Губернатор (россия) — governor (russia)
Содержание:
- Россияне хотят выбирать
- Общие требования к кандидатам
- Регистрация в избирательной комиссии
- Губернаторы-рекордсмены
- Конкурс — дешевле
- Порядок выдвижения кандидатов
- «Всё за нас решили»?
- Экскурс в историю: как губернаторы появились в России
- Демография
- Не выбор, а назначение
- Роль и полномочия
- История
- Административные и политические роли
- Сколько их
Россияне хотят выбирать
Судя по большинству опросов общественного мнения, граждане России положительно относятся к идее возврата прямых выборов мэров городов – элемента прямой демократии, сохранившегося лишь в ряде крупных городов, а также в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. Более того, в ноябре 2020 года в таком крупном городе как Екатеринбург зарегистрирована народная законодательная инициатива о возврате прямых выборов мэра, а в Новосибирске борьба за сохранение выборности главы города стала одним из важнейших факторов публичной политики.
Мэр в качестве главы областного центра здесь воспринимается как легитимная и мало уступающая по своему административно-политическому весу губернатору фигура.
Выражением значимости данного вопроса на федеральном уровне стала предложенная КПРФ поправка в Конституцию РФ (о закреплении прямых выборов мэров столиц субъектов РФ), которая правда не нашла своего отражения в тексте основного закона страны, в рамках 131 статьи которого зафиксировано, что «особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом».
Однако, какими бы способами ни избирались/назначались мэры российских городов, статья 132 Конституции РФ подчеркивает, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». В этой связи можно говорить о стремлении федерального центра сохранить административно-экономический характер должности российских мэров, совместная работа которых с губернаторским корпусом должна быть направлена на решение задач социально-экономического развития страны и минимизировать вероятность межличностной политической конфронтации в регионе.
Общие требования к кандидатам
Федеральный закон закрепляет ряд общих требований, которые действуют во всех регионах. Выделим 3 ключевых условия, которым должен соответствовать кандидат на пост главы региона:
- Возраст — от 30 лет.
- Гражданство РФ.
- Нельзя иметь гражданство или вид на жительство другой страны.
Кроме того, избираться на должность главы региона не могут люди, подвергнутые ряду административных или уголовных наказаний. Перечислим преступления и правонарушения, которые запрещают баллотироваться в губернаторы:
- особо тяжкие — в течение 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
- тяжкие — то же самое в течение 10 лет;
- преступления или правонарушения экстремистской направленности — до окончания срока наказания.
Никаких ограничений на срок проживания в стране или регионе закон не устанавливает. Например, если иностранец переехал в Россию и отказался от гражданства другой страны, он может работать губернатором в любом субъекте РФ.
Регистрация в избирательной комиссии
Рисунок 3. Заключительный этап — подача заявления в региональный избирком
Чтобы баллотироваться в губернаторы, нужно обратиться в избирательную комиссию субъекта РФ. Для регистрации в качестве кандидата придется заполнить заявление, содержащее:
- ФИО и паспортные данные;
- информацию о гражданстве, образовании и текущем месте работы;
- принадлежность к политической партии (если есть).
Перечисленные данные подкрепляются копиями документов: сканом паспорта, дипломом о получении образования, справкой с места работы, официальным подтверждением членства в партии. Кроме того, нужно предоставить данные о своем имуществе и банковских счетах. После этого можно переходить к сбору подписей, на что дается не менее 30 дней.
Полезно знатькуда жаловаться на губернатора.
Губернаторы-рекордсмены
Кого считают одним из самых эффективных политиков на посту? Победителем регулярно обновляемого национального рейтинга в октябре 2020 г. стал президент Татарстана Рустам Минниханов. По словам членов экспертного сообщества, это один из самых внимательных к населению чиновников.
Отмечается стабильно хорошее экономическое состояние республики. Минниханов также лидирует в народных рейтингах интернет-издания Губернаторы.ру: пользователи портала отдают свои голоса политику в рубриках «доверие к главе», «уровень жизни населения» и «качество дорог и инфраструктуры».
Самыми влиятельными руководителями регионов в октябре были признаны мэр Москвы Сергей Собянин и Рамзан Кадыров. Что касается заработков, то самый высокооплачиваемый чиновник – глава Оренбуржья, Денис Паслер. Согласно поданной декларации, в 2019 г. его доход составил более 202 млн руб.
Абсолютным политическим долгожителем можно назвать руководителя Белгородской обл. Евгения Савченко: его называют «последним ельцинским губернатором». Был назначен на пост еще в 1993 г., работал в должности 7 сроков подряд. Савченко ушел в отставку только в сентябре 2020 г., пробыв у власти почти 27 лет.
Самым молодым главой региона в новейшей истории России можно назвать Дмитрия Артюхова – руководителя Ямало-Ненецкого АО. Он был назначен на должность в полных 30 лет – именно с этого возраста можно претендовать на пост. К слову, молодой чиновник входит в топ-25 народного рейтинга, значительно опережая Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.
Конкурс — дешевле
По областному закону, принятому в конце 2015 г., руководители городов и районов могут назначаться двумя способами: по старинке — всенародными выборами или конкурсной комиссией. Но из двух вариантов муниципалитеты дружно выбрали второй.
Александр Коновалов |
«Главная причина здесь видится в желании сэкономить бюджетные средства. Глава муниципалитета призван решать вопросы местного значения, при этом, как известно, абсолютное большинство муниципальных образований являются дотационными (объём финансовой помощи из областного бюджета для покрытия нужд городов и районов достигает 80%). Т. о., проведение избирательных кампаний в очередной раз ляжет на плечи бюджета субъекта РФ, из которого будут выделены средства местным бюджетам в форме субсидий», — объясняет причины выбора второго варианта профессор кафедры философии и общественных наук Института истории и международных отношений КемГУ Александр Коновалов.
В 2016 г. на отмене прямых выборов область сэкономила 110 млн руб. – такую цифру называл Аман Тулеев, отчитываясь перед областными депутатами в качестве губернатора Кузбасса. Много это или мало? Для примера, городской казне Юрги выборы мэра обходились в 3 млн руб., это 0,15% от всех расходов городского бюджета за год.
Порядок выдвижения кандидатов
В 2012 году Россия вернулась к прямым выборам губернаторов — по крайней мере, в качестве одного из доступных вариантов. Местные власти могут самостоятельно выбирать один из двух способов избрания главы региона:
- всеобщее голосование (выборы губернатора);
- голосование депутатов местного представительного органа (областной думы, народного собрания и т.п.).
В том случае, если главу региона выбирают депутаты, список кандидатов утверждает президент РФ. Такой способ используется в сравнительно небольшом числе регионов, которые перечислены в таблице.
Таблица 1. Каким способом выбирают глав регионах в разных субъектах РФ
Способ голосования | Где используется |
Местным представительным органом по списку, утвержденному Президентом РФ | Дагестан
Ингушетия Северная Осетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкессия Крым Ханты-Мансийский АО Ненецкий АО Ямало-ненецкий АО |
Всеобщим голосованием | Остальные регионы |
Рисунок 1. Главу субъекта может выбирать местный законодательный орган
В большинстве субъектов РФ губернаторов выбирают путем всеобщего голосования. В этом случае у кандидатов есть 2 способа выдвижения:
- от любой политической партии, зарегистрированной в РФ;
- самовыдвиженцем (без поддержки политических организаций).
Разница между этими способами заключается в порядке сбора подписей. Кандидатам от политических партий достаточно пройти «муниципальный фильтр», то есть получить поддержку местных депутатов. Самовыдвиженцу также придется собрать подписи среди местного населения. Количество подписей определяется законом субъекта РФ.
Это интереснодоходы губернатора Петербурга.
Что такое муниципальный фильтр?
Вместе с возвратом к схеме прямых выборов поправки 2012 года ввели новое условие регистрации кандидатов. Чтобы принять участие в губернаторской гонке, нужно собрать подписи местных депутатов. В прессе это ограничение обычно называют «муниципальным фильтром», так как успешно завершить процедуру удается далеко не всем.
Рисунок 2. Сбор подписей депутатов — обязательный этап
Независимо от способа выдвижения, кандидата должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов. Точная цифра устанавливается на уровне субъекта РФ. При этом депутаты должны представлять не менее 75% муниципальных районов и городских округов, в которых проводятся выборы.
На практике муниципальный фильтр стал барьером для регистрации многих выдвиженцев. В большинстве регионов «Единая Россия» является единственной партией, которая обеспечивает своему кандидату нужное число депутатских голосов. Другие политические партии и самовыдвиженцы обычно не могут пройти муниципальный фильтр самостоятельно. В этом случае единственный выход — обратиться к членам «Единой России» с просьбой поддержать чужих кандидатов.
Это интереснодоходы муниципальных депутатов.
«Всё за нас решили»?
У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы.
Теперь партий пять. В облсовет прошли представители системной оппозиции
Подробнее
Александр Коновалов полагает, что основное преимущество — в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.
«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», — считает профессор.
Экскурс в историю: как губернаторы появились в России
Название должности имеет латинские корни и происходит от слова gubernator. Однако в древнеримском государстве так называли не государственных служащих, а кормчих – рулевых, управляющих судном.
Россия созданию института губернаторства обязана царю-реформатору – Петру I. Некоторые историки считают, что должность впервые появилась после 1902 г., когда фаворит императора Александр Меншиков получил отвоеванные шведские земли и новый титул. Фактически, граф стал первым губернатором.
Фото: граф Меншиков
Первая губерния появилась вместе с основанием Санкт-Петербурга. Уже в 1908 г. Петр поделил страну на 8 административно-территориальных единиц местного управления. Их главами были назначены военачальники – прототипы современных руководителей регионов. Главными их обязанностями стало принятие решений во время нападений, забота о состоянии крепостей и довольствием солдат, сбор налогов и соблюдение других обязанностей.
Интересно, что изначально губернаторы не получали зарплаты. Они довольствовались царским вознаграждением, которое назначалось, если регион перечислил в казну денег сверх плана либо предоставил больше рекрутов. Существовала и система штрафов: за провинности могли забрать даже личное имущество слуги государства.
Власть губернаторов только укреплялась последующими реформами. Так, Николай I назвал служащих представителями высшей власти в регионе, а положения и приказы других царей добавляли должности все больше полномочий.
Главе административной единицы к тому времени было положено жалование около 1 тыс. руб. Для сравнения, зарплата простого рабочего в среднем составляла только 35–40 руб.
В Российской империи к 1914 г. насчитывалось 78 губерний и 21 область, а также 2 округа. После революции должность была упразднена, а фактические функции управленцев были возложены на секретарей обкомов и райкомов. После распада Советов институт губернаторства был восстановлен первым президентом РФ. Кандидаты назначались на должность непосредственно главой исполнительной власти.
Однако в 1995 г. был введен порядок избрания губернаторов путем проведения прямых выборов. В течение десятилетий положение дел несколько раз менялось, пока в 2012 г. снова не доверили избрание на должность гражданам.
Демография
Вечеринка
По состоянию на июнь 2019 года 73 члена « Единой России» , 3 коммуниста , 3 либерал-демократа , один член « Справедливой России» и пять независимых членов занимают должности губернаторов.
Владение
На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.
Самым долгим действующим губернатором является Евгений Савченко из Белгородской области , который занимал семь сроков подряд с 18 декабря 1993 года.
Пол
Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина — губернатор — Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .
Не выбор, а назначение
Отныне не сообщается о том, сколько человек претендовало на пост мэра, какие у них были программы. Нет ни теледебатов, ни встреч с населением. Максимум, что известно о кандидатах, — каких претендентов отобрала комиссия и за кого проголосовали депутаты.
Евгений Ильченко |
«В СМИ не публикуется информация, т. к. это законом не предусмотрено, ведь по своей сути это не выборы, а конкурс на замещение должности. Точно такой же конкурс, как, например, на замещение должности секретаря судебного заседания, — публикуют информацию о победителе, о том, с кем заключён контракт», — объясняет частнопрактикующий юрист Евгений Ильченко. По его мнению, конкурс — уже не элемент прямой демократии, а отношения по принципу «работник – работодатель».
В начале нулевых у нас президент назначал губернатора. Теперь губернаторов снова выбирает народ, зато мэров стали фактически назначать.
Андрей Полухин |
«Для федеральной власти такие ротации на выборах — это способ дать нужный сигнал обществу. Например, надо разрядить обстановку — происходит некоторая либерализация. Но потом потребности выстраивания вертикали власти берут своё. Такие качели и дальше будут работать», — объясняет причины «политической карусели» кандидат исторических наук Андрей Полухин.
Конкурс – это, по сути, формальная процедура, игра в демократию, ведь одна половина членов комиссии – это представители областной власти, а другая – местные депутаты, также в основном представляющие партию власти. Почему бы губернатору напрямую не назначать мэров? «Это старая завуалированная советская система управления в рамках демократического централизма, когда кого-то назначают с согласованием на местах. Для этого и нужен конкурс», — считает Андрей Полухин.
«Глава области не может напрямую назначить мэра, поскольку это будет нарушением конституционных принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Общеизвестно, что последние в систему органов государственной власти не входят, — объясняет Александр Коновалов. — Отбор и рассмотрение кандидатов конкурсными комиссиями – это своего рода законодательный компромисс между интересами региона (бюджет которого дотирует муниципалитеты) и конкретной территории».
Областной Совет народных депутатов возглавил единоросс Вячеслав Петров
Подробнее
Роль и полномочия
В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.
Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.
Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.
Губернатор может ежегодно выступать с речью о своих достижениях, чтобы выполнить конституционное положение, согласно которому губернатор должен ежегодно отчитываться (или в более старых конституциях, описанных как «время от времени») о территории или состоянии республики / области. Губернаторы областей могут также выполнять церемониальные роли, такие как приветствие высокопоставленных лиц, вручение государственных наград, выпуск символических воззваний. Губернатор также может иметь официальную резиденцию .
История
В современной России губернатор — высшее должностное лицо в Российской Федерации (крае, области, автономной области, городе), возглавляет исполнительную власть в республиках и областях Российской Федерации.
30 ноября 1991 года указом президента Ельцина Борис Немцов был назначен губернатором Нижегородской области, и в первую неделю работы на новом месте Немцов издал указ, согласно которому он, как руководитель региональное правительство, будет официально называться губернатором. Таким образом, он стал первым губернатором новой России.
С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались резидентами Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России .
1 июня 2012 года вступил в силу Закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц в регионах. В 2015 году срок полномочий управляющих ограничивался пятью годами, но не более чем двумя сроками подряд.
Административные и политические роли
Несмотря на то, что управление современным городом (или многомиллионной городской агломерацией) является сложным политико-административным процессом, выдвигающим высокие требования к профессиональным компетенциям главы города (в российских ВУЗах пока не существует программ профессиональной подготовки мэров), его избрание в ходе свободных и честных выборов отражает растущую гражданскую активность современного горожанина, погруженного во все более интенсивную коммуникационную среду и формулирующего качественно новые требования к публичной власти.
При этом граница между политической и административной составляющей работы главы города стирается, накладываясь на неоднородный характер городской «публики», многочисленные правительственные и неправительственные организации, обладающие различной степенью самостоятельности и ресурсной обеспеченности.
Сугубо административное решение главы современного города может стать острой политико-медийной проблемой (например, решение по строительству храма в сквере Екатеринбурга), тогда как политическое решение – например, борьба за сохранение выборности главы Новосибирска – может вызвать административные трения между городским и региональным уровнями системы публичной власти Новосибирской области, которые возглавляют выходцы из политических партий «Единая Россия» и КПРФ.
Сколько их
Для простого гражданина губернатор – это собирательное понятие, обозначающее главу власти в регионе. Однако в разных районах должность может называться по-разному: президент или глава республики, председатель правительства, глава администрации и даже мэр – если речь идет о городе федерального назначения. Полномочия каждого из должностных лиц прописываются в основных местных документах – уставах, конституции и т.д.
Количество госслужащих, регулирующих исполнительную власть в регионе, определяется числом субъектов РФ. В 2020 г. насчитывается 85 должностных лиц. Из них 60 – губернаторы.
Интересно! Для обозначения высших региональных чиновников в мире используются разные названия: в Германии это министр-президент, в Австрии – глава земель, в Польше – воеводы и маршалы.