Как заработать на тендерах
Содержание:
- Правила участия и условия на этапе отбора
- Почему работать с государством выгодно?
- Почему госзакупки так популярны?
- Участники закупок, преференции по 223-ФЗ
- Заработок на тендерах – ушедший поезд или прибыльное дело
- Мониторинг и контроль
- Таблица отличий
- Глава 1. Что такое госзакупки и как они работают?
- Виды государственных закупок
- Разбираем понятия
- Этап участия
Правила участия и условия на этапе отбора
Все торги независимо от формы проводятся по своим правилам. Способ выбора поставщика услуг организатор выбирает по своему усмотрению.
Проводить торги могут организации любой формы собственности – коммерческие, государственные и собственники имущества. Право участвовать в торгах имеют все, на практике предпочтение отдается крупным компаниям.
Допускаются к тендерным торгам физлица или нет
Закон предусматривает единые правила участия в аукционах. Подать заявку имеет право частное лицо. Но иногда заказчики ограничивают круг поставщиков, допускающихся к торгам. Физлица могут участвовать в конкурсах, относящихся к следующим категориям:
- созданию, раскрутке сайтов и других сетевых проектов;
- услугам образовательного характера;
- изготовлению украшений, сувенирной продукции;
- услугам фотографов, переводчиков, нотариусов;
- выполнению ремонтных работ;
- поставке товаров собственного изготовления.
Имеет право подать заявку на участие в торгах ИП
Исполнение госзаказа – коммерческий вид деятельности и индивидуальный предприниматель имеет право участвовать в конкурсах. Это возможно при соблюдении нескольких условий:
- документы должны отвечать установленным требованиям;
- предприниматель обязан представить доказательства, подтверждающие, что он финансово в состоянии исполнить взятые на себя обязательства.
Участники торгов должны заранее подготовиться к процедуре. Простого заявления о своем желании стать исполнителем контракта недостаточно.
Почему работать с государством выгодно?
Наше государство в лице различных государственных (муниципальных) органов, казенных и бюджетных учреждений, а также унитарных предприятий регулярно нуждается в различных товарах, работах и услугах (сокращенно ТРУ). Деньги на эти нужды выделяются из бюджета, причем объем выделяемых средств достаточно большой. В 2020 году государство в рамках 44-ФЗ (госзакупки) потратило на приобретение ТРУ почти 9 трлн. рублей.
Объем потраченных денег в рамках закупок по 223-ФЗ (корпоративные закупки) за 2020 год составил более 20 трлн. рублей.
Как видите, деньги в этой нише есть и не маленькие.
Каждый день на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) размещается более 10 000 новых извещений о проводимых тендерах. Тендеры проводятся на разные суммы, начиная от 50-100 рублей и заканчивая многомиллиардными контрактами. Поэтому любой участник закупок сможет найти себе тендер по карману.
Если мы с вами посмотрим на реестр участников закупок, зарегистрированных на сайте ЕИС, то увидим, что по состоянию на июль 2021 года в нем зарегистрировано более 540 000 участников. Это различные организации, предприниматели, физические лица и иностранные лица. На первый взгляд 540 000 — это большая цифра, но это не так.
Если обратиться к статистическим данным с сайта федеральной службы информации (фси.рф), то мы увидим, что по состоянию на 30 мая 2021 года в РФ зарегистрировано 6 937 910 действующих юридических лиц и предпринимателей.
Соответственно в государственных тендерах принимает участие менее 7,8% юридических лиц и ИП. А если учесть тот факт, что на сайте ЕИС также зарегистрированы иностранные лица, физические лица и самозанятые, то эта цифра будет еще меньше. Также стоит отметить, что не все, кто зарегистрирован в ЕИС, принимает участие в тендерах на постоянной основе.
В отчете Минфина за 2020 год говорится о том, что 59% закупок были признаны несостоявшимися по причине того, что на участие была подана только одна заявка. Вы только вдумайтесь в эту цифру. В 6 из 10 закупок был один участник. Поэтому говорить о большой конкуренции в этой нише не приходится.
Если резюмировать все, о чем было сказано выше, то госзакупки это очень перспективная ниша, в которой можно и нужно зарабатывать. А о том, как это делать, я расскажу ниже.
Почему госзакупки так популярны?
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению существующих моделей бизнеса в сфере госзакупок, давайте с вами разберемся, почему же они (т.е. госзакупки) пользуются такой популярностью.
А для этого предлагаю вам остановиться на минутку и попробовать представить себе наше с вами государство. Это такой огромный “организм”, для поддержания деятельности которого, постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в очень больших объемах.
То есть наше государство было, есть и будет самым крупным, постоянным, и платежеспособным потребителем. Невзирая на кризисы, нестабильную мировую ситуацию, колебания валют оно постоянно нуждается в различных товарах, работах и услугах. Государство нуждается практически во всем, начиная от карандашей и ручек, заканчивая детскими садами, школами и крупными промышленными объектами. Именно по этой причине участие в госзакупках так популярно среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.
Ежедневно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru размещаются тысячи госзаказов. По состоянию на 03.02.2019 г. на сайте ЕИС зарегистрировано более 290 тысяч заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ, и более 100 тысяч заказчиков, работающих по 223-ФЗ.
Как вы знаете, спрос рождает предложение. Поэтому в настоящее время на “рынке госзакупок” так много посредников и сопутствующих сервисов, которые предлагают представителям бизнеса, да и всем желающим, сделать участие в торгах максимально простым и результативным.
Участники закупок, преференции по 223-ФЗ
Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:
- для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
- для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
- поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.
Заработок на тендерах – ушедший поезд или прибыльное дело
Среди новичков распространен миф о том, что госзакупки существуют уже давно и скоро перестанут быть интересными, участников слишком много, коррупция, откаты, и делать там нечего.
В закупках до 3 миллионов рублей можно принимать участие, не сталкиваясь со всеми перечисленными негативными моментами. Это показал наш собственный опыт. Это не самые высокооплачиваемые закупки, ради которых чиновники станут рисковать своими должностями и доходами.
Новичкам легче всего разобраться в том, как участвовать в закупках в конкурентных нишах (например, доставка канцелярской бумаги). Бумага – конкретный и простой товар, но работать с ней сложно, поскольку ниша плотно занята производителями и оптовыми продавцами. Предложить лучшие ценовые условия в ней практически нереально.
Бывают и низкоконкурентные закупки. Это связано с тем, что заказчик неверно сформулировал описание лота, разместил его перед праздниками, поэтому участники его не нашли и заявок не подали.
В некоторых случаях на участие в закупке подает заявку только один участник. Если заявка отвечает требованиям заказчика, он ее принимает и заключает контракт. Низкоконкурентные закупки можно найти с помощью поисковых агрегаторов: TenderPlan, Tender-win, Seldon, Zakupki360.
Каждая новая закупка – новый лот. Претендовать на него может любой зарегистрированный в ЕИС (Единая информационная система – zakupki.gov.ru) участник.
Понятие конкуренции в госзакупках отличается от классического понимания конкуренции в бизнесе. Для тендеров нужно меньше ресурсов, чем для ведения бизнеса. Участвовать в госзакупках можно, имея регистрацию в единой информационной системе, электронно-цифровую подпись, доступ в интернет. Нет надобности вкладываться в рекламу и привлечение клиентов. Главная задача новичка – найти, что нужно государству, и предоставить это на выгодных условиях.
Сравнительный анализ участия в тендерах и «классического» бизнеса:
Параметры | Тендеры | «Классический бизнес» |
Вложения на старте | Минимальные | Большие |
Наличие офиса (магазина, точки, склада) | Не требуется | Требуется |
Сотрудники | Не нужны | Нужны |
Наличие опыта | Чаще всего не требуется | Требуется |
Привязка к нише | Можно участвовать в разных нишах (если ниши не требуют наличия лицензии или допуска к работам) | Чаще всего работа в одной нише |
Вложения в рекламу и привлечение клиентов | Не требуется | Требуется |
Конкуренция | Ниже | Выше |
Что нужно новичку для участия в тендерах
Чтобы зарабатывать на закупках, не обязательно иметь крупный капитал или товар, который вы намерены предложить организаторам тендера. Купить товары можно после выигрыша в тендере, подписания контракта. Можно сделать так, чтобы производитель напрямую доставил заказчику товар без вашего участия.
Есть закупки (электронный аукцион, запрос котировок), где главный критерий – цена. Для участия здесь не важен опыт. Вы можете только зарегистрироваться и наравне с опытными игроками рынка предлагать свою цену. Если вы сделаете лучшее предложение, то победите.
К участию в тендерах есть 2 подхода:
- Участие в одной нише.
- Участие в нескольких нишах (веерное участие).
Если у вас нет действующего бизнеса, вы можете участвовать в нескольких нишах. Это повысит шансы хорошо заработать.
Размер заработка на госзакупках зависит от вас. Чем больше число тендеров, в которых вы участвуете, чем больше у вас знаний в разных сферах, выше амбиции, тем выше будет доход.
Участие в госзаукпках можно совмещать с основной деятельностью, например, бизнесом или работой по найму. Чтобы ими заниматься, достаточно уделять им всего несколько часов в день.
Пик проведения закупок начинается с сентября и продолжается до конца года. В этот период больше шансов заработать на тендерах. «Мертвый» сезон – с начала января до середины февраля включительно.
Мониторинг и контроль
44-ФЗ диктует ряд определенных правил.
Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:
- оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;
- анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.
Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:
- федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;
- органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
- органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:
- федеральном,
- региональном,
- местном.
Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:
- заказчиков;
- контрактных служб (управляющих);
- закупочных комиссий (членов комиссий);
- уполномоченных органов и учреждений;
- специализированных организаций;
- операторов электронных площадок.
Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:
- жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
- информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
- окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.
Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.
Таблица отличий
Закон № 44 |
Закон № 223 |
---|---|
Кто может быть заказчиком |
|
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения. Бюджетные учреждения. Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств. |
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %. Естественные монополии. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства. Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой. |
Кто может участвовать |
|
Юридические лица (не офшоры). Физические лица. Индивидуальные предприниматели (ИП). Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками. |
Юридические лица. Физические лица. Индивидуальные предприниматели. |
Кому предоставляются преимущества |
|
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов. СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков. |
|
Виды тендеров |
|
Конкурс:
Электронный аукцион. Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме. Запрос котировок. Запрос котировок в электронной форме. Запрос предложений. Закупка у единственного поставщика. |
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений). Конкурентная закупка в электронной форме. Закрытая конкурентная закупка. Закупка у единственного поставщика. Другие способы, указанные в Положении. |
Сроки для участия | |
Установлены в законе. |
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок. Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении. |
Подпись для электронных документов | |
Обеспечение заявок и контракта | |
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб. |
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК. Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении. |
Борьба с демпингом | |
Заказчик может установить соответствующие требования в Положении. | |
Обоснование НМЦК | |
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении. |
|
Отчеты в ЕИС | |
О закупках у СМП И СОНКО. Обоснование закупки у единственного поставщика. Об исполнении контрактов (отдельного этапа). Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок. О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта. |
Годовые отчеты о закупках:
|
Изменения и расторжение контракта | |
Расторжение происходит:
|
Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе. Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда. |
Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ | |
ФАС России. Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления. Контрольный орган в сфере гособоронзаказа. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней. |
|
Глава 1. Что такое госзакупки и как они работают?
Формулировок определения термина «госзакупки» существует достаточно много, но лично мне больше нравится вот эта формулировка:
Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
В данном случае заказчиком выступает наше с вами государство в лице различных государственных (муниципальных) органов, казенных и бюджетных учреждений, а также унитарных предприятий. Это больницы, школы, вузы, детские сады, администрации, силовые структуры и т.д., которые финансируются за счет бюджетных средств.
В настоящее время государство является самым крупным заказчиком и потребителем различных товаров, работ и услуг. И номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.
Сведения обо всех своих нуждах государственные (муниципальные) заказчики размещают на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (сокращенно – ЕИС). Адрес этого сайта в сети Интернет — https://zakupki.gov.ru.
Здесь любой желающий может совершенно бесплатно получить информацию обо всех размещенных госзакупках. При этом для поиска информации на сайте не нужно проходить регистрацию или приобретать электронную подпись. Вся информация находится в открытом доступе за исключением закупок, составляющих государственную тайну.
А вот для того, чтобы принимать участие в госзакупках, электронная подпись и регистрация в ЕИС вам понадобятся, но к этому вопросу мы с вами вернемся чуть позже.
Поставщиком (участником закупок) может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо самозанятого.
Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Само же законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов.
Если копнуть глубже, то система государственных закупок является одним из основополагающих институтов государственного регулирования и позволяет сделать процесс удовлетворения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах максимально прозрачным и эффективным. Вот в этом и заключается ответ на часто задаваемый вопрос, почему заказчики не могут сами решить, где и у кого им приобретать необходимые товары (работы, услуги).
Если бы они могли сами это решать, то ни о какой конкуренции, прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств не могло бы быть и речи.
Соответственно, каждый получатель бюджетных средств (заказчик) должен сначала определить свои нужды в товарах (работах, услугах), затем получить под эти нужды деньги из бюджета, разместить информацию о предстоящих закупках на официальном сайте ЕИС, провести эти закупки и определить победителей среди участников закупок, предложивших наилучшие условия исполнения контрактов. После исполнения своих обязательств по контрактам исполнители получают деньги, а заказчик получает необходимый ему товар (работу, услугу).
Если говорить простым языком, то именно так и работают госзакупки. Я сейчас специально не стал ничего усложнять, чтобы вы могли понять принцип работы, а уже в следующих главах мы постепенно будем погружаться в детали и тонкости этой работы.
Виды государственных закупок
Вообще все торги делятся на 2 категории:
-
Бумажные торги (к ним относятся запрос котировок, конкурс, запрос предложений).Бумажные торги, судя из названия, проходят «на бумаге».
Минусом бумажных торгов является то, что потенциальные участники «привязаны» к своей геолокации.
Если же участник желает участвовать в бумажных торгах в другом городе или же регионе, то ему необходимо будет самостоятельно решать возникающие проблемы логистики.
-
Электронные торги (электронный аукцион). Электронные торги проходят в интернете. Преимуществом электронных торгов является то, что участвовать в нем можно, не зацикливаясь на своем местонахождении.
Любой поставщик (индивидуальный предприниматель) имеет право выставить свою кандидатуру и изъявить желание участвовать в государственной закупке (товара, работы или услуги).
Многие новички путаются в классификации понятий.
Итак, тендер – это любая процедура, которая подразумевает под собой выбор заказчиком лучшего поставщика (или лучшего исполнителя).
Электронный аукцион – это торги, которые проводятся на электронной площадке в онлайн – режиме и победителем становится тот, кто «выдаст» лучшую (самую оптимальную – то есть, дешевую, цену).
Котировка – данный вид относится к категории бумажных торгов. Отличительной особенностью таких торгов является то, что цену можно прописывать только 1 раз, то есть, фактически, у претендента на выигрыш не будет возможности торговаться и менять свою заявленную стоимость товара (или услуги), даже если он передумал.
В котировках ни для заказчика, ни для исполнителей не имеет значение ни стаж, ни опыт фирмы поставщика, а только заявленная цена.
А вот в открытом конкурсе или запросе предложений заказчик уже оценивает конкурентов по множеству критериев:
- цена;
- качественные характеристики;
- опыт на рынке;
- срок поставки;
- награды, сертификаты и прочие заслуги.
Внимание! Обычно, по правилам, заказчик должен изначально указать все критерии, по которым он будет выбирать претендентов, для того, чтобы последние, могли оценивать свои силы и возможности для участия. Но такие тендеры, как запрос предложений и открытый конкурс, присуще скорее коммерческим заказчикам
Но такие тендеры, как запрос предложений и открытый конкурс, присуще скорее коммерческим заказчикам.
Разбираем понятия
Госзакупки: как начать работать с государственными структурами – этот вопрос часто задают себе предприниматели. Начнем с изучения основных понятий.
Закупки государства – это вид размещения заказов на выполнение определенных работ или услуг, поставку продукции. Особенность в том, что это все предоставляется для нужд государства или муниципальных образований на указанных условиях в оговоренный период на конкретную сумму.
При этом действуют принципы:
- эффективности;
- справедливости;
- состязательности.
С победителем, который выдвинул наиболее выгодное предложение, подписывается контракт.
Госзакупки с чего начать: с определения формы, в котором вы будете участвовать в конкурсе:
- физическая;
- юридическая;
- ИП.
Основные условия для участия:
- Наличие продукции или услуги, которая выступает объектом контракта.
- Наличие возможности выполнить условия контракта по всем его требованиям.
- Грамотное заполнение всех документов.
Но это еще не все.
Госзакупки для начинающих подразумевают изучение классификации способов торгов:
- Конкурентные:
- открытые (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений);
- закрытые (закрытый аукцион, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием).
- Неконкурентные:
запрос у единственного поставщика.
Принятие участия в закрытых конкурсах и аукционах подразумевает, что вы уже долго работаете в этой системе. Принять участие в открытых торгах может любой, в том числе новичок. Самые распространенные способы объявления закупки – с помощью тендера и аукциона.
Этап участия
На этой стадии и побеждают. Если хотите узнать, как победить в тендере на строительство, то придется разобраться, чем отличаются процедуры, и подготовить заявку на участие. Например, в открытых закупках на строительные услуги участвуют не все, а в закрытых — только если заказчик пригласит вас поучаствовать.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Есть тендеры, где, кроме цены, на выбор победителя влияют другие факторы — так называемые нестоимостные критерии (конкурс, запрос предложений). Например: квалификация персонала, опыт или деловая репутация.
А вот разницу по форме проведения различных процедур мы раскрыли в таблице ниже.
Открытые | Конкурентные | Электронные |
Все закупки в рамках 44-ФЗ проходят в электронном виде в обязательном порядке. По 223-ФЗ — только закупки среди СМП. На остальные заказы это требование не распространяется |
Бумажные | |||
Неконкурентные | |||
Закрытые | По приглашению |
Только заявку не допустят до торгов, если она не соответствует требованиям документации. Правильно заполнить заявку — это основная работа на пути к выигрышу в тендере.
Рекомендуем составлять заявку так, как требует заказчик. Учитывайте все инструкции и рекомендации, которые он размещает, даже если они носят рекомендательный характер. Некоторые участники оформляют заявку так, как им удобно. Не делайте так, не усложняйте заказчику процесс проверки информации, которая изложена в заявке. Такие заявки комиссия заказчика проверяет внимательнее, соответственно, шансов, что они пропустят какие-то ошибки, просто нет. А значит, и ваши шансы на допуск к участию и победу ниже.
Не прикладывайте к заявке документы и сведения, которые заказчик не требует. Чем больше бумаг, тем больше вероятность ошибиться или отправить документы с противоречиями!
Базовый комплект документов для победы в госзакупках:
- Заявка.
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Копия паспорта.
- СНИЛС.
- Учредительные документы (устав с изменениями и дополнениями).
- Решение о создании ООО.
- Приказ о назначении генерального директора.
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Лицензии, выписка СРО, сертификаты.
- Доверенность.