Принципы казначейского сопровождения госконтрактов

Содержание:

Содержание договора по сопровождению контракта

В п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения указано на следующие обязательные составляющие договора банковского сопровождения:

  1. Сроки и порядок открытия спецсчета для поставщика или субподрядчиков.
  2. Перечень прав и обязанностей сторон.
  3. Условия движения средств по счету.
  4. Право заказчика на истребование списания денежных средств в размере аванса по контракту, если дополнительно не запрашивается обеспечение исполнения.
  5. Порядок внесения изменений в договор и расторжение контракта.
  6. Обязанность банка предоставлять отчетность заказчику по движению средств.
  7. Обязанность банка передавать информацию об операциях в Федеральное казначейство с помощью специальной системы от Центробанка.
  8. Сведения, указываемые в платежном документе, и право банка на его проверку (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Обязанность поставщиков передавать сведения, подтверждающие основание платежа и право банка на проверку таких сведений или отказ в осуществлении платежа.
  10. Право заказчика на запрос отчета о проведенном мониторинге и обязанность предоставить отчетность в течение 5 дней после получения запроса в казначействе.

К обязанностям поставщика по договору банковского сопровождения можно отнести:

  1. Производство расчетов по исполнению контракта на специальном счете в банке, в котором производится сопровождение.
  2. При заключении договора с соисполнителем – указание условий по расчетам с ними.
  3. Предоставление заказчику сведений о соисполнителях (их наименование, адреса и телефоны).

В договоре прописывается ответственность поставщика за неисполнение условий по госконтракту.

При заключении договора расширенного сопровождения в обязанности заказчика включается:

  1. Прописать список документов, которые подлежат проверке на соответствие условиям контракта.
  2. Указать соисполнителей, от которых проверяются документы на соответствие назначению платежа.
  3. Согласовать с банком список информации для проведения проверки.
  4. Согласовать с банком проверку документов на соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Согласовать случаи отказа в проведении платежа.
  6. Рассматривать не позднее 5 дней запросы об осуществлении платежей поставщика или его соисполнителей.
  7. Рассматривать не позднее 5 дней запросы поставщика о несогласии с отказом.
  8. Согласовать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа.

Содержание договора

Договор об осуществлении БСК должен включать в себя сведения о:

  • правах и обязанностях сторон;
  • порядке и сроках открытия отдельного счёта поставщику, его соисполнителям;
  • фиксации движения денежных потоков в пределах данного счёта;
  • праве заказчика на списание денежных средств в контрактном авансовом размере в случае, если нет необходимости в обеспечении сделки;
  • обязанности банка ежемесячно предоставлять заказчику информацию о движении денег по счёту, итоги идентификации поставщика, соисполнителя, соответствующие отчёты;
  • правилах внесения поправок и расторжения договора;
  • банковской обязанности сообщать в Федеральное казначейство сведения о проводимых финансовых операциях;
  • указанных в платёжном документе данных;
  • праве банка осуществлять проверку платёжного документа;
  • праве заказчика требовать отчёт о мониторинге и обязанности банка составлять подобный отчёт на протяжении 5 дней со времени получения запроса в ФК.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

  1. Условия открытия отдельного счета.
  2. Обязанности и права сторон.
  3. Сроки и методы проведения расчетов.
  4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
  5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
  6. Порядок изменения и расторжения договора.
  7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

  1. Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
  2. Условия и права банка на проверку платежных документов.
  3. Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
  4. Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
  5. Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
  6. Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

Дополнительные требования к банкам

Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.

Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:

  • в госзакупках с НМЦК от 100 млн рублей;
  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.

Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:

  • обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • отнесен к разряду уполномоченных банков распоряжением правительства по согласованию с президентом РФ — такое требование содержит 275-ФЗ.

Расширенное сопровождение банками

В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:

  • договор на строительные работы заключается с единственным подрядчиком и сумма сделки более 10 млрд рублей. Если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • закупка на сумму более 15 млрд рублей проводится по госпрограмме РФ, которая содержит условие о расширенном БСК;
  • закупка назначена правительством РФ, и условия госконтракта указывают на применение казначейского аккредитива;
  • исполнитель выбран правительством РФ и подпадает под санкции иностранных государств (объединений).

На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.

Мониторинг расчётов или обычное банковское сопровождение

Суть этой формы банковского сопровождения достаточно понятно раскрыта в упомянутом выше определении «банковского сопровождения» и сводится к тому, что поставщик товаров / работ / услуг (далее – ТРУ) и его подрядные организации, соисполнители по контракту обязаны открыть в одном из одобренных Правительством РФ банков специальный счёт (счета). Все расчёты, связанные с исполнением контракта, должны проводиться через этот счёт: так, заказчик знает «когда», «на что» и «в каких объёмах» исполнители расходуют средства (обеспечивается прозрачность финансовых операций в рамках исполнения контракта).

Зачем такие сложности?

Всё дело в том, что банковское сопровождение предусмотрено далеко не для всех контрактов, а только для особо крупных и важных. На федеральном уровне к контрактам, требующим обычного банковского сопровождения, относятся:

  • Контракты «жизненного цикла» (заключённые в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
  • Контракты с НМЦК или ценой контракта, заключенного с единственным поставщиком, более 10 млрд. рублей;
  • Контракты с поставщиками, которые попали под зарубежные санкции в случае, когда такие поставщики / контракт / предмет контракта определены Правительством РФ.

На региональном и муниципальном уровне устанавливаются свои требования с учётом минимального размера цены контракта, установленного Правительством:

  • для субъектов РФ цена контракта должна составлять не менее 1 млрд. рублей;
  • для муниципалитетов – не менее 200 млн. рублей.

При этом, субъекты и муниципалитеты вправе снизить данный «порог», с которого будет необходимо обеспечить банковское сопровождение. В любом случае, порогом снижения будет являться:

  • 100 млн рублей для субъектов РФ;
  • 50 млн – для муниципалитетов.

К примеру, в Московской области обычное банковское сопровождение предусмотрено для контрактов с НМЦК / ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком, не менее 5 млрд. рублей (п. 1 Постановления Правительства МО от 05.08.2019 № 482/25 «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Московской области»).

Отдельные особенности регулирования

Помимо ст

35 Закона 44-ФЗ и Постановления Правительства № 963, содержащими основные положения о банковском сопровождении в закупках, также стоит обратить внимание на ряд других актов

Очевидно, что при закупках на уровне субъекта РФ и (или) на уровне муниципалитета, стоит проверить, какие требования касательно банковского сопровождения установлены соответственно органами исполнительной власти субъекта и муниципальными органами.

Также стоит обратить внимание на особенности «банковского сопровождения» в рамках гособоронзаказа. В частности, у института банковского сопровождения в рамках государственного оборонного заказа имеется и своё регулирование – целая глава 3.1

Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон 275-ФЗ).

Поскольку сфера оборонного заказа обладает отдельной стратегической важностью, банковское сопровождение в рамках гособоронзаказа имеет ряд существенных отличий (например, дополнительные требования к банкам, свой перечень банков), а потому исключается из сферы регулирования Постановления № 963. Можно считать банковское сопровождение по 275-ФЗ неким особым банковским сопровождением (хотя, использование одинаковых терминов затрудняет разграничение)

Так или иначе, об этой особенности стоит помнить

Можно считать банковское сопровождение по 275-ФЗ неким особым банковским сопровождением (хотя, использование одинаковых терминов затрудняет разграничение). Так или иначе, об этой особенности стоит помнить.

Также в некоторых случаях полезно ознакомиться с Положением Минфина России № 342н, Банка России № 750-П от 31.12.2020 «О порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Этот документ будет полезен всем тем, кто участвует в закупке с казначейским обеспечением обязательств и банковским сопровождением одновременно. Судя по абз. 4 пп. «б)» п. 3 Постановления № 963, казначейское обеспечение обязательств может предполагать только расширенное банковское сопровождение.

Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя. В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда сопровождают госконтракты в 2021 году

Необходимо сопровождать целевые средства на:

  • авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;
  • авансы по госконтрактам на 100 млн руб. и более (исключение — контракты по ГОЗ);
  • расчеты по госконтрактам на реализацию гособоронзаказа на сумму более 600 000 руб. и расчеты по соглашениям на их исполнение на сумму более 600 000 руб.;
  • авансирование по контрактам на 100 млн руб. и более заказчиками (в том числе бюджетными и автономными учреждениями) для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции по концессионным соглашениям из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, если источник финансирования — межбюджетные трансферты с целевым назначением;

В 385-ФЗ указано, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ не требуется:

  • на приобретение услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, страхование, услуг по приему платежей от физлиц через платежных агентов;
  • казенных учреждений, которые являются исполнителями контрактов.

В чем заключается сопровождение

Суть сопровождения заключается в том, что все финансовые потоки подконтрольной операции проходят через Казначейство. Применительно к закупкам это заключается в следующем:

  1. Территориальный орган (ТО) Казначейства имеет счет в Центральном банке РФ. На него заказчик переводит исполнителю контракта аванс.
  2. Исполнитель и привлекаемые им субподрядчики открывают счета в территориальном органе Казначейства.
  3. Исполнитель запрашивает средства, а Казначейство переводит их исполнителю, предварительно убедившись, что финансы расходуются в рамках контракта.

Это лишь общее описание механизма казначейского сопровождения. В нем множество деталей и нюансов. Например, в госконтракт вносятся дополнительные положения:

  • запрет на нецелевое перечисление средств, например, в качестве вклада в уставный капитал или имущество другой организации (включая дочерние общества), на счет другого юрлица, кроме оплаты в рамках контракта;
  • обязанность исполнителя открыть себе и субподрядчикам счета в ТО Казначейства;
  • обязанность представлять в ТО Казначейства документы, которые подтвердят целевое расходование средств;
  • обязанность указывать в документах (контракте, платежках и всех остальных) идентификационный номер контракта (ИК), сформированный в порядке, установленном приказом Казначейства России от 09.01.2018 № 5н;
  • прочие положения и условия, если это определено актами Правительства России.

Для расхода денег со счета поставщик должен представить в Казначейство платежное поручение, госконтракт и иные документы, которые подтвердят обязанность расходования целевых средств — счета-фактуры, акты приема-передачи, накладные.

Перед тем как произвести оплату поставщику, ТО Казначейство проверит соответствие ИК, а также то, что срок действия казначейского обеспечения обязательств не истек.

Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо

Что такое банковское сопровождение контракта?

Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.

Для чего необходимо банковское сопровождение?

Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.

Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Понятие банковского сопровождения и его цели

Банковское сопровождение контракта предполагает процедуру сбора, обобщения, систематизации и оценки финансовой организацией платежных операций со стороны поставщика и передача их государственному заказчику по 44-ФЗ. Данные действия имеют целью контроль за исполнением контракта, который предполагает реализацию принципов прозрачности и доступности сведений.

Для того чтобы банк имел возможность осуществлять контролирующие функции, к поставщику предъявляется требование об открытии спецсчета в определенном финансовом учреждении.

Банковское сопровождение имеет целью реализацию федеральных и муниципальных нужд. Данный процесс регулируется со стороны Правительства и высшего органа исполнительной власти российского субъекта.

В случае если контракт предполагается заключить с единственным поставщиком, то Правительство устанавливает НМЦК. Эта цена должна учитываться при сопровождении сделки банком для поставки товаров, работ и услуг.

Для чего нужен казначейский счет

Это инструмент, с помощью которого функционирует распределение денег между распорядителями и получателями средств из бюджета РФ. Финансы, выделяемые из бюджета РФ, не могут поступать на обычные расчетные счета в коммерческих банках. Поэтому государство обязывает открыть счет в казначействе юр лицу, которое получает финансирование из бюджетов разных уровней.

Он используется для всех видов финансовых операций бюджетных и автономных учреждений, а в государственных закупках — как счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта. Потенциальные поставщики обязаны направлять государственным и муниципальным заказчикам обеспечение госконтрактов в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ именно на него (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015).

Какие контракты сопровождает казначейство

Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году распространяется на:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

  • обособленные подразделения юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК №07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Плюсы и минусы

При всём усложнении процесса казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ имеет свои несомненные достоинства, выраженные в:

прозрачности контрактного исполнения, что особенно важно при привлечении к выполнению закупочных мероприятий большого числа соисполнителей и субподрядчиков;
нежелании недобросовестных исполнителей иметь дело с госконтрактами, сопровождаемыми казначейством;
гарантированном получении денег благодаря предварительному переводу заказчиком аванса на свой казначейский счёт.

Кроме усложнённости исполнения госконтрактов, данный вид государственного контроля также имеет минусы в виде:

  • отсутствия представительств Казначейства РФ в некоторых городах страны;
  • недостаточной оперативности сотрудников казначейства при выполнении сопровождения, что замедляет процесс.

Казначейское сопровождение госконтрактов и гособоронзаказа является дополнительной, но необходимой мерой для осуществления контроля за расходованием бюджетных средств. Чёткое следование разработанным правилам способствует успешному исполнению госконтрактов всеми участниками процесса.

Алгоритм

Востребование БСК в процессе исполнения госзаказа предполагает следующий алгоритм действий:

  1. В закупочной документации фиксируется условие об обязательности участия банка.
  2. Отбирается соответствующее банковское учреждение.
  3. С ним заключается соглашение в виде договора.
  4. После оказания услуги по БСК банковская структура предоставляет заказчику отчёт о проделанной работе.

При этом 44-ФЗ обязывает фиксировать данные о БСК в:

  • графе 30 плана-графика, где надлежит отметить пункт «Да». В электронном варианте документа эту функцию выполняет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта».
  • любой графе контрактного проекта и непосредственно в контракте.
  • разделе «Информационная карта» закупочной документации.
  • блоке «Обеспечение исполнения контракта» закупочного извещения.

Как установить требование о банковском сопровождении

Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:

  • в плане-графике закупок — в строке 30 укажите «да». При заполнении на компьютере это вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта»;
  • в извещении — в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • в данных о закупке — например, в разделе «Информационная карта»;
  • в предварительном варианте текста договора.

Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:

  • для заказчика — штраф в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • для подрядчика — внесение сведений о нем в перечень безответственных поставщиков, что на практике помешает ему участвовать в следующих закупках по 44-ФЗ.

Как осуществляется контроль над расходованием средств

Как видно, казначейский счет открыть на практике не так сложно, главное, правильно подготовить и подать все необходимое для этого документы. А что будет дальше? Денежные средства на лицевой счет будут поступать только после подписания государственного контракта и даже в этом случае просто так получить их будет невозможно. Для того чтобы получить денежные средства нужно будет направить в казначейство документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, к ним относятся накладные, платежные поручения и прочее.

Обратите внимание, что каждый государственный контракт имеет свой идентификатор: для того чтобы получить денежные средства к заявлению об их списании нужно приложить идентификационный номер. Постольку, поскольку, как уже упоминалось, выше государственный контракт обычно заключается на крупные суммы, именно поэтому государственные органы должны тщательно следить за использованием выделенных денежных средств

На всех документах, связанных с исполнением государственного заказа, должны обязательно стоять подписи ключевых лиц предприятия и подписи должны обязательно соответствовать тем, которые были указаны в карточке. Если сотрудники Федерального казначейства выявляют какие-либо нарушения, то в получении денежных средств будет отказано

Постольку, поскольку, как уже упоминалось, выше государственный контракт обычно заключается на крупные суммы, именно поэтому государственные органы должны тщательно следить за использованием выделенных денежных средств. На всех документах, связанных с исполнением государственного заказа, должны обязательно стоять подписи ключевых лиц предприятия и подписи должны обязательно соответствовать тем, которые были указаны в карточке. Если сотрудники Федерального казначейства выявляют какие-либо нарушения, то в получении денежных средств будет отказано.

Кроме всего прочего, денежные средства выделяются только на исполнение тех работ или услуг, которые были прописаны в государственном контракте. Например, к статьям расхода могут относиться закупка материалов или инструментов, заработная плата сотрудникам наем подрядчиков и субподрядчиков. Но в то же время, деньги нельзя вносить в уставной капитал исполнителя, приобретать материалы для нужд собственной компании и переводить на какие-либо банковские счета.

Если подвести итог, то в данном случае, если требуется открыть счет в Федеральном казначействе, значит, деньги необходимы на исполнение государственного заказа. То есть, здесь средства, выделенные из федерального бюджета должны быть направлены исключительно на те нужды, которые предусмотрены договором. А за исполнением обязательств внимательно следят представители государственного контролирующего органа.

Состав договора о банковском сопровождении

Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:

  • Сроки и порядок открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;
  • Права и обязанности сторон;
  • Движение денежных средств по такому счету;
  • Право заказчика требовать списать денежные средства в размере аванса согласно контракту, если не требуется обеспечение исполнения;
  • Обязанность банка каждый месяц предоставлять заказчику сведения о движении средств по счету, отчеты, результаты идентификации поставщика, соисполнителя;
  • Порядок внесения изменений и расторжения;
  • Обязанность банка предоставлять в Федеральное казначейство информацию о проводимых операциях с помощью системы передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ;
  • Сведения, которые указываются в платежном документе (по согласованию с заказчиком);
  • Право банка проводить проверку платежного документа (по согласованию с заказчиком);
  • Обязанность поставщика, соисполнителей предоставлять документы, подтверждающие основание платежа и право банка проверки таких документов и отказа в осуществлении платежа (за отказ банк несет полную ответственность);
  • Право заказчика запрашивать отчет о мониторинге и обязанность банка предоставлять такой отчет в течение 5 дней с момента получения запроса в Федеральное казначейство с помощью системы передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Классификация и тарифы

Банковское сопровождение подразделяется на две разновидности:

  1. Простое – когда банком отслеживаются действия по счету компании-поставщика, исполнителя или подрядчика, а затем результаты анализа передаются заказчику.
  2. Расширенное – при котором банк контролирует процесс выполнения работ или оказания услуги, а затем делает выводы относительно результата реализации контракта. Иными словами, он должен проверить товары, услуги и работы на соответствие условиям подписанного госконтракта.

Простое сопровождение является услугой, которая безвозмездно оказывается банком.

Тарифы на расширенное банковское сопровождение определяются в индивидуальном порядке. В их основе лежит цена подписанного контракта:

  1. Контракты на сумму от 500 млн р. до 1 млрд р. предполагают комиссионные за сопровождение в размере 1,15%.
  2. Контракты на сумму 1-5 млрд р. – 1,12%.
  3. Контракты на сумму 10-15 млрд р. – 1,09%.
  4. Контракты на сумму от 15 млрд р. – 1%.

Выше указаны предельные тарифы на данную услугу, которые на практике допускается изменять в меньшую сторону.

Регламентация

Деятельность государственных заказчиков в госзакупочном процессе в ракурсе корректности применения в нём бюджетных денег проходит при казначейском сопровождении.

Указанные там правила предписывают применять казначейское сопровождение при:

  • осуществлении госзакупок стоимостью 100 и более млн руб.;
  • проведении гособоронзаказа;
  • оформлении договоров, предоставляющих субсидии или инвестиции из бюджета юрлицам;
  • заключении госконтрактов, являющихся составной частью реализации уже исполняемых договоров;
  • заключении соглашений с единственным поставщиком в ходе исполнения президентских поручений.

Данное действие должно сопровождаться добавочными требованиями от исполнителей со стороны заказчика в виде:

  • указания соисполнителей;
  • открытия казначейских счетов;
  • предоставления документов, подтверждающих правильность использования бюджетных расходов;
  • указания идентификатора госконтракта в платёжной и расчётной документации.

Банковское сопровождение обычно проводит мониторинг расчётов в пределах исполнения контрактов при закупках ценой более 10 млрд руб. Чтобы осуществлять контроль за правильным использованием поставщиком средств, полученных им с целью исполнения контракта, исполнитель должен открыть счёт в банковском учреждении, реализующем банковское сопровождение.

Изменения

В 2020 г. Федеральное Казначейство приступило к сопровождению операций с применением бюджетных средств, выделяемых на осуществление функционирования государственных и муниципальных учреждений и выполнение нацпроектов.

Список этих операций состоит в первую очередь из:

  • бюджетных субсидирования и инвестирования юрлиц;
  • взносов в уставные капиталы и вклады в имущество юрлиц, состоящие из госсубсидий и инвестиций из госбюджета;
  • авансовых платежей по договорам, которые заключены получателями субсидий;
  • авансов по контрактам, заключённым в целях выполнения условий о выделении субсидий и концессионных договоров;
  • взаимозачётов по госконтрактам с единственным поставщиком стоимостью 300000 и более руб.;
  • взаиморасчётов по договорам в рамках гособоронзаказа стоимостью свыше 300000 руб.;
  • средств, которые направляются организациям и ИП, когда это предусмотрено правительством РФ.

Также имеются нововведения в сфере гособоронзаказа. С 2020 г. Казначейство РФ начало осуществлять сопровождение:

  • всех контрактов по гособоронзаказу стоимостью свыше 300 000 руб.;
  • всех операций, в ходе которых зачисляются и списываются средства на счетах, открытых в ТОФК.

Простое банковское сопровождение

Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:

  • заказчик и подрядчик заключают договор жизненного цикла (сервисный контракт) и начальная максимальная цена контракта (НМЦК) более 10 млрд рублей;
  • сделка стоимостью свыше 10 млрд рублей с конкретным подрядчиком по решению президента или правительства РФ, но если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • контракт заключается с подрядчиками, которые подпали под действие иностранных политических и экономических санкций.

Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.

Виды и тарифы банковского сопровождения

Банковское сопровождение делится на два вида:

  1. Простое банковское сопровождение – когда банк отслеживает действия по счету поставщика и результаты анализа предоставляет заказчику.
  2. Расширенное банковское сопровождение – когда банк осуществляет контроль над процессом выполняемых работ и контролирует, используя свой функционал, результат поставки. То есть проверяет на соответствие товары, работы, услуги условиям сопровождаемого контракта.

Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта

Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:

  • От 500 млн. до 1 млрд. руб. – 1,15%;
  • От 1 млрд. до 5 млрд. – 1,12%;
  • От 10 млрд. до 15 млрд. – 1,09%;
  • От 15 млрд. и выше – 1%.

Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.

Заключение

Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.

БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.

БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной  системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.

Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector