Подача жалобы в уфас / фас по 44 фз и 223 фз на заказчика в электронном виде, по закупке в 2021

Форма и содержание жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС составляется в письменной форме. В данный документ необходимо включить следующие данные:

  • в отношении лица, действия которого обжалуются – название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если обжалуются действия физического лица, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона (если такая информация имеется);
  • название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если в качестве подателя жалобы выступает физическое лицо, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона и факса (если есть);
  • сведения о закупке;
  • описание действий/бездействий заказчик (или иных лиц), а также доводы жалобы;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись представителя лица, подающего жалобу, печать (при наличии) и дата составления жалобы.

Если у вас отсутствует возможность обратиться за помощью к юристу по госзакупкам, а ознакомиться с примером жалобы по 44-ФЗ в ФАС необходимо, то можно зайти на сайт ЕИС. На данном ресурсе публикуются все жалобы, поданные в антимонопольную инстанцию.

Итак, зайдите в раздел Реестр жалоб в ЕИС (http://www.zakupki.gov.ru/epz/complaint/quicksearch/search_eis.html?searchString=&morphology=on). Перед вами будет перечень всех поданных жалоб.

Прежде всего, нас будут интересовать те, которые рассмотрены и признаны обоснованными. Отметка об этом делается в левом верхнем углу. Тот факт, что жалоба рассмотрена, означает, что она была составлена без нарушений, в её форме и содержании были учтены требования закона.

Чтобы ознакомиться с текстом жалобы, достаточно нажать на номер жалобы и среди прочей информации вы найдете и раздел Содержание жалобы..

Подать жалобу можно тремя способами:

  • передать лично в надзорный орган;
  • направить почтой России;
  • переслать по электронной почте (если у вас есть ЭЦП).

Стоит помнить, что ФАС может вернуть вашу жалобу без рассмотрения по существу, если будут допущены следующие ошибки:

  • жалоба не соответствует требованиям ст. 105 ФЗ-44;
  • жалобу забыли подписать или её подписало лицо, полномочия которого не подтвердили документально (например, к жалобе не приложили доверенность);
  • опоздали по срокам с подачей жалобы;
  • обжалуемые действия или бездействия уже были предметом рассмотрения суда или контролирующего органа и по ним было принято решение.

Решение о возврате жалобы ФАС должна принять в течение 2 рабочих дней, а также сообщить об этом в письменной форме её подателю.

Помощь «Независимого регистратора» в электронных закупках

В 2020 году на помощь поставщикам в отстаивании своих прав пришла специальная программа «Независимый регистратор». Она полностью фиксирует действия пользователя на восьми федеральных ЭТП.

Её можно бесплатно скачать из ЕИС, для этого в разделе «Информация для пользователей» нужно найти вкладку «Независимый регистратор». Данная программа поможет:

  1. Доказать возникновение на площадке технических проблем, препятствовавших совершению определённых действий (подать ценовое предложение, подписать контракт и др.).
  2. Разоблачить недобросовестных конкурентов. К примеру, зафиксировать, как одни и те же две организации понижают цену, чтобы обеспечить выигрыш третьему участнику.

Программа функционирует только на ЭТП при проведении госзакупок (по 44-ФЗ и по 223-ФЗ).

Порядок подачи заявления

Обращение может быть передано в уполномоченную инстанцию одним из перечисленных ниже способов:

  1. в электронной форме через официальный интернет-портал;
  2. через отправку заказного письма с уведомлением о вручении и описью вложений по почте;
  3. при личном визите в ведомство.

При передаче заявления в ФАС 44 ФЗ будет основополагающим документом, определяющим требования к проведению закупок

Важно соблюсти не только сроки передачи жалобы, но и верно выбрать подразделение службы. Следует выбирать в качестве адресата территориальное подразделение ведомства

В ответ на заявку вы получите уведомление о приеме бумаг к рассмотрению.

Шаг № 3. Составляем обращение

Если один из участников аукциона считает, что права его нарушены, он может обратиться к сотрудникам Федеральной антимонопольной службы с заявлением на действия заказчика. Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ выполняется только в письменном виде.

Документ заполняется по специальной форме. Обязательно указываются:

  • личные данные и местожительство подателя;
  • суть обращения;
  • изложенные по существу доказательства.

К заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие точность информации.

В документе обязательно прописываются:

  • Сведения об органе ФАС, обязанном рассмотреть заявления согласно территориальному размещению;
  • Подробный адрес, по которому проживает заявитель, номер мобильного и домашнего телефона;
  • Данные гражданина, компании, обращение которой хочет обжаловать заявитель;
  • Подробное описание ситуации, действий, против которых возражает гражданин;
  • Ссылки на статьи закона, подкрепляющие право гражданина возразить на заявление.

Чтобы не переписывать все необходимые статьи закона, лучше воспользоваться готовым бланком, просто внеся дополнительные сведения.

К заявлению гражданин обязан прикрепить пакет документов, подтверждающих правомерность его требований:

  • сведения о закупке;
  • данные о заявках участников;
  • протоколы, фото, видео, аудиоматериалы.

По рассмотрению возражения действуют следующие правила:

  • заявление рассматривает комиссия;
  • на решение вопроса имеется пять дней;
  • о решении заявитель получает уведомление по электронной почте или на домашний адрес.

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы вправе запросить дополнительные документы для уточнения нюансов дела.

Вот инструкция, как обратиться в УФАС:

  1. Определить основания для обжалования.
  2. Собрать доказательную базу.
  3. Составить обращение.
  4. Подать обращение.

Образец обращения в ФАС по 44-ФЗ имеет такую логику:

  • первая часть — вводная, в ней излагается формальная информация: наименование УФАС, в который направляется документ, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется, их адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер и предмет закупки, наименование ресурса, на котором она опубликована;
  • основная часть — аргументирующая. Заявитель излагает подробно, какие действия он считает незаконными, и приводит доказательства;
  • в финальной части необходимо подытожить сказанное и указать требования, которые предъявляет заявитель, например: провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении нарушений.

Обращение подается:

  • непосредственно в УФАС — заявитель лично подает документ в канцелярию нужного УФАС;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде.

Обращение подписывается уполномоченным лицом. Прилагаются бумаги, которые подтверждают полномочия подписанта.

Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.

Судебный порядок

Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

  1. Определиться с компетентным органом.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
  3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
  4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

Сроки обращения

Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.

Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.

Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).

Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).

Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.

Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.

Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.

Как грамотно подготовить иск?

Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
  3. Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
  4. Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.

Образец судебной жалобы:

Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.

Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:

Какие документы нужно собрать?

Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

  1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
  2. Исковое заявление.
  3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
  4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вердикт

На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.

Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.

Сроки обжалования в соответствии с Законом № 44-ФЗ

В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) плана закупок, но не позднее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений.

При этом обжалование действий (бездействия) заказчика в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

В отношении закупок, проводимых в рамках электронной процедуры, жалоба может быть подана не позднее чем через 10 (десять) дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола.

Тем не менее, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупках, проводимых в электронной форме, или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

Также существуют специальные сроки обжалования. В частности, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение 30 (тридцати) дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важно помнить, что при несоблюдении указанных сроков за поставщиком сохраняется право на обжалование действий заказчика/оператора электронной площадки в судебном порядке. Однако в случае обжалования действий заказчика все же рекомендуется воспользоваться правом на обращение в контрольные органы, так как суды не всегда принимают обеспечительные меры в виде приостановления закупки, тогда как при продолжении закупки вынесенное решение суда (с учетом длительности рассмотрения спора) может быть фактически неисполнимым

Относительно сроков подачи жалобы следует также отметить, что согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, контрольному органу в сфере закупок необходимо при получении жалобы учитывать, в том числе указанные положения ГК РФ.

Пунктом 2.14 Административного регламента установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Вместе с тем понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны, в связи с чем, в случае если жалоба была подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, она считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.

Срок подачи и рассмотрения

В п. 3-6 ст. 105 44-ФЗ перечислены сроки для передачи жалобы. Жалоба в отношении положения закупочной документации передается до окончания сроков подачи заявки. Жалоба на действия или бездействия заказчика передается в течение 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок и предложений или размещения на электронной площадке протоколов определения результатов аукциона.

Жалоба на действия или бездействие заказчика при рассмотрении второй части заявки на участие в аукционе подается до срока подписания контракта.

Когда указанные сроки истекли, жалоба передается в суд.

Антимонопольный орган вправе вернуть жалобу из-за несоответствия требованиям, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ, или рассмотреть ее. В ЕИС должно быть опубликовано уведомление о принятом ФАС решении. С его текстом необходимо ознакомить заказчика, поставщика и оператора.

Как минимум за 2 рабочих дня до даты рассмотрения спора участники должны направить в антимонопольную службу свои обоснования и возражения.

Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы по существу могут являться:

  1. Отсутствие контактных сведений отправителя, ФИО должного лица и адрес, по которому отправляется ответ.
  2. Жалоба содержит нецензурные и оскорбительные высказывания.
  3. Текст обращения нечитабельный.
  4. Обращение содержит вопрос, на который уже неоднократно передавались разъяснения.
  5. В случае если для обращения требуется разглашение гостайны.
  6. Текст обращения написан с использованием латиницы.
  7. Жалоба была передана в электронном виде, но не подписана ЭЦП.

После того как жалоба была зарегистрирована, у антимонопольной службы будет три рабочих дня на уведомление заявителя о месте и времени ее рассмотрения.

Антимонопольная служба будет рассматривать жалобу по существу в течение 5 рабочих дней. Решение инстанции подготавливается в письменном формате в течение 3 рабочих дней после оглашения резолюции и публикуется в ЕИС.

По результатам рассмотрения жалобы контролеры могут принять решение о ее признании необоснованной, частично обоснованной или полностью обоснованной. В последних двух случаях заказчику может быть выдано предписание об устранении нарушений, с которыми контролеры столкнулись в ходе разбирательств.

Если решение ФАС заявителя не удовлетворяет, то он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3 месяцев после принятия (на основании ч. 1, 4 ст. 198 АПК). На это участникам и заказчику отводится не более 3 месяцев.

Подача жалобы и принятие ее к рассмотрению

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, заявителю необходимо в обязательном порядке указать следующее:

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, а также почтовый адрес и номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения заявителя-юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, подавшего жалобу, а также почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

• указание на закупку (номер закупки в ЕИС) (если обжалуются действия (бездействие) заказчика, а не оператора электронной площадки, в части осуществления аккредитации на ней);

• указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

Примечательно, что контрольным органом даются послабления относительно указания в жалобе номера факса, адресов электронной почты. Согласно Письму ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» контрольный орган выражает позицию о том, что принятие решения о возврате жалобы заявителю на основании отсутствия адреса электронной почты является нецелесообразным, а принятие решения о возврате жалобы заявителю из-за отсутствия указаний на номер факса может осуществляться исключительно в случае, если контрольный обладает информацией, подтверждающей, что у заявителя имеется номер факса.

Жалоба может быть подана в форме электронного документа. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Учитывая данную норму, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам Закона о контрактной системе.

Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем с приложением копии документа, подтверждающего полномочия представителя.

Несоблюдение указанных требований будет являться основанием для возвращения жалобы заявителю. Помимо указанного основания, жалоба будет оставлена без рассмотрения в случае истечения законодательно установленных сроков для подачи жалобы, либо в случае, если обжалуемые действия (бездействие) являлись предметом рассмотрения судом или контрольным органом в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы уполномоченный орган принимает в течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления жалобы. Отдельно заявителю сообщаются причины возвращения жалобы. Такое решение органа можно обжаловать в судебном порядке.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность с указанием в тексте жалобы перечня прилагаемых к ней документов. При этом неприложение указанных документов не является основанием для возврата жалобы (позиция подтверждается указанным выше Письмом ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Важно отметить, что жалоба подается только на одну закупку. Имеется практика возвращения жалобы контрольным органом в связи со ссылкой в ней на несколько закупок одновременно

Указанные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 13.08.2015 № Д28и-2449.

Кроме того, возвращение жалобы по основаниям, указанным в ст. 105 Закона о контрактной системе не являются основанием для отказа от назначения внеплановой проверки заказчика (Решение Челябинского УФАС России от 11.01.2019 № 18-ж/2019).

Заявитель имеет право отозвать жалобу, но при этом необходимо помнить, что повторное предъявление жалобы на те же действия и тех же субъектов процесса закупки невозможно.

Оформление, подача и рассмотрение жалоб по Закону № 44: особые случаи

Жалоба может быть возвращена, если она оформлена неправильно, либо сведения, указанные в ней, являются недостоверными. Она не будет принята к рассмотрению, если по действиям, обжалуемым в ней, уже вынесено решение суда либо органа, контролирующего судебное решение.

Решение, касающееся возвращения жалобы, необходимо принять в течение двух дней (рабочих) с той даты, когда она поступила. При возвращении жалобы в день принятия подобного решения контролирующий орган в области закупок должен в письменной форме сообщить о принятом решении, указав причину её возвращения. Срок этот довольно короткий, однако обусловлен он тем, что участнику предоставлено право подать повторную жалобу.

Срок подачи жалобы со стороны участника на действия, совершенные заказчиком, также ограничен. Стоит напомнить, что решение о возврате жалобы можно оспорить в судебной инстанции.

Закон предусматривает процедуру отзыва жалобы подавшим её лицом до того, как контрольный орган примет решение по существу. Однако этот участник уже не вправе будет подать повторную жалобу на аналогичные действия тех же лиц.

Возражения на жалобу

Заказчику либо иному лицу, интересы которого затронуты в жалобе, предоставлено право направить в контрольный орган возражения. Это необходимо сделать за два дня (рабочих) до того, как жалоба будет рассматриваться. Правила оформления возражения аналогичны правилам оформления самой жалобы. Контрольным органом в сфере закупок возражение рассматривается в течение пяти дней (рабочих), а затем сообщение о результатах рассмотрения направляется заинтересованному лицу.

Особенности рассмотрения жалобы

Жалоба должна рассматриваться на коллегиальной основе, что обеспечит вынесение обоснованного и законного решения по ней.

Контрольный орган обязан:

  • обеспечить рассмотрение жалобы по существу, а также возражений по ней в течение пяти дней (рабочих) с той даты, когда она поступила;
  • уведомить подавшее жалобу лицо, а также лиц, которые направили возражения на неё, о результатах рассмотрения.

ФАС вправе направлять запросы, касающиеся предоставления информации и документов, которые необходимы для рассмотрения жалобы. Так, служба может запросить у оператора ЭТП либо заказчика необходимую информацию.

Заказчики, действия которых обжалуются, должны предоставить на рассмотрение жалобы документацию о закупке, протоколы, заявки на участие, видео- и аудиозаписи, иные документы, которые были составлены при определении поставщика либо аккредитации участника на ЭТП. Однако у подавшего жалобу лица запрещается запрашивать информацию, находящуюся в распоряжении госорганов. Контрольный орган делает запрос самостоятельно.

Контрольный орган имеет право на приостановление определения поставщика даже до рассмотрения жалобы. В подобном случае срок, который установлен для заключения контракта, продлевается на период, пока жалоба не будет рассмотрена.

Подача и отзыв жалобы не лишает права на подачу аналогичного заявления. Жалобу на положения документации о проведении электронного аукциона можно подать лишь до того момента, пока не окончится срок подачи заявок. При совершении обжалуемых действий после начала рассмотрения заявки подать жалобу может лишь участник закупки, планирующий участие в аукционе. Законом отводится на это десять дней с того момента, как будет опубликован соответствующий протокол.

При совершении обжалуемых действий при рассмотрении вторых частей заявок либо в ходе заключения контракта подача жалобы возможна лишь до момента заключения контракта. По истечении указанных сроков участник вправе оспорить действия заказчика либо оператора ЭТП в судебной инстанции.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Жалобы в ФАС

    Поможем оформить жалобы в ФАС. Поддержка и консультирование на всех этапах.

  • Разъяснение и обжалование аукционной документации

    Как подать запрос на разъяснение аукционной документации? В адрес кого и в какие сроки он направляется? Что делать, если от заказчика не поступает ответ на запрос? Ответим на эти вопросы.

Что должно содержать в жалобе?

Процесс составления, подачи и рассмотрения жалобы затронут в нескольких нормативных актах. Это статья 105 и 106 закон 44-ФЗ, приказ ФАС от 19.11.14 № 727/14 и документ от 10.04.2014, размещенный на сайте службы, который так и называется «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

О том, что в обязательном порядке должно быть включено в жалобу, сказано в пункте 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Помимо наименования, адресов, телефонов и прочих контактов заявителя и нарушителя, необходимо указание на закупку. В письме Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2221 даны пояснения о том, что жалоба может быть подана на конкретную закупку. Это значит, что не следует включать в нее указание на несколько закупок одного заказчика, иначе ФАС может вернуть ее без рассмотрения.

Кроме того, в обязательном порядке нужно указать, какие именно действия либо бездействия заказчика обжалуются. В антимонопольной службе считают, что нужно прямо указывать нормы законодательства, которые заказчик нарушил. Как показывает практика, иначе ФАС может и не принять жалобу к рассмотрению. И хотя в практике судов есть противоположные решения, во избежание обращения к арбитрам надежнее изложить в жалобе, каким нормам закупочного законодательства не соответствуют действия заказчика.

Например, в жалобе участника может содержаться указание, что в определенной закупке заказчик допустил следующие нарушения при формировании документации:

  1. Возложил на победителя электронного аукциона обязанность в письменном виде требовать возвращения денежных средств, уплаченных им в качестве обеспечения контракта. Тем самым заказчик нарушил статью 34 закона 44-ФЗ, в силу которой он обязан вернуть обеспечение контракта по истечении указанного в нем срока безо всякого требования со стороны исполнителя.
  2. Установил дополнительные требования о представлении информации о выручке поставщика, размерах и стоимости активов, доходах учредителей и иные, не предусмотренные частью 5 статьи 66 закона 44-ФЗ.

Как показывает практика ФАС, подобные доводы признаются обоснованными, и содержащие их жалобы поставщиков удовлетворяются (например, решение Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796).

Последствия

Через 2 рабочих дня после принятия ходатайства антимонопольная служба должна сообщить участникам спора о том, что он прекращен. Сведения размещаются на сайте ЕИС и открыты для просмотра.

Важно знать, что ФАС может организовать внеплановую проверку даже после отзыва жалобы, если в ней шла речь о серьезном нарушении закона, например, в части:

  • размещения тендера;
  • установления требований к его участникам;
  • отказа в допуске к участию в закупке;
  • правомерности вскрытия конверта с заявками;
  • признания победителем участника, находящегося вне закона.

Официальные основания для внеплановой проверки указаны в пункте 7.1 Методических рекомендаций, приложенных к письму ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ8325.

В других случаях ФАС проводит или отказывается от внеплановой проверки по своему усмотрению.

Отозвавший жалобу заявитель не имеет права повторно обращаться в УФАС по тому же вопросу. При этом есть возможность обжаловать действия/бездействие участников торгов в суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В данной сфере правила одинаковы для всех участников госзакупки — жалобы и отзывы принимают и от заказчиков, и от поставщиков. А лица, интересы которых затронуты в жалобе, имеют право на подачу возражения.

Однако специалисты советуют не доводить дело до судебной инстанции и контролирующего органа, перед этим лучше попробовать решить спор в мирном порядке. В таком случае репутация участников спора не пострадает, и бумажной волокиты будет гораздо меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector