовой цене. В таком случае он мог дёшево скупить ценные вещи должников или их недвижимость.

Банковские кредиты также предоставляются под проценты и на определённый срок. Однако проценты в значительной степени регулируются законодательством и не могут быть сделаны запредельными. При просрочках часто есть возможность достичь компромисса в выплатах. Если должник не может рассчитаться, то применяются методы, которые находятся в рамках закона.

Возникновение ростовщичества

Всегда были люди, у которых было больше денег или имущества по сравнению с другими. Они имеют возможность получать доход, предоставляя ресурсы другим. В древности спросом пользовались скот и зерно. При возвращении должник должен был вернуть больше на оговоренную величину. Размер дополнительной платы оговаривалась сторонами заранее.

Таким образом можно было нажить состояние. К услугам ростовщиков прибегали не только бедные, но и богатые, влиятельные люди. В средние века в их числе могли быть не только феодалы, но и короли.

В Древней Греции тех, кто давал деньги в долг, называли трапезистами. Они предоставляли различные виды услуг, относящиеся к финансовой сфере:

Выдача средств под процент.
Хранение денежных сумм.
Ведение счетов различных людей

Эта услуга особенно полезна была тем, кто часто покупал или продавал что-либо.
Важной частью деятельности была передача денег между городами. Услуги трапезистов делали ненужной самостоятельную перевозку ценностей, что в древние времена было очень важным.

Они также оформляли документы подобно тому, как это делают сейчас нотариусы.

В средние века ростовщичество в большинстве случаев воспринималось в качестве одной из торговых профессий. В это время были популярны морские кредиты. Для того, чтобы оснастить корабль, требовались значительные средства. Прибыль ожидалось получить только в результате поездки. Поэтому возникала необходимость в таких случаях одалживать деньги у ростовщиков.

На эти средства оснащался корабль. После успешного плавания, привезя партию товаров, должник получал возможность рассчитаться. Морские путешествия на парусных кораблях были рискованными. Часто корабль не возвращался обратно или не привозил товаров. В этом случае ростовщику приходилось терпеть убытки. Чтобы их компенсировать, процент по новым кредитам увеличивался. Иногда происходило так, что последующие плавания приносили прибыль.

В Средние Века ростовщичество в Европе было очень распространено и практически ничем не ограничивалось. К XVI веку оно стало восприниматься, как обыденная операция.

Риски при обращении к ростовщику

Как мы говорили, некоторые нелегальные кредиторы не подписывают документов с заемщиками. Это означает, что права клиента не защищены законом. Кредитор может менять условия сделки по своему усмотрению.

Если клиент не возвращает долг банку, организация может обратиться в суд или перепродать долг в «белое» коллекторское агентство. Ростовщики обращаются к «черным» коллекторам, которые используют незаконные методы воздействия на должников.

Для получения кредита в банке клиент должен предоставить паспортные данные

Это важно для подтверждения личности заемщика. Ростовщики также требуют паспортные данные, что является нормальной практикой

Недобросовестные кредиторы могут использовать данные для получения других займов или для доступа к счетам клиента

Не извлекай выгоду из несчастья своего брата

В Ветхом Завете Бог дал этот закон:

Бог запретил детям Израиля получать прибыль из денег или урожая своих братьев, с которыми случилось несчастье, или которые обеднели.

Почему Бог говорит так? Потому что существует категория людей, называемых в Новом Завете “хищниками”, которые настолько одержимы любовью к деньгам, что не могут удержаться и, когда у них появляется подходящая возможность, они заходят так далеко, что извлекают выгоду из чьей-то нищеты или трудных обстоятельств, чтобы содрать десять слоёв кожи, с кого смогут. Моя тётя рассказывала мне, как, во время голода в 1947 году в Молдове, у бабушки и дедушки нечего больше было дать детям поесть, и они пошли к богатой семье, чтобы купить продуктов, принеся с собой из дома последний большой и красивый ковёр. Богатая семья как раз сидела за столом, и хотя бабушка и дедушка пришли с моим отцом, который был маленьким и плакал от голода, они не дали им ничего из того, что ели сами. А за тот ковёр они дали им лишь пучок сухого острого перца. Кто мог есть острый перец, когда больше нечего было есть? Вот так поступают некоторые люди, которые извлекают выгоду из несчастья ближнего. И Бог дал этот закон не только для того, чтобы Его дети не брали проценты от своих братьев, но и для того, чтобы они старались поддерживать и помогать выйти из трудностей, в которых их братья находятся.

Ростовщичество в искусстве

В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается. В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.

Интересный материал Служба безопасности сбербанка что это такое телефон сб как узнать контакты чем она занимается когда нужно обратиться

Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.

Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе 8 круга, с висящими на их шеях кошельками — символом их ремесла. А в карманах у них видны торчащие монеты.

Ростовщичество в современном мире

Выдача денежных сумм в долг разрешена законодательством. В таких случаях не предусмотрены жёсткие рамки поведения, подобные тем, которые применяются для банковских учреждений. В их работе существуют такие особенности:

  1. Письменная форма договора соблюдается не всегда. Договорённость о сроках и процентах может быть сделана устно.
  2. Частные кредиторы нуждаются в применении средств, которые сделают возврат долга обязательным. Хотя официально они могут сделать не так много, они могут применять различные нестандартные способы убеждения. Например, им никто не мешает регулярно звонить с напоминаниями, оповещать о долге коллег на рабочем месте, соседей или родственников.
  3. Если деньги были выданы под залог, то ростовщик в случае невозвращения денег получит доход от его продажи.

В своей работе современные ростовщики могут сталкиваться с такими проблемами:

  1. В этой среде весьма вероятны попытки не вернуть средства. В этих случаях могут применяться угрозы и запугивания. Такие методы воздействия со стороны ростовщика являются незаконными, но в реальной жизни они встречаются.
  2. Имущество в качестве залога кредитор принимает на свой страх и риск. Не исключена ситуация, когда оно могло оказаться некачественным.
  3. В законодательстве возможны изменения, которые осложнят работу частным кредиторам или сделают её невозможной.

Хотя иногда считается, что деятельность современных ростовщиков незаконна, тем не менее это не всегда соответствует действительности.

Сейчас роль ростовщиков преимущественно выполняют микрофинансовые организации. Законодательный контроль над ними является менее строгим, чем над банками. Например, не контролируется предельная величина годовых процентных ставок. Если в банках они редко превышают 25%, то в МФО они могут превышать 500%. Эти организации представляют собой общества с ограниченной ответственности. Для возвращения долгов они имеют возможность обращаться в суд.

Аналогичной деятельностью занимаются ломбарды. Они выдают деньги под залог предоставленных им ценных вещей. При этом делается предварительная оценка. Сумма должна превышать ту, которую получает человек вместе с процентами. Нередки ситуации, когда оценочную стоимость вещей занижают. Это один из способов увеличения дохода ломбарда. В их деятельности нет необходимости обращаться в суд или обращаться к коллекторам. При невыплате долга для возмещения расходов и получения прибыли им достаточно продать оставленные в залог вещи.

Частные кредиторы редко прибегают к помощи рекламы. Это частные лица, предоставляющие определённую сумму в долг по правилам, изложенным в Гражданском Кодексе РФ. Они имеют право требовать процент за пользование деньгами или применять залоги в своей деятельности.

Ростовщичество Исламе и Христианстве

Хотя профессия ростовщика и кажется прибыльной и несложной, на протяжении всей истории эти люди не были в почете. Прямой или косвенный запрет на занятие ростовщичеством часто встречался как у светских, так и у религиозных властей.

Во многих учениях и трудах великих философов заимодавцы осуждались и клеймились, а если государство не запрещало прямо эту деятельность, то сильно ограничивало ее в возможностях.

  • В христианстве ростовщичество всячески осуждается и порицается, хотя ни в Ветхом, ни в Новом завете нет прямого запрета на ссуду денег под процент. Однако, все известные богословы высказывались однозначно, а церковь в 14 веке даже пыталась бороться с займами путем отлучения должников и заимодавцев.
  • Ислам так же запрещает ростовщичество, которое в некоторых странах законодательно запрещено. В наши дни в мусульманским государствах действуют банки, но выдача займов там разрешена на беспроцентной основе.
  • В иудаизме запрещено выдавать деньги под процент единоверцам, однако, на людей другой веры этот запрет не распространяется.

Завершая этот рассказ о профессии ростовщика можно сказать, что столь однозначное отношение практически во все времена и у всех народов, такое горячее порицание профессии заимодавца может свидетельствовать лишь о том, что сам народ виновен в этом «грехе», ведь как известно, только спрос рождает предложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector