Профицит бюджета — это… дефицит и профицит бюджета

Содержание:

Профицит — это.

Это слово переводится с латинского «proficit» как «избыток». Это значит, что при наличии избытка чего-либо говорят о профиците.

Противоположное по смыслу слово (антоним) – это «дефицит».

В русском языке понятие «профицит» не употребляется в бытовом обиходе, а служит исключительно как термин в определенных сферах (об этом – в статье далее). Так, мы не говорим о профиците продуктов в холодильнике после похода в магазин. Но употребляем этот термин в контексте экономических процессов.

В экономике профицит может быть по отношению к следующим объектам:

  1. товару;
  2. платежному балансу;
  3. торговому балансу;
  4. бюджету.

Далее рассмотрим каждое из этих понятий немного подробней.

Структурный дефицит, циклический дефицит и бюджетный дефицит

Заимствования правительства Франции (бюджетный дефицит) в процентах от ВНП, 1960–2009 гг.

Дефицит государственного бюджета можно рассматривать как состоящий из двух элементов: структурного и циклического . В самой нижней точке делового цикла наблюдается высокий уровень безработицы . Это означает, что налоговые поступления низкие, а расходы (например, на социальное обеспечение ) высокие. И наоборот, на пике цикла безработица низка, что увеличивает налоговые поступления и снижает расходы на социальное обеспечение. Дополнительное заимствование, необходимое в нижней точке цикла, — это циклический дефицит . По определению, циклический дефицит будет полностью погашен за счет циклического профицита на пике цикла.

Структурный дефицит является дефицитом , который остается по бизнес — циклу, так как общий уровень государственных расходов превышает преобладающих уровень налогов. Наблюдаемый общий дефицит бюджета равен сумме структурного дефицита с циклическим дефицитом или профицитом.

Некоторые экономисты критиковали различие между циклическим и структурным дефицитом, утверждая, что деловой цикл слишком сложно измерить, чтобы сделать циклический анализ целесообразным.

Фискальный разрыв , мера , предложенные экономисты Алан Ауэрбах и Котликофф , измеряет разницу между государственными расходами и доходами в течение очень длительного времени, как правило , в процентах от валового внутреннего продукта. Бюджетный разрыв можно интерпретировать как процентное увеличение доходов или сокращение расходов, необходимое для сбалансирования расходов и доходов в долгосрочной перспективе. Например, дефицит бюджета в 5% может быть устранен немедленным и постоянным повышением налогов на 5%, сокращением расходов или сочетанием того и другого.

Он включает не только структурный дефицит на данный момент времени, но и разницу между обещанными будущими государственными обязательствами, такими как расходы на здравоохранение и пенсии, и запланированными будущими налоговыми поступлениями. Поскольку во многих развитых странах пожилое население растет намного быстрее, чем молодое население, многие экономисты утверждают, что в этих странах существуют серьезные бюджетные пробелы, выходящие за рамки того, что можно увидеть только по их дефициту.

Бюджеты национального правительства

Данные за 2010 год:

Бюджеты национального правительства на 2010 год (в миллиардах долларов США)
Нация ВВП Доход Статьи расходов Остаток бюджета Расходы / ВВП Баланс / Доход Баланс / ВВП
США (федеральный) 14 526 2 162 3 456 -1,293 23,8% 14,88% -8,9%
США (штат) 14 526 900 850 +32 7,6% + 5,6% + 0,4%
Япония 4600 1,400 1,748 +195 38,0% -24,9% + 3,6%
Германия 2 700 1,200 1,300 +199 48,2% -8,3% + 6,1%
Великобритания 2100 835 897 -75 42,7% -7,4% -3,3%
Франция 2 000 1 005 1,080 -44 54,0% -7,5% -1,7%
Италия 1,600 768 820 -72 51,3% -6,8% -3,5%
Китай 1,600 318 349 -31 21,8% -9,7% + 5,1%
Испания 1,000 384 386 -64 38,6% -0,5% -4,6%
Канада 900 150 144 -49 16,0% + 4,0% -3,1%
Южная Корея 600 150 155 +29 25,8% -3,3% + 2,9%

Доходы, превышающие уровень расходов — профицитный бюджет

Профицит бюджета – это положение в экономике страны, когда денег в казне не просто хватает на все текущие нужды, но еще и остается излишек.

В одном конкретно взятом периоде государство может:

  • покрыть все внешние долги;
  • выплатить пенсии, зарплаты и пособия;
  • профинансировать все важные сферы от промышленности до обороны и образования.

И при этом казна не останется пустой — в ней по-прежнему будут средства.

На первый взгляд кажется, что такой ситуации в экономике можно только порадоваться. Но на самом деле у профицита есть отрицательные стороны. А именно:

  • снижается конкурентоспособность денежных средств, поскольку часть из них просто не принимает участия в обороте;
  • увеличивается нагрузка на бизнес — очень часто профицит создается именно за счет высоких налогов;
  • растет внешний долг — новые займы со стороны других государств тоже могут служить причиной профицита бюджета, однако рано или поздно по этим займам придется расплачиваться.

Но конечно, положительных сторон у профицита тоже немало. Например:

  • экономика страны начинает вызывать большее доверие у инвесторов со всего мира;
  • при возникновении форс-мажорных ситуаций в разных сферах жизни страны всегда есть запас средств для решения проблем;
  • профицит бюджета позволяет создать или увеличить стабилизационный фонд страны, ее «неприкосновенный запас» — либо пустить дополнительные средства на погашение внешних долгов.

В целом можно сказать, что профицит нельзя оценивать однозначно — многое зависит от конкретных обстоятельств. Иногда излишек бюджета — это плохо, иногда ситуация создает удобные условия для дальнейшего развития экономики. Однако идеальным экономическим положением все равно считается баланс между доходами и расходами — лучше, если они находятся примерно в равном соотношении друг с другом.

Федеральное агентство по науке и образованию

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет «Финансы и кредит»

Контрольная работа по Бюджету РФ

на тему

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Воронеж 2007

Введение 3

1 Понятие и сущность бюджета 4

2 Дефицит и профицит бюджета 8

3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия 11

4 Параметры федерального бюджета РФ 15

Заключение 18

Литература 20

Причины возникновения излишка

Российская Федерация – страна, которая активно экспортирует собственное сырье. Половина ежегодных доходов составляют деньги, выплачиваемые иностранными клиентами, покупающими нефть и другой экспортируемый товар.

Экономисты планируют доходы, расходы, профицит и дефицит, ориентируясь на текущую стоимость черного золота. Правительство смотрит на количество реализации сырья, прикидывает будущую цену. Если сохранятся объемы экспорта, а цена вырастет, в России появится избыток.

Сбалансированный бюджет имеют страны, получающие иной доход. Однако функции бюджетного дефицита и профицита у них идентичные. Оба понятия определяют масштаб, темп развития, также направленность экономики государства.

Ремонт дорог

Кирову в 2017 году выделили 1 млрд руб. на ремонт дорог. Эту сумму потратили на приведение в порядок 61 улицы. Два самых больших контракта выиграли муниципальное предприятие «Гордормостстрой» и московская фирма «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ). Москвичи (дважды обвиненные в картельном сговоре) выиграли 386 млн руб., конкуренцию им составила только одна компания — питерская «Лига». При этом естественный монополист и принадлежащий правительству «Вятавтодор» в торгах участвовать не захотел, но выполнил почти все работы по договору субподряда всего за 25,6 млн руб. Почему так получилось и как это может быть связано с тем, что все ключевые посты в правительстве и дорожных компаниях заняли москвичи — в материале «7×7».

Фото Катерины Клепиковской

Виды

Рассматривая вопрос, что значит профицит бюджета, важно охватить еще один важный момент — разновидности такого понятия. Как отмечалось, профицит бывает первичным и вторичным

Простыми словами, первый не учитывает обязательства перед кредиторами, а второй берет их во внимание

Но существуют и другие виды профицита бюджета, подразумевающие деление на уровни.

Профицит может быть:

  1. Государственным (муниципальным). Это баланс доходов и затрат государства за конкретный временной промежуток. Простыми словами, госбюджет условно делится на федеральный, региональный и местный. Он состоит из доходов и расходов. Задача правительства в том, чтобы удержать эти параметры приблизительно на одном уровне. Для этого нужно знать источники получения дохода и основные направления расходования средств.
  2. Федеральным. Это главный финансовый план страны, утвержденный Федеральным собранием в виде закона.
  3. Региональным. Здесь подразумевается профит для территориальных бюджетов, обеспечивающих нормальное функционирование субъектов РФ.
  4. Местным. Суть — получение «излишков» на третьем уровне бюджетной системы. Простыми словами, речь идет о деньгах муниципальных образований (на уровне городов).

Существует также другая классификация. Профицит может быть:

  • фактический бюджетный (рассчитывается за вычетом профицита при полной занятости);
  • бюджета на предприятии (здесь работает такой же принцип, как в экономике, но на уровне одной компании);
  • семейного бюджета (отношение доходов и расходов на уровне семьи).

Если говорить простыми словами, профицит бюджета России классифицируется только по двум категориям — первичный и вторичный. Остальные разделения созданы в большей степени для удобства, а также быстрой оценки распределения прибыли и учета затрат.

Куда направляются дополнительные средства?

Как правило, дополнительные профицитные средства федерального бюджета распределяют в направлениях:

  • замещения внутригосударственных источников, покрывающих дефицит (сюда включают и прибыль, полученную на фондовом рынке ценных бумаг, от продажи государственного имущества);
  • замещения финансовых источников, покрывающих дефицит госбюджета на внешней международной экономической арене;
  • оплаты государственного долга.

Иногда резервные средства, полученные вследствие бюджетного профицита, содержатся в высоколиквидных облигациях, векселях и других ценных бумагах.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Профицит платёжного баланса

Существует такое
понятие, как сальдо платёжного баланса
страны. Сальдо — это разница между
суммарными валютными поступлениями в
страну из-за её пределов и той суммой
денежных средств, которые покидают
страну. При положительном сальдо
платёжного баланса, сумма поступлений
превалирует над суммой оттоков и
возникает профицит. При отрицательном
сальдо, наоборот, сумма средств покидающих
страну, превышает ту сумму, которая в
неё поступает и возникает дефицит
платёжного баланса.

Профицит платёжного
баланса приводит к тому, что:

  1. Растут доходы в
    бюджет страны;
  2. Возрастают и расходы
    государственного бюджета;
  3. Стимулируется
    развитие инфраструктуры внутри страны;
  4. Растёт качество
    жизни населения страны;
  5. Объём денежной массы
    в стране увеличивается.

Несмотря на явно
положительные моменты (особенно пункты
3 и 4 вышеприведённого списка), увеличение
положительного значения сальдо платёжного
баланса
, не является безусловным благом
для экономики. Идеальное значение
профицита платёжного баланса (как,
впрочем, и значение его дефицита), это
ноль. Для экономики страны одинаково
невыгодна ситуация как профицита, так
и дефицита платёжного баланса.

Судите сами, положительное
сальдо, в данном случае, возникает за
счёт притока в страну денежных средств
(в иностранной, либо в национальной
валюте). Приток средств в национальной
валюте приводит к увеличению денежной
массы следствием которого является
уменьшение спроса на деньги и девальвация.
А девальвация национальной валюты,
может быть чревата повышением уровня
инфляции в стране.

Приток средств в иностранной валюте может стать причиной ревальвации валюты национальной, а это, в свою очередь, повлечёт за собой дефляцию. Ни инфляция, ни дефляция, если они выходят за установленные рамки и контролируемые пределы, не являются положительными процессами для экономики страны. Подробнее об этом, я рекомендую почитать в материале: «Инфляция и дефляция».

Поэтому, для выравнивания
баланса, Центробанками стран проводятся
специальные мероприятия. Для покрытия
профицита, проводится ряд инвестиций
в иностранный капитал. Покрытие профицита
платёжного баланса в национальной
валюте, осуществляется за счёт:

  1. Стимулирования
    производства импортных товаров;
  2. Увеличения прямых
    налогов;
  3. Борьбы с монополизмом
    внутри страны и развития рыночных
    институтов;
  4. Сдерживания роста
    цен и доходов населения.

Для покрытия профицита
в иностранной валюте, принимаются
следующие меры:

  1. Проведение открытой
    девальвации национальной валюты;
  2. Ограничение импорта;
  3. Привлекаются
    иностранные инвестиции (логика здесь
    в том, что впоследствии, их возврат
    осуществляется с процентами);
  4. Увеличение расходов
    из бюджета страны в иностранной валюте.

Бюджетная система государства

Бюджетной системой государства является совокупность всех бюджетов, имеющихся в стране учитывая, как бюджет государственных предприятий, так и автономных учреждений частного порядка, — чаще всего, имеется в виду система налогообложения и внутреннего долга. По сути бюджетная система — это сумма доходов и расходов государства, регулирующая все финансовые потоки, задает нужную направленность экономике и управляет центральной экономикой и экономикой федеративных субъектов.

Для того, чтобы составить более эффективные прогнозы и параметры экономической деятельности требуется тщательно отслеживать параметры доходности и расходности государственной экономики. Поэтому существует документация, фиксирующая статьи доходов и расходов государства.

Формирование доходной части государственного бюджета происходит с помощью налоговых и неналоговых доходов, включающих:

  • Налоговый доход получаемый с физических и юридических лиц
  • Налоговый доход получаемый с налогов на реальный сектор
  • Налоговый доход получаемый с косвенных налогов
  • Налоговый доход получаемый с региональных и центральных налогов
  • Неналоговый доход получаемый с разнообразных сборов и пошлин
  • Получение платы за сдаваемое в аренду государственное имущество
  • Прибыль в виде дивидентов по акциям принадлежащим государственному бюджету

Государственный доход определяется в двух подразделениях: собственные доходы и регулирующие доходы.

  1. Собственные доходы — могут быть и как налоговыми, так и неналоговыми — доходы такого порядка государство получает на постоянной основе частично или полностью с соответствующих бюджетов, перечень приведен выше.
  2. Регулирующие доходы — исключительно налоговые — их государство получает из налогов федерального и регионального порядка.
  • Заключения специальных договоров (ассигнаций) на финансирование различных муниципальных учреждений.
  • Спонсирования разного рода затрат в виде товаров, средств и услуг на работу муниципального или государственного сектора.
  • Перемещения денежных средств и других резервов для финансирования населения.
  • Финансирование юридических или других бюджетных лиц через бюджетный кредит.
  • Финансирование местных органов власти (субвенций) и юридических и физических лиц посредством выплат за счет государственного и местного бюджета (субсидий).
  • Инвестиций в работающие или создающиеся учреждения.
  • Выдаче кредитов внешнего характера.
  • Выдача средств для обслуживания государственного долга.

В свою очередь, расходы делятся на текущие — требуемые для того, чтобы органы власти, включающие — органы центральной власти, местное самоуправление и бюджетные учреждения, были способны функционировать согласно государственным требованиям.

Капитальные расходы — расходы, которые идут на всесторонне развитие государства — инновационные технологии, спонсирование проектов, кредиты перспективным организациям, вложения в реновацию зданий, инвестиции.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Что такое профицит простыми словами

Профицит (лат. «proficit» – увеличение, прогресс) — это явление в экономике, отображающее переизбыток чего-либо. Например, если рассматривать понятие на примере профицита бюджета, это означает, что доходные поступления превысили расходные статьи, принятые на текущий финансовый год.

Когда доходы, поступающие в государственный бюджет, учитывая определённый период превысили сумму расходов, такую ситуацию называют . Также стоит знать о том, что в зависимости от того, учтены или нет долговые обязательства государства, здесь может говорится о вторичном или первичном бюджетном профиците.

Профицит считается нормальным явлением для бюджетов тех стран, которые экспортируют сырье. Таким образом, у них появляется возможность выложить излишние средства в производство, социальные сферы или научные исследования. Поэтому, бюджетный профицит часто является полезным и несёт определённую выгоду стране.

Но, многие эксперты считают, что излишние средства в бюджете являются последствием чрезмерно жестких действий в политике и экономике. Это может спровоцировать следующее:

  • Пониженная ликвидность кредитных организаций;
  • Недостаточное количество свободных средств в обороте.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что иногда для экономического благосостояния государства более полезным окажется контролируемый бюджетный дефицит. Говоря о профиците, специалисты воспринимают его как малоинформативную величину. Поэтому, чтобы передать ситуации смыслового значения, приходится соотносить переизбыток средств с рядом других макроэкономических показателей.

Профицит, что это такое и основные причины возникновения

Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов.

Многие экономисты доказывают, что формирование профицита в бюджете является ничем иным, как достижением и благом для страны. Правда ли это? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно вникнуть в суть данного экономического явления.

При составлении бюджетного государственного плана идеальным с теоретической точки зрения считается баланс в бюджете.

Когда сумма затрат и поступлений является одинаковой. Однако на практике данные показатели могут отличаться, причем как в одну сторону, так и в обратную. То есть формируется либо дефицит бюджета, либо профицит.

Предельные значения дефицита

Вам будет интересно:Прожиточный минимум в Кирове и Кировской области

Согласно законодательству, определен максимальный порог дефицита, возникающего в бюджете, – пятнадцать процентов с утвержденного ранее годового объема всех доходов РФ, не считая безвозмездных инвестиций.

Максимально допустимый уровень дефицита, для погашения которого государство должно принимать определенные меры, – десять процентов. Это предусмотрено 130 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Интересно! Кредиты, предоставляемые Нацбанком, приобретение банком различных ценных бумаг Российской Федерации не считаются источниками, способными покрыть расходы бюджета.

Источники финансирования, перечень трат – все утверждается законом. Так государство пытается контролировать состояния дефицита и профицита, чтобы достичь сбалансированности.

Определение

Вам будет интересно:Темиртау: население и краткая история

Каждый год власти выделяют сумму денег и составляют список планируемых мероприятий. Кроме того, существуют постоянные значения, которые учитываются всегда. У бюджета есть три различных состояния — сбалансированность, дефицит и профицит бюджета. Нужно подробно разобрать данные понятия:

Сбалансированность – идеальное состояние финансов, когда уровень расходов страны равен (не выше и не ниже) доходам. Позволяет без проблем погасить все имеющиеся долговые обязательства, не задевая другие статьи.
Дефицит бюджета – когда расходы значительно выше поступающих доходов. Возникает нехватка средств.
Профицит бюджета – получаемый доход превышает все расходы. Вместо недостатка появляется избыток средств.

Вам будет интересно:Санация предприятия — это система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия. Как избежать банкротства

Финансовые аналитики стараются достичь сбалансированности, применяя специальные методики для этого.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Бюджет на 2016 год

В августе 2016 года в Центробанке заявили, что формирование бюджета остается весьма сложной задачей. О том, будет ли бюджет чем-то принципиально отличаться от прошлогоднего и изменилось ли в российской экономике что-то в лучшую или худшую сторону настолько, чтобы повлиять на процесс формирования бюджета, ФБА «Экономика сегодня» рассказал Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития.

Решение по пенсионным выплатам, когда индексация пенсий была заменена разовой выплатой, – прекрасное свидетельство тому, что в ходе электорального цикла государство делает все возможное, чтобы не снижать уровень социального обеспечения граждан. Тем не менее, уже в самое ближайшее время стоит задуматься о структурном реформировании социальных секторов с точки зрения повышения их эффективности.

В 2016 году возможны три варианта расходования бюджета.

По его мнению, значительную нагрузку на бюджет окажет одноразовая пенсионная выплата с последующей индексацией в феврале 2017 года. «На круг это будет не менее 470 млрд рублей. И возникает вопрос, за счет чего будут заложены эти средства

И пока одна из наиболее комфортных версий состоит в том, что мы начинаем, на самом деле, заниматься среднесрочной фискальной консолидацией и разбирать каждую статью с пристальным вниманием, чтобы найти там резервы для экономии. Это один из вариантов

И шансы на его реализацию пока есть. Понятно, что 470 млрд – это уже серьезный повод заморозить пенсионные накопления. Но официальных ответов мы пока не имеем. Соответственно, вопрос: «Что дальше с пенсионным фондом?» пока подвисает. Вопросов здесь много больше, чем ответов.

Опасения Центробанка относительно фискальной консолидации Центробанка абсолютно оправданы, существует ощущение недосказанности по поводу бюджетного планирования. Для Центробанка принципиален источник, из которого будет погашаться дефицит бюджета, который по 2016 году составит свыше 3% ВВП, из чего не делается секрета.

Что касается резервных фондов, то это бюджетная эмиссия, а, соответственно, и инфляционные риски. Либо же это государственные заимствования. Конечно, условия сейчас довольно приличные, но проблема в том, что, в конечном итоге, это деньги, которые приходится занимать из экономики. А если экономика начинает подниматься, то выплаты за кредит пойдут за счет вычета из инвестиционного потенциала», — объясняет Никита Масленников.

Стремление России к сбалансированному бюджету

Хотя за последние годы такого явления правительству РФ добиться не удается, власти делают все возможное для достижения максимального равновесия между статьями расходов и источниками их финансового обеспечения. Разрабатывая бездефицитный годовой план, следует помнить, что величина расходной части не должна превышать доходную. Это означает, что все затрачиваемые средства на обслуживание и погашение государственных долгов (как внутренних, так и внешних), на социальные пособия населения, выплату заработной платы работникам некоммерческой сферы и т. д. не должны идти вразрез с объемом доходов.

Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета – это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит –  это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector