Исламский банк

Выдача кредитов мусульманам

При выдаче кредитов исламские банки также руководствуются определенными принципами. Мусульмане не платят годовых за ссуды на открытие собственного дела или покупку недвижимости. Однако банк получает право на долю в бизнесе заемщика. Если же предприниматель обанкротится, ему не придется возвращать заемные средства. Но мусульмане не склонны к авантюризму, поэтому получить ссуду в исламском банке не просто.

Досье потенциального заемщика проверяется не менее тщательно, чем в традиционных кредитных организациях. При этом основным фактором для вынесения положительного решения является религиозность клиента. Помимо справок о доходах и наличия залогового имущества, требуются данные об успеваемости детей в школе. Основным критерием оценки человека являются отзывы имама мечети, членов общины, друзей и соседей.

Даже не имеющий залога мусульманин может рассчитывать на кредит благодаря своей вере. В этом случае банк идет на риск, но кредиторы уверены: истинный верующий не станет брать деньги под сомнительную сделку. Для мусульманина невыплата финансовых обязательств – высшая мера наказания, поскольку душа его не освободится, пока долги не будут возвращены. Именно поэтому мусульмане не затягивают с погашением обязательств, ведь в случае внезапной смерти долги тяжким бременем лягут на родственников.

Недостатки системы

Есть у мусульманского банкинга и минусы:

  • религиозная направленность – далеко не все принципы системы могут найти применение в обществе;
  • повышенная плата за услуги – если речь идет об альтернативе потребительского кредита, то переплата здесь гораздо выше, и возможности досрочно погасить основную сумму долга, уменьшив проценты, нет;
  • вкладчикам не гарантирована прибыль за какой-то конкретный период времени – они могут остаться ни с чем или получить деньги спустя два года, когда инвестируемое банком дело начнет приносить доход.

Традиционные банки для вкладчиков кажутся более выгодными, так как они позволяют в случае необходимости вернуть вложенные средства и получить хоть какой-либо доход.

Еще одна черта, которую нельзя отнести ни к преимуществам, ни к недостаткам – финансирование деятельности, разрешенной Шариатом. Так, исламский банк не будет финансировать:

  • сферу развлечений и азартных игр;
  • производство и продажу табачной продукции, алкоголя и наркотических веществ;
  • выращивание свиней и производство продукции, не относящейся к халяль (халал).

Если ваш бизнес перекликается со сферой развлечений, например, вы хотите открыть караоке-бар, инвестировать в него мусульманский банк не станет.

Основные банковские продукты

  • Кард-уль-Хасан – ссуда без процентов;
  • Мурабаха – перепродажа товара с наценкой;
  • Мушарака — совместный бизнес;
  • Мудараба – долевое участие в прибылях и убытках;
  • Иджара – лизинг;
  • Иджара Тумма Аль Бай — аренда с правом на выкуп;
  • Сукук — исламские ценные бумаги;
  • Истисна — фьючерсы (соглашения на срок);
  • Хиба — премиальное участие;
  • Бай Битхаман Аджил — сделка с отсроченным платежом;
  • Бай уль-Ина — продажа с правом выкупа;
  • Вакала — агентские услуги;
  • Такафул — исламское страхование;
  • Вадиа — хранение ценностей в банке;
  • Бай Салям — авансовый платеж.

Кард-уль-Хасан

Беспроцентная ссуда предоставляется клиенту на определенный срок. При возвращении долга заемщик по собственному желанию может заплатить кредитору некоторую сумму добровольных премиальных (Хиба). Исламский банк никогда не требует вознаграждения – взаимоотношения с клиентами основаны на дружбе и доверии. Такой вид финансирования является возвратной материальной помощью нуждающимся людям, организациям, регионам. Зачастую беспроцентная ссуда предоставляется для хозяйственной деятельности фирмы – партнера банка.

Мурабаха

Перепродажа с торговой наценкой предполагает заключение договора между банком и клиентом о согласовании стоимости товаров и делении прибыли от их реализации. Банк приобретает определенный товар от имени клиента и перепродает ему же по завышенной цене. Обычно клиент частичными платежами погашает согласованную сумму.

Мушарака

Партнерство предусматривает подписание соглашения между банком и клиентом о совместном финансировании проекта. В соответствии с особым договором клиенту отчисляется доля прибыли по результатам личной предпринимательской деятельности, остальная часть дохода делится между банком и его партнером в соответствии с частями финансирования. Аналогичным пропорциональным образом распределяются и потери в случае неудачи. Управление проектом может взять на себя одна из сторон. Достоинство данного банковского продукта – в заранее обговоренных сторонами гибких соглашениях, касающихся формы управления и долей при распределении прибыли.

Мудараба

Участие в прибылях и убытках выражается в виде передачи части банковских средств опытному предпринимателю с хорошей репутацией (мударибу) для эффективного использования. На основании договора стороны делят доход от запущенных в оборот денег. Банк не контролирует повседневное управление проектом, однако при неудаче – терпит убытки. Мудариб в свою очередь не получает никакого вознаграждения за свой труд.

Иджара

Лизинг предусматривает двустороннее соглашение, по которому банк приобретает и сдает в аренду необходимое клиенту оборудование. Сроки аренды и размер платы согласовываются заранее. Собственником оборудования остается банк, который лишь продает право среднесрочного и долгосрочного пользования им своему клиенту. Данный продукт обычно используется для финансирования строительного и производственного секторов экономики.

Иджара Тумма Аль Бай

Аренда с правом выкупа похожа на лизинг, но к концу арендного срока клиент обязуется выкупить у банка эксплуатируемое имущество по заранее согласованной цене. Вместе с арендной платой клиент частично погашает и стоимость оборудования. В итоге к концу оговоренного срока он становится полноправным владельцем имущества. В ином случае клиент может внести всю сумму за оборудование в конце срока аренды.

Сукук

Эмиссия исламских ценных бумаг (эквивалент облигаций) позволяют клиенту получать прибыль от предпринимательской деятельности.

Истисна

Особенность такого финансирования состоит в наличии детального графика выполнения работ и неукоснительное следование срокам, суммам, качеству производства и т.д. Для выполнения работ клиент может привлекать третью сторону — субподрядчика, но сумма проекта должна остаться неизменной.

Истисна предполагает следующие этапы:

  1. Клиент делает заказ банку на постройку, создание или приобретение определенного имущества по конкретной цене, с учетом качества. При этом описание желаемого продукта должно пройти исламскую и экономическую экспертизу.
  2. При одобрении финансирования банк обязуется предоставить продукт клиенту в определенное время.
  3. Затем банк заключает соглашение с производителем, строительной компанией либо заводом о выполнении работ в указанный срок.
  4. Готовый объект сдается банку или клиенту, в зависимости от условий контракта.
  5. Клиент оплачивает банковские услуги по указанной в соглашении стоимости.

Принцип работы

Инвесторы обратили свое внимание на исламский банкинг в тяжелых условиях кризиса, и все больше людей стремятся разобраться более детально в отличии данной системы от традиционного банкинга и финансовых инструментах ведения дел. Ближе всего к исламскому банкингу является такая банковская форма, как проектное инвестирование, связанное с долевым участием и разделом рисков

Такая методика предполагает, что исламский банк не получает проценты и должен более внимательно изучить клиента, обратившегося за инвестициями, его бизнес-план и проанализировать возможные риски.

В исламском банкинге категорически запрещаются операции со свопами, фьючерсами, а также операциями со всеми категориями услуг и товаров, которые еще не произведены – операции проводятся только с материальными ценностями и нематериальными, имеющимися на настоящий момент.

Если человек вкладывает деньги в исламский банк, то он дает эти деньги не под проценты, а инвестирует в полезное реальное дело, которое предполагает производство определенных товаров и услуг. Любые финансовые инструменты в исламе построены так, чтобы данное условие выполнялось, но также от данной деятельности была получена прибыль.

В этом и состоит отличие исламской банковской системы от капиталистической: традиционным банком покупаются и продаются денежные средства, а выгода финансовой деятельности получается от процента ссуды. Исламский банк для финансового бизнеса меняет кредитную основу на инвестиционную: исламский банк открывает счета и на них аккумулирует средства своих вкладчиков, за счет этих средств финансируются предприниматели, которые делят полученную в результате своей деятельности прибыль с банком, вместо выплат процентов.

Для исламского банкинга главным принципом является то, что вознаграждение вкладчика или банка изначально не является гарантированным  — это вознаграждение будет производным от той прибыли, которая будет получена в результате бизнеса. Экономический оборот не основывается на ссудном проценте, как это происходит в господствующей банковской системе.

Исламский банк строит свою работу на основном принципе, который предполагает, что деньги не могут возрастать при выдаче их в виде ссуды, поскольку они не являются товаром. Поэтому кредитор получит прибыль и может на нее рассчитывать только тогда, когда он будет вкладывать свои деньги в экономику, то есть будет создаваться реальная добавленная стоимость.

В исламе вне закона те депозиты и кредиты, которые применяются в обычном банке – то есть те, на которые начисляются проценты. Также является запретным процентные бумаги или облигации. 

Перспектива создания исламского банка в России

В последние годы интерес к исламским банкам стал расти и в России (доля мусульман около 10%), в первую очередь в республиках со значительным мусульманским населением. Еще в январе 2008 г. на российском рынке появился паевый инвестиционный фонд БКС — Фонд «Халяль», предоставляющий возможность инвесторам приумножить свои средства в соответствии с принципами ислама.

Паи фонда можно купить более чем в 50 городах РФ. Фонд рассчитан на инвесторов-мусульман, проживающих в России и за рубежом, которые хотят быть уверены в том, что их сбережения будут направлены только в разрешенные исламом финансовые инструменты.

Как сообщило в январе текущего года азербайджанское агентство Trend со ссылкой на руководителя рабочей группы Международного банка Азербайджана по внедрению исламского банкинга Бехнам Гурбанзаде, азербайджанский банк и российский банк ВТБ планируют привлечь один из ведущих банков Казахстана к созданию единого исламского банка на пространстве СНГ. В начале июня 2012 г. в Казани компанией «ИСК «Евро-Полис» были проданы первые пять полисов ВЗР (страхование выезжающих за рубеж). Это первые исламские страховые продукты в России.

Вместе с тем, по мнению министра экономического развития и торговли Чеченской Республики Абдулы Магомадова, открыть сегодня полноценный исламский банк в России — дело достаточно трудное. Основная причина — отсутствие соответствующего законодательства. Например, по закону получатель беспроцентного кредита в нашей стране подвергается дополнительному налогообложению как получивший доход в виде отсутствия стандартного процента.

Одна из первоочередных проблем, с которой столкнется в России исламский банк, желающий работать на рынке розничных депозитов, — вступление в систему страхования вкладов физлиц. Поскольку в исламском банке выплата фиксированных процентных ставок не предусмотрена, очевидно, что клиенту может быть гарантирована сохранность только основной суммы вклада.

Другим недостатком является тот факт, что финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках заемщика не подходит для краткосрочного финансирования, а также для некоммерческих предприятий, которые не могут иметь прибыли: школ, больниц и других социальных учреждений.

В свою очередь, далеко не всегда потенциальные заемщики готовы давать подробную информацию о реализуемом коммерческом проекте, а без этого финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках может быть для банка весьма рискованным. К тому же разработка условий банковского кредитования по схеме долевого участия в прибылях и убытках требует гораздо больше времени, чем процедура выдачи обычного кредита по фиксированной ставке.

И еще один важный момент: в случае краткосрочной нехватки ликвидности исламский банк не сможет получить у Банка России, например, кредиты «овернайт», поскольку они выдаются по определенной фиксированной ставке, что противоречит исламской этике. Очевидно, что это касается и любого другого заимствования исламского банка не только у регулятора, но и у любого обычного банка.

Очевидно, что работа по кредитованию населения на российском рынке для исламского банка будет затруднена в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ платой по кредитному договору является уплата процентов на сумму кредита. Данные проценты являются платой банку за весь комплекс действий, совершаемых при выдаче кредита и его погашении заемщиком, и должны как покрывать его расходы, так и включать доход банка по этой операции. Следовательно, взимать плату за выдачу и обслуживание кредита согласно российскому законодательству нельзя, а выдавать кредиты под проценты исламский банк не может по этическим принципам.

Также очевидно, что без принятия особого законодательства, регулирующего в РФ работу исламских банков, их деятельность вряд ли будет успешной на отечественном рынке.

Внедрение исламского банкинга в кредитно-финансовую систему России

В России отсутствует законодательная база для деятельности, являющейся нормой в исламском мире. Местные банкиры не могут предложить верующим мурабаха (аналог ипотеки, ритейла). Они не имеют права покупать товар у поставщика и продавать его в рассрочку заемщику по фиксированной цене, оформив кредит без запретных процентов. Существующая система не подразумевает и кредитные карты, функционирование которых возможно без процентов.

Достаточно расширить правовые возможности уже имеющихся институтов. Попытка легализовать исламский банкинг была предпринята в 2015. Но законопроект, разрешающий торговлю в указанном сегменте, был отклонен ЦБ РФ.

В рамках эксперимента в Башкирии открылся банк «Эллипс», в столице Татарстана работал Центр партнерского банкинга. Должного развития стартапы не получили. В 2018 руководство Сбербанка озвучило планы на открытие «исламских окон» в обычных отделениях. Сейчас в Казани действует ФД «Амаль», предлагающий решения для правоверных. Клиентам доступно ипотечное кредитование и покупки в рассрочку.

Исламские банки

Ненадолго вернемся в 70-е. Большинство возникших тогда арабских банков носили коммерческий характер и работали по западному образцу, но число исламских банков тоже увеличивалось. Из одиннадцати крупных исламских банков, существовавших в 1980 году, восемь были созданы непосредственно в основных нефтеэкспортирующих странах Ближнего и Среднего Востока. Наиболее значительными были «Дубай Исламик Банк», «Кувейт Файненс Хаус», «Бахрейн Исламик Банк» и «Катар Исламик Банк».

Дубай Исламик Банк

В 80-е годы исламские банки объединились в Международную ассоциацию исламских банков и ввели по своим операциям единую расчетную единицу — исламский динар. Тогда же начался процесс сближения исламского и коммерческого банковского дела. Так, с 1 января 1981 года все отделения пакистанских государственных банков, наряду с обычными операциями, стали оказывать банковские услуги «правоверным мусульманам» в соответствии с шариатом.

Кувейт Файненс Хаус

Исламские принципы беспроцентного кредитования были заложены в основу банковского законодательства Ирана (1983 год) и Пакистана (1985 год). В Саудовской Аравии с начала 80-х годов законом были запрещены взимание и уплата процента во всех действующих в стране обычных частных коммерческих банках. В 1992 году число исламских банков достигло шестидесяти. Они имели более двухсот отделений и филиалов и действовали в большинстве мусульманских стран, а также в Европе.

Бахрейн Исламик Банк

Исламские финансовые институты в Лондоне в первую очередь занимаются обслуживанием, финансированием и кредитованием внешней торговли стран Западной Европы и арабских государств. Клиенты британских банков‚ осуществляющие экспортные поставки в арабские страны, постоянно обращаются к помощи исламских финансовых институтов
в Лондоне. Вместе с тем новым направлением операционной деятельности ряда коммерческих банков индустриальных западных стран стало предоставление ими финансовых и кредитных услуг в полном соответствии с обычаями ислама и принципами исламской экономической доктрины клиентам-мусульманам.

Катар Исламик Банк

В конце 90-х первый исламский банк с солидной долей арабского капитала появился и в России. Им стал специализированный банк проектного финансирования и долгосрочного кредитования «БАДР». С юридически-правовой точки зрения его не следует квалифицировать как иностранный, поскольку 51% акций банка принадлежит российской стороне. Однако его активы будут формироваться прежде всего за счет капиталов из Кувейта, Катара, Саудовской Аравии, Ирана, Судана и Египта.

Учредители «БАДР» подчеркивают, что банк является исламским не столько по происхождению капитала, сколько по принципу операционной деятельности: банк будет выдавать ссуды не под проценты, а под долю в будущих прибылях его клиентов. «БАДР» проявляет большой интерес к сфере российских высоких технологий: разработке и производству ряда
видов вооружения, космическим технологиям, судостроению и разработкам в сфере промышленной экологии.

Из недалекого прошлого

Его основатель первоначально сам был обычным банкиром. Но на собственных имеющихся структурах в 1997 году создал в Джидде свою организацию. Первоначально дела шли хорошо. «Бард-Форте Банк» смог открыть собственные представительства в шестидесяти странах мира. Занимался он проектно-инвестиционной деятельностью. Но Госдеп США в 2006 году обратился к Центральному банку Российской Федерации с просьбой его закрыть. По мнению американцев, «Бард-Форте Банк» обладал широкими связями в исламском мире, в том числе и рядом довольно подозрительных и опасных. И по инициативе зампредседателя Центробанка Козлова у него была отобрана лицензия.

Увы, но сейчас можно утверждать, что государство собственными руками зарезало курицу, которая несла золотые яйца. А ведь деньги и влияние нам в этот тяжелый момент чрезвычайно нужны. Кстати, ислам – не единственная религия, на основании которой выстраивается подобная структура. Так, относительно недавно Всеволод Чаплин, довольно известный православный религиозный деятель, заявил, что планируется создание православного банка. Что из этого получится, говорить сложно. Но если вспомнить историю банка «Пересвет», который сейчас погряз в долгах, скандалах и столкнулся с пропажей значительных сумм денег, в перспективу не очень верится.

Что такое исламский банкинг

В исламе запрещено ростовщичество, и это отражено в работе банков. Но запрет не мешает получать им постоянный доход и иметь надежную систему.

Принципы исламского банка:

  • отсутствие процентов;
  • клиент является партнером;
  • прибыль и убытки делятся по установленной договоренности;
  • деньги используются как измеритель стоимости и средство обмена;
  • запрет на присвоение чужого имущества и продажу долга;
  • приоритет моральных норм и ценностей.

Главное отличие — организация выдает и вкладывает деньги только под определенный запрос, который не нарушает моральные и этические соображения. Если запрос связан с табачными изделиями, алкогольной продукцией, казино или сомнительным проектом — в кредите будет отказано.

Принцип работы исламского банка

Исламский банк – это финансовое учреждение, ведущее банковскую деятельность в дозволенных Шариатом рамках. Все проводимые банком операции учитывают предписания религии. Отсюда и основное отличие этой системы от других – отсутствие процентов. Шариат позволяет получать доход, но только не в виде процентов, поэтому классическая схема выдачи кредита и выплаты процентов за него здесь не применяется.

Мусульманский банк финансирует только те проекты, которые прошли проверку и кажутся ему перспективными. Потенциальный заемщик предоставляет бизнес-план, и, если его одобряют, банк становится своеобразным инвестором. Его вознаграждением будет часть прибыли, а не проценты. Сопутствующие риски банк тоже разделяет, так как фиксированных процентных ставок не предусматривается.

Исламский банкинг развивается за счет собственных продуктов, у которых есть аналоги в традиционной финансовой системе:

«Мурабаха» – это своего рода потребительский кредит. Если заемщику нужен, к примеру, автомобиль, он подает заявку в банк с указанием конкретной покупки и ее стоимости. Учреждение приобретает ее за свои средства и продает заемщику по более высокой цене. Пока тот не выплатит всю сумму, транспортное средство находится в собственности исламского банка. Выгода банка – это разница между стоимостью покупки и продажи автомобиля. Простыми словами это можно назвать перепродажей, которая Шариатом не запрещается.
«Мудабара» – это альтернатива депозиту, за который в классической схеме полагается выплачивать проценты. Здесь же «вкладчики» передают банку деньги для того, чтобы он вложил их в какой-либо проект. Банк концентрирует средства и инвестирует их в бизнес. Полученная прибыль делится между участниками процесса согласно прописанным в договоре условиям. Клиент заранее знает, куда пойдут эти деньги

Для мусульман это важно, ведь с помощью средств могут финансироваться запрещенные исламом виды деятельности. Благодаря мудабаре они точно знают, что вложились в разрешенное дело.
«Мушарака» – это финансирование бизнеса, в котором банк и предприниматель становятся партнерами

Учреждение выдает деньги, бизнесмен реализует идею. Прибыль делится между всеми участниками процесса, включая «вкладчиков» (по мудабаре). Если проект несет убытки, они так же делятся между всеми партнерами.

На развитие малого бизнеса исламские банки могут выдавать беспроцентные ссуды. При этом приветствуется благодарность со стороны заемщика. Она никак не документируется и с юридической точки зрения не предусмотрена.

Исламские банки в современном финансовом мире

На сегодняшний день сукуков вращается в среднем на сумму до девяноста миллиардов долларов США. После того, как в 2008 году была выпущена фетва богословов ислама, которые признали, что 80% сукуков не соответствуют шариатским нормам, наблюдалось общее снижение объемов их эмиссии – от уровня 2007 года объемы снизились с пятидесяти до пятнадцати миллиардов долларов США. У сукуков существует нижняя граница объема заимствования, которая составляет сто миллионов долларов, она определяет целесообразность их эмиссии и одновременно является тем отрицательным фактором, который снижает привлекательность сукуков.

Любые предприниматели могут использовать мусульманские финансовые инструменты – вероисповедание их на это не влияет. По мнению аналитиков, рынок исламского финансирования, развивающийся активно в последние несколько десятилетий, является одним из самых перспективных.

Исламский банкинг является относительно молодой финансовой системой началом развития которой стало создание Исламского банка развития в 1975 году, а также создания Дубайского исламского банка. В Малайзии и почти во всех мусульманских странах исламские банки начали действовать в шестидесятых годах прошлого века.  В европейских странах исламские банки стали появляться сравнительно недавно, благодаря возросшему спросу европейских мусульман на оказание халяльных банковских услуг.Специфические продукты, способные заинтересовать мусульман, предлагает и ряд традиционных европейских банков – таких, как Societe Generale во Франции, а в городе Mannheim в Германии планируется открытие первого в стране мусульманского банка, который будет работать в полном соответствии с требованиями ислама и шариата.

По всему миру существует более трехсот исламских финансовых институтов. В России исламский банкинг представлен довольно слабо, если учитывать количество мусульман в России и количество заинтересованных в пользовании мусульманскими финансовыми продуктами человек.

https://youtube.com/watch?v=aIbL9_-mq4k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector