История создания и основные задачи мвф. как с ним работает россия и за что его критикуют?

Организация МВФ

Повседневной деятельностью фонда управляет исполнительный совет, в состав которого входят 24 исполнительных директора, которые встречаются не менее трех раз в неделю. Восемь директоров представляют отдельные страны — Китай, Франция, Германия, Япония, Россия, Саудовская Аравия, Великобритания и США, а остальные 16 мест — представители регионов мира.

Управляющий директор обычно европеец и, по традиции, не американец. Первая женщина-управляющей была Кристина Лагард из Франции, была назначена в июне 2011 года, второй — Кристалина Георгиева из Болгарии, занимающая этот пост с 1 октября 2019 года.

На сегодняшний день в МВФ входит 189 стран, Ватикан, Куба, Северная Корея, Андорра, Монако, Лихтенштейн, Южный Судан, Науру не являются членами Фонда.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд

SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

  1. золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

  2. займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

  3. средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

МВФ и Россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

История создания МВФ

МВФ (IMF, International monetary fund) — это финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Создан в 1947 году решением Бреттон-Вудской конференции 1944 года по инициативе Президента США Ф.Д. Рузвельта.

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ, который начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы.

Ещё не закончилась 2-я Мировая война, США торговались с СССР, выбирая выгодный момент для открытия второго фронта против фашистской Германии и её многочисленных союзников с целью участия в переделе мира, а «элиты» США уже думали о послевоенном его устройстве. Цель МВФ, которую они установили, — это объединение денежных ресурсов мира для реконструкции его послевоенного устройства, ускоренного восстановления экономического потенциала, перевооружения своих союзников для достижения своих целей. За счёт оказания «помощи» развивающимся странам…

Согласно Бреттон-Вудскому соглашению, единым мерилом богатства всех стран предлагалось быть не золоту, а валюте одной из стран, конкретно — доллару США. Иосиф Сталин отказался пойти на поводу у США.

Как говорят историки, через несколько лет Сталин определил доллару «Самое большее — 4 рубля». Изначально, предлагали покупать доллар по курсу 53 рубля. Курс Сталину показался чересчур грабительским, поэтому он отказался от доллара, привязав в 1950 году рубль к золоту. Благодаря этому, экономика СССР (да и политика) не зависела от США. Почему же Сталин не подписал Бреттон-Вудские соглашения? Может уже тогда он задумал создать свою финансовую систему, начало которой и положила реформа 1947 года. Об этом мы писали в статье «Денежная реформа 1947 года — наш ответ Бреттон-Вудским соглашениям» (http://inance.ru/2016/02/dengi-1947/).

«Денежная реформа 1947 года — наш ответ Бреттон-Вудским соглашениям» http://inance.ru/2016/02/dengi-1947/

Такой несговорчивости Сталину не простили, как следствие — СССР стал «Империей зла», а сам Сталин — «деспотом и тираном».

Следует также отметить, что для продвижения могущества доллара действуют четыре финансовых института, из которых три были созданы с нуля в Бреттон-Вудсе. Это Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ГАТТ — Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ныне именуемое ВТО. И один относительно старенький (всего 30 лет существовавший) институт, которому придали дополнительные функции — Федеральная резервная система США (ФРС). Она стала регулировать доллар не только как национальную, но и мировую валюту.

ФРС — детище «мировой закулисы», действовавшей через американского предпринимателя, финансиста Джона Пирмонта Моргана со товарищи в целях подчинения США, а через них и весь мир гегемонии доллара. В ноябре 1910- го на острове Джекил, на даче Моргана состоялось секретнейшее совещание группы международных банкиров и сенаторов США, о котором никто не знал аж до 1940-х годов. Там и было принято решение о создании первого частного центрального банка, который должен был рефинансировать банки и контролировать всю финансовую систему США. И к концу 1913 года закон о федеральном резерве был принят.

В 1991 году «помощь», займы развивающимся странам от МВФ составили 750 млрд. фунтов стерлингов, а проценты по долгам за ранее предоставленную «помощь» — 76 млрд. фунтов стерлингов. Неплохая «помощь» собрана МВФ с развивающихся стран, в том числе и с РФ.

Крупнейшие страны-заемщики: Греция, Португалия, Ирландия, Украина. Всего же кредиты МВФ сейчас выданы 35 странам.

В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран, основными функциями МВФ были и остаются контрольные функции за всеми странами-участниками.

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

  • лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

  • тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

  • отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

  • свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

  • урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

  • Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

  • Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

  • Аргентина, дважды объявившая дефолт;

  • Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы

В октябре прошлого года МВФ спрогнозировал весьма пессимистичное развитие экономики на ближайшие 3 года. При чем речь идет о синхронном замедлении роста экономик для большинства государств мира.

К слову, по мнению МВФ, рост мировой экономики в период 2019-2020 годов составит максимум 3%, а, в частности, российская экономика увеличит темп лишь на 1,1%. Российские оценки чуть выше, так, глава Счетной Палаты Российской Федерации Алексей Кудрин заявил, что «Потолок роста ВВП России в ближайшие годы составит 1,5-2%».

Прогноз для других стран еще печальнее: МВФ считает, что Германия фактически приближается к рецессии. Рост экономики США, который предвиделся в районе 3%, будет значительно ниже, так же подметил международный валютный фонд.

27 февраля 2020 года официальный представитель МВФ Джерри Райс, на регулярном брифинге для журналистов заявил, что МВФ готовится скорректировать (снизить) показатели прогнозов роста мировой экономики.

«Сегодня у меня нет для вас новых цифр, но, очевидно, что коронавирус повлияет на рост. Многое зависит от темпов восстановления в Китае и других странах», – прокомментировал ситуацию Джерри Райс.

Аналитики МВФ считают, что перспективы развития мировой экономики неутешительны: вскоре мировые державы ожидает глобальный спад производства и рост торговых барьеров. «Торговая война между крупнейшими экономиками мира быстро распространяется по всему миру, в результате чего потери будут нести все страны», – высказала свое мнение профессор российской экономической школы Наталья Волчкова.

По словам Директора Центра структурных исследований РАНХиГС Алексея Ведева, – «пока нет никаких реальных стимулов для роста экономики в 2020 году».

С учетом всего этого стоит помнить об амбициозных целях по национальным проектам, стартовавшим с 2018-2019 годов – если в сложившихся условиях даже МВФ не дает хороших прогнозов, чего стоит ждать от российской экономики?

Надо менять Конституцию?

Партия «Национально-освободительное движение» (НОД) считает, что наша страна оккупирована Америкой и предлагает освобождение путем изменения Конституции. По их мнению, мы вынуждены выполнять кабальный договор с Международным валютным фондом из-за того, что Конституцию 1993 года нам писали американцы, и есть там ужасная статья 15 пункт 4:

На самом деле. приоритет международного права заложен в законодательстве большинства стран. Это значит только то, что государство является адекватным и надежным международным партнером, придерживается принятых договоренностей. И ничего более!

Для чего создан Международный валютный фонд

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны. Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов. Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189
стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992
года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания
устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В
январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в
результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета
директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем
самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых
операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016
года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была
увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный
характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты
Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников
МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской
Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые
соглашения о заимствовании (NAB), а также
двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ
условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с
МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и
проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в
рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных
мероприятий).

Отношения СССР и России с МВФ

Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ

Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР — $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.

Двойственная роль

Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.

«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.

  • Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
  • AFP

При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.

«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.

«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.

[править] Литература

  • Кудряшов В. В. Мягкое право как метод регулирования международных финансовых отношений в зарубежной доктрине международного финансового права // Финансовое право. — 2013. — В. 4. — С. 8—12. — ISSN 1813-1220.
  • Эндрю Бейкер «Группа двадцати» и застой в сфере денежно-кредитной политики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2014. — В. 4. — Т. 9. — С. 22—39. — ISSN 1996-7845.
Компании Российская корпорация нанотехнологий • Российская венчурная компания 
Топ-менеджеры А. Б. Чубайс • Р. И. Агамирзян • Р. Я. Эмануилов • Л. Леваев • Г. Нисанов • З. Илиев • Г. Юшваев • Д. Якобашвили • И. Бабаев • М. Елашвили • Б. Патаркацишвили • В. Юсуфов • В. Вексельберг • О. Дерипаска 
Нефтегазовая отрасль Добыча и изменение запасов нефти в России • Добыча нефти в Российской империи и СССР • Запасы нефти в России 
Транспорт Морской • Автомобильный • Трубопроводный • Воздушный • Речной • Метрополитен 
Финансы Банковская система • Фондовый рынок • Бивалютная корзина • Методы трансфертного ценообразования • Универсальная электронная карта • Рекомендации МВФ для России 
Внешняя торговля Экспорт • Импорт • Отмена Россией эмбарго на экспорт зерна 
Особые экономические зоны Липецк 
Проекты и мероприятия Кампания по оздоровлению банковской системы России (2014) • Капиталоёмкие проекты • Проект ликвидации неперспективных городов 
События Девальвация российского рубля в 2014—2016 • Пенсионная реформа в России (2018 год)

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период

 USD

 EUR

 CNY

 JPY

 GBP

2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Как мы вляпались в МВФ

Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) 7 января 1992 года. Одновременно с учётом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 года.

27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за приём России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения Фонда 1 июня 1992 года и учредительных документов Мирового банка 16 июня 1992 года Россия официально стала участницей этих организаций, что означало интеграцию нашего государства в «мировое экономическое сообщество». Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными её кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации.

В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР в МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 — 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%. По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не даёт России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, обязанностью стран-членов МВФ является поддержание конвертируемости национальных валют и недопущение дискриминационной практики в сфере текущих операций платёжного баланса.

Во-вторых, страны-члены должны регулярно предоставлять МВФ статистические данные о своей экономике, платёжном балансе, золотовалютных резервах и т.д.

В-третьих, они обязаны допускать на свою территорию представителей Фонда для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Кредиты МВФ обусловлены выполнением странами бывшего СССР ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах экономической стабилизации.

Вывод:

Вероятно, членство в МВФ нужно для участия в мировой торговле и сохранения конвертируемости валюты. Выход из Фонда возможен в любой момент, но может привести к международной изоляции России.

А вот на каких условиях мы взаимодействуем с МВФ, и почему позволяем столь бесцеремонное вмешательство в нашу экономику и политику — огромный вопрос к господам из Центробанка и правительства.

По мнению экономиста Сергея Глазьева, следовать ортодоксальной мифологии Вашингтонского консенсуса вовсе не обязательно. Нельзя сохранять курс, выгодный только крупным банкам и «экономическим убийцам» — международным. в первую очередь, американским захватчикам наших национальных богатств. Из стран Большой двадцатки МВФ подчиняются только Россия и Бразилия. Бразилия уже пережила экономический кризис и госпереворот. Что ждет нас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector