Прием кластер
Содержание:
- Пример
- Основные принципы составления кластера
- Что такое промышленный кластер
- Достоинства и результаты применения приема
- Туристический кластер, что это
- Кластер как один из методов критического мышления
- Кластер: что это означает
- Пример
- Кластер в промышленности
- Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое
- Что такое кластер в экономике
- Базовые концепты
- Что такое кластер в экономике
- Применение метода кластер
- Что такое медицинский кластер
- Пример кластера в истории
- Значение слова «кластер»
- Спортивный кластер
- Как применять метод кластера на уроках?
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи
Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале
Что такое промышленный кластер
Промышленный кластер, по своему аналогичен экономическому. Он также определяет группу связанных между собой организаций (компаний или корпораций). Они находятся на определенной территории и являются производителями определенной продукции или услуг.
Кроме того, промышленный кластер является формой пространственной и экономической организации хозяйственной деятельности, в которую входит группа производственных компаний. Эти компании территориально и экономически связаны между собой и имеют меж фирменное разделение труда.
Как уже говорилось, создание кластеров в промышленности несет ряд положительных качеств. Это помогает развитию производства. Поэтому у нас в стране уже начали подходить к созданию таких кластеров.
Наиболее ярким примером промышленного кластера являются Кремниевая долина в США, компания Airbus, компания Fujitsu Siemens Computers, Евразийский экономический союз.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Туристический кластер, что это
Выяснив, что такое кластер, дать определение кластера в сфере туризма не составит больших сложностей.
Все очень просто. Создание таких кластеров направлено, в первую очередь, на конкурентоспособность в этой сфере.
Основой является управляющая компания, которая регулирует работу туристических операторов, агентств по предоставлению туристических услуг, а также организаций, осуществляющих услуги по размещению гостей — отели, пансионаты, санатории и пр.
Если рассматривать этот кластер далее. То можно обнаружить такие подразделения, как компании по организации трансферта, предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.), места досуга и отдыха (парки, спортивные залы, площадки, кинотеатры), торговые точки с сувенирной продукцией.
Таким образом, более расширенное понятие туристского кластера будет выглядеть так:
Кластеры, по видам туристических ресурсов, делятся на водные (морской, речной, озерный), лесные, горные и смешанные. По видам туристских аттракторов они бывают музейные, развлекательные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и пр. кластеры.
По масштабу выделяют локальные, региональные, национальные и транснациональные кластеры.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Кластер: что это означает
Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:
- группа;
- союз;
- альянс;
- объединение;
- ассоциация.
Термин «кластер» используется:
- в точных науках (математике, химии, информатике);
- общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории);
- искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания.
В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».
Фото: multiurok.ru: UGC
Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:
- умение грамотно формулировать вопросы;
- работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
- способность выявлять логические и причинно-следственные связи;
- умение делать умозаключения;
- обобщать и делать переход от общего к частному и наоборот;
- способность проводить параллели и находить аналогии;
- умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.
Освоив правила создания кластеров, ученики способны:
- объяснить новый материал ясно, четко и доходчиво;
- способны высказывать свою, отличную от учебника, интерпретацию информации;
- могут сформировать собственные оценочные суждения и логические выводы из изученного материала;
- владеют навыками ведения диалога и активного слушания;
- вырабатывают уважительное отношение к точке зрения, которая отличается от их собственной.
Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.
Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:
- учитель может работать с большим объемом материала, не утомляя учащихся;
- в процесс обучения включены все ученики, и он им интересен;
- ученики заинтересованы высказывать свою точку зрения;
- способствует выработке навыков творчески мыслить.
Фото: maria-kudryavtseva.ru: UGC
Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:
- Выбрать ту графическую модель, на основе которой будет создан кластер.
- В центре необходимо поместить ключевой термин, понятие, идею, мысль.
- Важные смысловые единицы с основным термином должны соединяться прямыми линиями.
- Возле крупных смысловых единиц располагаются менее значительные, но необходимые для полноценного раскрытия темы.
- В качестве ключевого понятия могут быть использованы: слово, сочетание слов, факты, даты, образы и так далее.
Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.
При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.
Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:
- Оценить учебный материал и определить, насколько целесообразно при его изучении составлять кластер.
- Рассказать ученикам, в чем суть метода, привести собственный пример и попросить их его проанализировать.
- Предложить классу улучшить приведенный пример.
- Приступить к созданию нового кластера, помогая на первом этапе выделять смысловые единицы.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Кластер в промышленности
Инновационные процессы последних десятилетий, повлекли за собой технологический прорыв в отраслях телекоммуникации, мобильных устройств, микроэлектроники, компьютерной и экономической кибернетики. Все эти ответвления связаны между собой, и поэтому не только на промышленных предприятиях, но и в пределах отдельных стран начал формироваться, так называемый, кластерный анализ. Скопление производственного потенциала в одном месте, дает эффективную реализацию инвестиционных вложений.
Рассмотрим конкретные примеры:
- Кластерный подход в национальной экономике. В Германии налажены кластеры в химической промышленности и машиностроении, во Франции сформирована пищевая отрасль, а в Японии компьютерная инженерия.
- Кластерный подход в пределах промышленных концернов. Американский автомобильный кластер в Детройте, собрал вокруг себя таких гигантов как «Ford Motor Company»,« Chrysler Group LLC» и «General Motors». Сотрудничество автомобильных корпораций, способствует обмену инновационными технологиями и к увеличению рабочих мест.
Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое
По поводу кластера в автомобиле необходимо сделать несколько разъяснений. Дело в том, что понятие кластера характерно для отрасли автомобилестроения. Это уже экономика, т.е. кластер здесь – это группа расположенных на одной территории предприятий или организаций, связанных с автомобилестроением.
Например, в России сформировано три таких кластера. Это Приволжский, Центральный и Северо-западный. Они связаны с местом концентрации производств конечной продукции.
В свою очередь, в каждом из этих кластеров можно выделить свои кластерные единицы. Так, для Самарской области, структура автомобильного кластера будет выглядеть следующим образом:
Что же касается непосредственно автомобиля, то здесь также имеется такое понятие как кастер, которое некоторые путают со словом кластер. Связано это с такой технической характеристикой, как развал-схождение.
Здесь понятие кастер – это угол, под которым наклоняется ось поворота колеса по отношению к вертикали. Этот угол является важным параметром подвески автомобиля.
Если кастер небольшой, то сцепление колес с дорогой улучшается. При поездке по неровной дороге в гоночных автомобилях угол кастера уменьшается, а на ровной скоростной трассе – увеличивается.
Если показатель угла продольного смещения колес выходит за заводские стандарты, то это повышает риск поломки в ходовой части и в системе управления.
Однако, если применить к автомобилю стандартное понятие кластера и использовать слово автомобиль в качестве ключевого, то можно составить что-то вроде такой схемы:
Что такое кластер в экономике
В экономике понятие кластер включает в себя взаимозаменяемые элементы, относящиеся к самодостаточной локализованной сфере производства или услуг определённого направления.
Это может быть группа взаимосвязанных организаций, компаний, банков, учреждений образования, поставщиков продукции и комплектующих, научно-исследовательских институтов, которые сконцентрированы на некоторой территории, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, а также всего кластера в целом.
Понятие кластера в экономике было предложено в 1990 году американским экономистом М. Портером. Этим термином обозначалась группа конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Причем компании, которые действуют в кластерных отраслях имеют тенденцию к географической концентрации. Поэтому современное определение кластера включает в себя следующее:
По своей сути, они являются не какой-то организацией, а всего на всего, определенной группой, в которую объединяются предприятия одного региона. Эти предприятия являются независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.
Такая форма объединения обладает достаточно высокими показателями конкуренции, кооперации и, само собой эффективностью экономики.
У кластера имеется свой центр, куда входит группа конкурирующих компаний данного кластера. Эта группа выпускает конечный продукт, который реализуется вне кластера.
Кластеры в экономике являются очень важным моментом, поскольку развивая сам кластер, тем самым развивается и экономика региона, повышается качество продукции.
Это связано с усилением конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям. Кроме того, увеличивается занятость, повышается качество рабочей силы и, соответственно, повышается конкурентоспособность региона.
Базовые концепты
Простой, самодельный кластер Беовульф .
Стремление получить большую вычислительную мощность и лучшую надежность за счет объединения ряда недорогих коммерческих готовых компьютеров привело к появлению множества архитектур и конфигураций.
Подход компьютерной кластеризации обычно (но не всегда) соединяет ряд легко доступных вычислительных узлов (например, персональных компьютеров, используемых в качестве серверов) через быструю локальную сеть . Действия вычислительных узлов управляются «промежуточным программным обеспечением кластеризации», программным уровнем, который располагается поверх узлов и позволяет пользователям рассматривать кластер как в целом один связанный вычислительный блок, например, через концепцию единого образа системы .
Компьютерная кластеризация основана на централизованном подходе к управлению, который делает узлы доступными как согласованные общие серверы. Он отличается от других подходов, таких как одноранговые или грид-вычисления, которые также используют много узлов, но имеют гораздо более распределенный характер .
Компьютерный кластер может быть простой двухузловой системой, которая просто соединяет два персональных компьютера, или может быть очень быстрым суперкомпьютером . Базовый подход к построению кластера — это кластер Беовульфа, который может быть построен с использованием нескольких персональных компьютеров, чтобы создать экономичную альтернативу традиционным высокопроизводительным вычислениям . Первым проектом, продемонстрировавшим жизнеспособность концепции, был 133-узловой компьютер Stone Soupercomputer . Разработчики использовали Linux , инструментарий Parallel Virtual Machine и библиотеку интерфейса передачи сообщений для достижения высокой производительности при относительно низких затратах.
Хотя кластер может состоять всего из нескольких персональных компьютеров, соединенных простой сетью, архитектура кластера также может использоваться для достижения очень высокого уровня производительности. В TOP500 полугодовая список организации из 500 самых быстрых суперкомпьютеров часто включает в себя множество кластеров, например , быстрый машина в мире в 2011 году на K компьютер , который имеет распределенную память , кластерная архитектура.
Что такое кластер в экономике
В экономике понятие кластер включает в себя взаимозаменяемые элементы, относящиеся к самодостаточной локализованной сфере производства или услуг определённого направления.
Это может быть группа взаимосвязанных организаций, компаний, банков, учреждений образования, поставщиков продукции и комплектующих, научно-исследовательских институтов, которые сконцентрированы на некоторой территории, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, а также всего кластера в целом.
Понятие кластера в экономике было предложено в 1990 году американским экономистом М. Портером. Этим термином обозначалась группа конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Причем компании, которые действуют в кластерных отраслях имеют тенденцию к географической концентрации. Поэтому современное определение кластера включает в себя следующее:
По своей сути, они являются не какой-то организацией, а всего на всего, определенной группой, в которую объединяются предприятия одного региона. Эти предприятия являются независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.
Такая форма объединения обладает достаточно высокими показателями конкуренции, кооперации и, само собой эффективностью экономики.
У кластера имеется свой центр, куда входит группа конкурирующих компаний данного кластера. Эта группа выпускает конечный продукт, который реализуется вне кластера.
Кластеры в экономике являются очень важным моментом, поскольку развивая сам кластер, тем самым развивается и экономика региона, повышается качество продукции.
Это связано с усилением конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям. Кроме того, увеличивается занятость, повышается качество рабочей силы и, соответственно, повышается конкурентоспособность региона.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания
В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении
Что такое медицинский кластер
Медицинские кластеры в настоящее время активно развиваются. Они включают в себя инновационную модель организации процесса оказания медицинской помощи, основанную на согласованных действиях по реализации профильного отбора, лечения, реабилитации и диспансерного наблюдения пациента.
Один из крупных, призванный объединить в себе все медицинские технологии – это международный медицинский кластер в Сколково.
Такой кластер создается для развития деятельности по оказанию медицинской помощи, повышения её качества, а также содействию в разработке лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий. Сюда же входит и развитие образовательной деятельности, проведение научных исследований в сфере охраны здоровья.
Подобные кластеры создаются и в регионах. Например, достаточно эффективный создан в Кургане.
Еще один планируется создать на Кавказских минеральных водах. Идеей создания стали возможности этой еще с советских времен здравницы.
Будем надеяться, что создание таких крупный центров пойдет только на пользу.
Пример кластера в истории
Занимаясь историей, можно составлять кластеры, которые помогут лучше понять изучаемую тему. Выделив ключевое слово, можно составить к нему несколько подходящих определений. В приведенной ниже схеме такое ключевое слово показано красным шрифтом.
В красных кружках определяем блоки второго уровня, от которых уже идут тематические определения.
Для кластера в истории основным определением является выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке.
Создавать кластеры при изучении истории можно на любую тему. Данная технология поможет понять изучаемую тему.
Использование кластеров характерно в большей степени для школьного обучения.
Значение слова «кластер»
В информационных технологиях:
Кластер как подмножество результатов поиска, связанных единством темы;
Кластер — единица хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров;
Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс;
также — группа серверов, объединённых логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс;
Кластер — объект, обеспечивающий физически объединённое хранение данных из различных таблиц для ускорения выполнения сложных запросов, используемый в Oracle Database.
Кластер — класс родственных элементов статистической совокупности.
Звёздный кластер (звёздное скопление) — группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации;
Галактический кластер — суперструктура, состоящая из нескольких галактик.
Кластер (лингвистика) — группа близких языков или диалектов;
Последовательность, цепочка языковых элементов, которыми могут быть звуки (вокальный кластер) или части речи (глагольный кластер);
Консонантный кластер — стечение согласных.
Кластер (градостроительство) — территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единицу и обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, рекреационную);
Кластер (химия) — сложное объединение (группа) нескольких атомов или молекул, выделяющихся из других подобных молекул и объединяющихся в устойчивое образование;
Кластер (ядерная физика) — коррелированная группа элементарных частиц;
Кластер (экономика) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний;
Кластер (музыка) — многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. См. также Кластерный аккорд;
Кластер генов у эукариот;
Кластер кучево-дождевых облаков;
Светодиодный кластер — устройство или часть устройства определённого размера с несколькими работающими совместно светодиодами и представляющее собой единый управляемый светодиодный излучатель.
кла́стер
1. объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами ◆ В топологическом аспекте металлокластер есть молекула, содержащая непрерывный замкнутый контур из одинаковых (гомоядерный кластер) или различных (гетероядерный кластер) атомов М. «Координационная химия — Том 21, Выпуски 7-12», 1995 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: морфологический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Спортивный кластер
Спортивный кластер – это группа спортивных объектов, которые создают больший спектр самых разнообразных возможностей для занятий спортом. Причем не только для профессиональных спортсменов, но и для обычных любителей спорта и физической культуры.
Спортивным кластером не обязательно должен быть ряд крупных сооружений. Скажем ледовый дворец, плавательный бассейн, футбольный стадион и пр. В такой кластер можно выделить комплекс небольших спортивных сооружений – площадок, объединенных на одной локальной территории.
Сюда может входить воркаут – занятия на турниках, урбан футбол – небольшие боксы для минифутбола, стритбол – уличный баскетбол, зоны бокса – площадки с боксерскими грушами, зона для настольного тенниса и для волейбола, беговая дорожка.
Такой кластер не только полезен, но и обладает наибольшей привлекательностью, поскольку объединяет на одной территории представителей разных спортивных направлений, а также дает возможность заниматься разными видами спорта.
Как применять метод кластера на уроках?
Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.
Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.
Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.
Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы
Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления