Правда и мифы о советском образовании
Содержание:
Создание единого государства
Год образования СССР пришелся на время сложной политико-экономической ситуации как в России, так и в Европе.
Формирование такого государство имело и внешнеполитические причины. Идея принадлежности всех наций к одному государственному строю вынашивалась в умах передовых людей еще во время существования Российской империи.
Создание СССР было обусловлено еще и экономическими соображениями, так как все народы имели между собой хозяйственные взаимоотношения.
В 20-е годы 20-го столетия между рядом стран (Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, РСФСР и Украиной) существовал договор, касающийся внешнеэкономической политики и военно-хозяйственного сектора.
Страны сплотились под началом государственных управляющих институтов РСФСР и сформировали единую систему управления военным и экономическим секторами, производством, связью и сообщением.
Школьное
Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.
В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй — четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки — рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.
В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:
- начальным — с 1 по 4 класс;
- неполным средним — с 5-го по 7-й;
- средним — 10 классов.
Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:
- Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
- школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.
В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними — с четвертого по восьмой, старшими — девятый и десятый.
В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.
Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.
Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.
Экономика
Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:
- До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
- Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками. Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
- После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.
Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.
Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.
Союзные республики
Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.
Октябрьская революция
После Февральской революции 1917 г. новоиспеченное Временное правительство не смогло навести порядок в государстве. Это привело к образованию разных политических движений, в результате чего власть оказалась в руках большевиков, на стороне которых также были левые эсеры и анархисты.
Согласно философии большевизма, государством должны были управлять люди, являющиеся представителями низших сословий. Исполнительная власть лежала на плечах народных комиссаров.
В первую очередь большевики заключили договор о прекращении войны (Декрет о мире). После этого они провели земельную реформу (Декрет о земле), которая позволяла крестьянам получать отобранные у помещиков земельные участки.
Классификация и термины
Советская система образования состояла из трех уровней. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки стандартов образования отдельных лиц или отдельных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой в каждой профессии или школе. Военные, милицейские , КГБ и партийные школы также оценивались по этим уровням. Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательные уровни школ могут различаться, несмотря на их схожие названия.
Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русское : начальное , начальное ), 4 и позже 3 классы. Средние школы были 7 и более поздних версий 8 классов (требуется полная начальная школа) и называется «неполное среднее образование» ( русский : неполное среднее образование , nepolnoye sredneye obrazavaniye ). Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958-1963 гг.) И факультативным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). С 1981 года уровень «полного среднего образования» (10 или, в некоторых республиках, 11 лет) был обязательным .
10 классов (11 классов в республиках Балтии) обычной школы назывались «средним образованием» ( русский язык : среднее образование — буквально «среднее образование»).
, а также некоторые военные объекты сформировали систему так называемого «среднего специального образования» ( русский : средний специальный , sredneye spetsialnoye ). PTU были профессионально-техническими училищами и обучали студентов широкому спектру навыков, от механика до парикмахера. Завершение PTU после начальной школы не дает ни полного среднего диплома, ни пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов комбинированного обучения в начальной и средней школе. Выпуск этого уровня требовался для должностей квалифицированных рабочих, техников и чиновников низшего уровня (см. Также профессиональное образование , профессии , обучение ).
«Высший» ( русский : высший , vyssheye ) образовательные учреждения включали степень -LEVEL объектов: университеты , институты «» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиненному министерству, связанному с их областью обучения. Самыми крупными сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и автомобильные, железнодорожные, авиационные) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали в каждой областной столице, в то время как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии все эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ — высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»).
Студенты, желающие поступить в вузы, должны были окончить либо общеобразовательную школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу, либо техникум. Те, кто закончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были аттестованы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестат зрелости — аттестата зрелости — или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, они не имели права посещать аттестат зрелости. ВУЗ.
Многочисленные военные и Милиция (полиция) школы ( русский : высшее училище / школа , vyshee училище / школа ) были на том же уровне , выше
Обратите внимание, что советские военные и милицейские объекты под названием «Академия» ( русский язык : Академия , Академия ) были не школой для получения дипломов (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. Такие школы были обязательными для должностных лиц , претендующих на звание от полковника , см советского военных академий .
Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (например, «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (например, « Краснознаменный институт КГБ » — подготовка специально для разведчиков ).
Высшие учебные заведения КПСС назывались «Высшие партийные школы» ( русский язык : Высшая партийная школа , высшая партийная школа ).
Дух и структура советского образования в основном унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные преобразования.
Великая Отечественная война
22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, нарушив тем самым договор о ненападении. Это стало началом страшной истории Великой Отечественной войны.
В начале немцам удалось за короткий отрезок времени оккупировать большинство европейских стран, однако дойдя до Москвы, они столкнулись с проблемами.
Георгий Жуков — Маршал Победы
Красная Армия под руководством Георгия Жукова начала активное контрнаступление на вермахт. Перелом в войне настал во время Сталинградской и Курской битв, в которых советские воины одержали великие победы, продолжив преследование немцев.
В результате 8 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала, а следующий день – 9 мая, был провозглашен Днем Победы.
После этого СССР объявил войну Японии, так как она была союзником гитлеровской Германии. Интересен факт, что именно в этот период истории со стороны США была осуществлена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Через несколько недель под натиском советских солдат Япония капитулировала. После этого Южный Сахалин (см. интересные факты о Сахалине) и Курильские острова стали принадлежать Советскому Союзу.
30 апреля 1945 г. в 22 часа над Рейхстагом советскими воинами было водружено Знамя Победы
Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества. По оценкам историков в ней погибло более 26 млн. советских граждан, хотя некоторые эксперты называют еще бо́льшие цифры.
Послевоенное время
После войны во многих странах Европы был установлен коммунистический режим. При этом США приобретало все более серьезное влияние во всем мире.
Вскоре между Соединенными Штатами Америки и СССР началась холодная война, которая проявлялась в военной, промышленной и космической гонке.
В послевоенное время Советский Союз, понесший самые большие убытки, страдал от голода и разрухи. Потребовались годы на то, чтобы уровень жизни простых людей улучшился.
О принципах объединения
Задавая вопрос о том, кто создал СССР, часто имеют в виду ведущую роль какой-то политической фигуры. К моменту создания Союза ССР в партийном руководстве преобладали две точки зрения на процесс.
Первая позиция состояла в объединении равноправных государственных субъектов в новое государство. Сталин же настаивал на вливании союзных республик в РСФСР на правах субъектов федерации. В результате победил первый подход. Однако со временем тенденции к чрезмерной централизации в результате восторжествовали и вылились в создание сверхцентрализованного государства с авторитарной формой правления и культом личности, за который в итоге Хрущеву пришлось оправдываться.
Главными действующими лицами на политической сцене в самый острый момент были Ленин, Сталин, Орджоникидзе и Дзержинский. Стоит отметить, что единого взгляда на то, какой должна быть национальная политика нового государства, не было и вопросы решались в активных спорах. Вряд ли можно назвать определенное лицо, отвечая на вопрос о том, кто создал СССР, так как на раннем этапе роль совещательных и представительных органов была очень велика.
История СССР в 1953-1991 гг.
В 1953 г. умер Иосиф Сталин. Его смерть стала настоящей трагедией для большинства советских граждан, живших во время культа личности.
Новым главой СССР был избран Никита Хрущев. При его правлении было реабилитировано огромное количество жертв сталинских репрессий, а также проведены важные реформы.
Хрущевская оттепель
На 20-ом съезде КПСС Никита Хрущев раскритиковал культ личности Сталина, обнародовав разные документы, говорившие о его преступлениях.
Слова Хрущева были поддержаны членами партии точно так, как до этого они поддерживали самого Сталина. В общем-то, это не было удивительным, поскольку каждый боялся потерять свое место.
Никита Сергеевич Хрущёв
История СССР во время правления Хрущева получила название «оттепель»
Правительство уделяло большое внимание аграрному вопросу, объявив при этом курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами
Между СССР и Югославией начали развиваться хорошие отношения.
12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космос (см. интересные факты о Гагарине). Это стало неслыханным прорывом советской науки, ошеломившим весь мир.
Юрий Гагарин — первый в мире космонавт
Эпоха застоя
В 1964 г. Хрущев был отстранен от власти, а на его место избрали Леонида Брежнева. После этого были проведены, экономические реформы, однако они оказались малоэффективными.
В результате этого в истории СССР началась так называемая «Эпоха застоя». К тому времени инакомыслящие уже не подвергались репрессиям в виде смертной казни, а Советский Союз вступил в относительно мирную фазу существования.
Устранение хаоса
На окраинах павшей империи мгновенно образовалось множество национальных государств, лишь некоторые из которых продолжали сохранять политические связи с СССР. Помимо внутреннего вооруженного конфликта к неприятностям добавилась и иностранная интервенция — армии стран Антанты вторглись на территорию страны. Также началась война с Польшей, которая еще вчера была одним из владений империи, хоть и в особом статусе.
Во время Гражданской войны на территории бывшей империи правительства осуществляли самые жесткие варианты внутренней политики. Особенно заметными были последствия так называемого военного коммунизма и продразверстки. Некоторые регионы Украины и Малороссии сильно пострадали от голода.
Комментарии
Страна обломовых
Mstislav
сегодня в 20:06
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
сегодня в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
сегодня в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
вчера в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Фальстарт капитализма и социализма
А Сидороввалуа
30 июля в 07:50
Взращивание совести по собственной воле
Mstislav
28 июля в 12:05
Соображения по вакцинации
Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22
Марафон по 6 приоритетам
Александр Вершинин
27 июля в 09:39
Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем
Александр Вершинин
27 июля в 09:03
По обстоятельствам неумолимой силы
МФасхутдинов
24 июля в 22:38
Будущее не рифмуется с Европой…
МФасхутдинов
24 июля в 21:31
Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу
Люкин
23 июля в 23:46
Как ковид демаскировался в моей голове
Alexander53
23 июля в 11:29
Кто нами правил под псевдонимом Романовы?
Alexander53
21 июля в 17:41
Образование СССР
Дата образования СССР — Союза Советских Социалистических республик
30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов
31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР
СССР распался 26 декабря 1991г.
Документы
Декларация и Договор об образовании СССР
Предпосылки образования СССР
-
Наличие тесных экономических связей и общих сырьевых ресурсов.
-
В годы Гражданской войны был заключён военно-политический союз между Россией, Белоруссией, Украиной: объединялись все военные силы, назначалось единое командование.
-
У власти находилась единая партия — большевиков.
-
Однотипность государственного устройства, единая цель – построение социализма.
-
Единая история
В СССР в 1922 году вошли 4 республики:
РСФСР
УССР
БССР
ЗСФСР
В последующие годы в СССР вошли
1924 – Узбекская ССР
1925 -Туркменская ССР
1929- Таджикская ССР
1936- Казахстан и Киргизия
1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.
1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР
Карело-Финская ССР- с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)
Проекты объединения
-
План автономизации Сталина И.В., наркома по делам национальностей: все республики входят в состав СССР на правах автономии, теряя всякую самостоятельность. Ленин В.И. назвал этот план антидемакратическим, считал, что он обострит отношения Москвы с республиками.
-
План создания федерации В.И.Ленина. Суть: республики входят в состав СССР на правах федерации, то есть равноправия, сохранения суверенных прав, вплоть до возможности выхода из СССР и образования самостоятельного государства.
Реализован был план Ленина В.И.
27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят, 30 декабря 1922г.
В ведение СССР входило:
-
оборона
-
внешняя политика
-
государственная безопасность
-
охрана границы
-
внешняя торговля
-
транспорт
-
бюджет
-
связь
-
денежное обращение
Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться сверхцентрализация власти.
Органы власти в СССР
Высшим органом государства — Всесоюзный съезд Советов.
В период между съездами — ЦИК СССР, организованный по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей.
М. И. Калинина — председатель ЦИК,
сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.
Значение образования СССР
-
Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам.
-
Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.
-
Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. СМИ. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные.
-
Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Значение образования СССР
Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.
Образование СССР
Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.
Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:
- РСФСР;
- Украина;
- Белоруссия:
- республики Закавказья.
На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.
В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:
- Казахстан;
- Киргизия;
- Туркменистан;
- Таджикистан;
- Узбекистан;
- Азербайджан;
- Туркмения;
- Грузия;
- Латвия;
- Литва;
- Эстония;
- Молдавия.
Некоторое время входила Финская республика.
В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.
Некоторые цитаты гласили следующее:
- В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: социализма и капитализма.
- Основным чаянием СССР является мировая революция.
- Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
- Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.
Первая конституция
Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:
- Внешняя и внутренняя торговля.
- Вопросы войны и мира.
- Руководство вооружёнными силами.
- Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
- Законодательная инициатива.
- Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.
Органы власти
В Конституции были утверждены органы власти:
-
Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.
-
Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.
-
Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.
-
Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.
Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.
Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.
Руководители страны
Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.
ФИО |
Период руководства |
Занимаемая должность |
---|---|---|
Ленин |
1917–1921 и 1924 |
В первый период занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. |
Сталин |
1924–1953 |
За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР. |
Маленков |
1953–1955 |
Председатель Совета Министров СССР. |
Хрущёв |
1953–1964 |
Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. |
Брежнев |
1966–1982 |
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. |
Андропов |
1982–1984 |
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза |
Черненко |
1984–1985 |
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза |
Горбачёв |
1985–1991 и 1991 |
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР. |
Образование СССР
Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 г., а уже 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов одобрил его.
Первыми государствами, оказавшимися в его составе, были Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).
Интересен факт, что формально все они считалась суверенными государствами.
Борьба за партийную власть
Вся власть СССР была сосредоточена в руках коммунистической партии, которая на протяжении истории несколько раз меняла свое название. В конечном счете, в 1952 г. она начала называться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).
Высшими органами власти были Центральный комитет, Оргбюро, Секретариат и Политбюро. Последний из них являлся самым главным органом власти.
Постановления Политбюро не подвергались критике и обсуждению, и должны были исполняться беспрекословно.
Де-юре все члены Политбюро были равны, однако де-факто это было не совсем так. Наиболее значимым представителем Политбюро был Владимир Ленин, из-под пера которого выходили разные законы и принимались все наиважнейшие решения.
Однако после того как Ленин начал серьезно болеть, он не смог участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, что дало повод к борьбе за власть.
Кроме него в составе Политбюро были Сталин, Троцкий, Рыков, Томский, Зиновьев и Каменев. Именно эта шестерка в период 1922-1925 гг. участвовала в заседаниях.
Вскоре в Политбюро произошел раскол. Сталин, наряду с Зиновьевым и Каменевым, выступили против Троцкого (см. интересные факты о Троцком). Стоит заметить, что между политиками трения возникали еще во время Гражданской войны.
В конце 1923 г. Троцкий начал требовать большего равенства в партии, открыто критикуя «тройку» своих однопартийцев. Однако, как выяснится позже, он проиграет это противостояние.
В результате, как Троцкий, так и все его соратники будут объявлены врагами народа.
После смерти Ленина в 1924 г. к Иосифу Сталину, Каменеву и Зиновьеву примкнули и другие ключевые политики. В их числе были Куйбышев, Бухарин, Рыков и Томский.
При этом личный авторитет Сталина с каждым днем заметно возрастал.
Иосиф Сталин и Лев Троцкий
На 13-ом съезде РКП (б) вдова Ленина Надежда Крупская обнародовала «Письмо к съезду», написанное покойным супругом незадолго до смерти. Однако письмо не было зачитано в зале, поскольку присутствующие сочли правильным прочесть его только на закрытом заседании.
К слову сказать, в этом письме Ленин говорил о своих соратниках, давая каждому краткую, но содержательную характеристику.
В частности, Владимир Ильич обвинял Сталина в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть и вряд ли сможет разумно ее использовать.
В то же время он хвалил Троцкого и даже называл его кандидатуру наилучший для управления новообразованным государством.
Интересен факт, что на том съезде Сталин попросил об отставке, однако Каменев настоял на том, чтобы этот вопрос поставили на голосование.
Иосиф Виссарионович Сталин
По мнению ряда историков, Сталин решился на такой шаг не потому, что хотел уйти из политики, а для того, чтобы расположить к себе людей.
Таким образом, он показал, что якобы не держится за власть и тем самым завоевал симпатии участников съезда. В результате, против него проголосовали только сторонники Троцкого.
Стоит заметить, что уже через пару недель Иосиф Сталин забудет, как его поддерживали Каменев и Зиновьев.
Он обвинит их в искажении идей Ленина и будет делать все возможное, чтобы выставить их врагами народа. В результате они будут вынуждены примкнуть к Троцкому.
В это время Сталин сблизился с Бухариным. Вместе с ним он проповедовал идеи социализма и критиковал капитализм. В обществе с каждым днем становилось все больше сторонников Сталина, веривших в его программу развития СССР.
Осенью 1927 г. «Объединенная оппозиция» в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева была окончательно уничтожена. К 1929 г. вся власть фактически оказалась в руках Иосифа Сталина.
Вскоре он начал избавляться и от своих соратников, в том числе и от Бухарина. Его целью было выбить из политической гонки всех тех, кто потенциально мог помешать ему стать главой СССР.