Штраф за езду без техосмотра автомобиля в 2021 году

Порядок ТО в 2021 году

В связи со вступлением в силу с марта 2021 года новых Правил ТО, порядок проведения техосмотра и оформления его результатов меняется. Главным новшеством станет то, что диагностическая карта будет оформляться и храниться в электронном виде (ч. 2 ст. 1, ч. 4.1 ст. 12 Закона № 170-ФЗ). Срок действия карты теперь определяется с момента ее оформления в ЕАИСТО оператором ТО и до дня, не позднее которого владелец обязан представить свой автомобиль для очередного техосмотра (ч. 9 ст. 1 Закона № 170-ФЗ).

При этом старые диагностические карты, оформленные на бумаге до 01.03.2021, должны храниться у оператора ТО не менее трех лет с даты их формирования, а по истечении этого срока подлежат уничтожению (приказ Минтранса России от 30.07.2020 № 280).

Еще одним нововведением станет фиксация ТО с помощью фотографий: до и после диагностики. Причем для подтверждения его проведения каждая фотография должна содержать координаты места съемки (не более 150 метров от пункта ТО). В связи с этим процедура прохождения ТО в 2021 году также изменится:

  1. Вначале в ЕАИСТО загружается первое фото автомобиля. Без этого система не позволит технику-эксперту вносить данные в диагностическую карту.
  2. После этого начинается сам техосмотр в виде визуального осмотра и инструментальных замеров работоспособности систем и узлов автомашины. Его длительность для личных легковых автомобилей по новым Правилам ТО не должна занимать более 30 минут.
  3. Заканчивается ТО загрузкой в ЕАИСТО второй фотографии авто, сделанной на момент окончания диагностики, после чего техник-эксперт заверяет диагностическую карту своей электронной подписью.

По желанию автовладельца ему может быть выдана распечатка карты на бумаге, однако для покупки полиса ОСАГО или КАСКО она уже не потребуется — вся информация для страховки будет браться из ЕАИСТО.

Оператор ЕАИСТО — МВД России, но ответы на актуальные вопросы ее применения можно найти и на портале Российского союза автостраховщиков (РСА). Данные ЕАИСТО будут использоваться страховщиками для оформления страховых полисов ОСАГО и КАСКО, для проверки наличия, срока действия и правильности заполнения диагностических карт, для расчета КБМ ОСАГО, в иных случаях.

Какой штраф за отсутствие техосмотра в 2021 году

В России с 2012 года отменен талон техосмотра — такой документ водители больше не получают и не возят с собой. Разберем, за что еще возможен штраф.

Штраф за непройденный техосмотр. За езду без техосмотра в 2021 году на легковых автомобилях штрафа нет. С 1 марта 2022 года по закону появится штраф за езду без диагностической карты. За это нарушение будут штрафовать на 2000 рублей. Штраф будет приходить с камеры, не чаще раза в сутки.

Для такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей штраф за отсутствие техосмотра действует уже сейчас — от 500 до 800 рублей. C марта 2022-го этот штраф отменят, вместо него все водители будут платить 2000 рублей за езду без диагностической карты.

Отдельно за выпуск транспорта на линию без техосмотра штрафуют компании — до 50 000 рублей. Этот штраф остается без изменений.

Штраф за просроченный техосмотр. С марта 2022 года срок действия диагностической карты будет важен, за просроченную карту смогут оштрафовать на 2000 рублей.

Для такси, автобусов и грузовиков за просроченный техосмотр штраф тот же, что и за непройденный — от 500 до 800 рублей.

Штраф за езду без ОСАГО

Сейчас

С марта 2022

Легковые машины, мотоциклы

500–800 руб.

500–800 руб.

Такси, автобусы, грузовики

500–800 руб.

Штраф за езду без техосмотра

Сейчас

С марта 2022

Легковые машины, мотоциклы

Такси, автобусы, грузовики

500–800 руб.

2000 руб.

Штраф за езду без диагностической карты

Сейчас

С марта 2022

Легковые машины, мотоциклы

2000 руб.

Такси, автобусы, грузовики

2000 руб.

Правила прохождения

С 4 мая 2018 года в России внесены изменения в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, закон о которой подписан Президентом РФ 23 апреля.
Новые положения ужесточают требования, делая ход процедуры более регламентированным. Техосмотр коснётся не только автомобилей, но и всего рода прицепов, мототранспорта, автобусов и прочих транспортных средств.
Также изменились условия наказания недобросовестных операторов техосмотра.
Предыдущая редакция Закона вводила ответственность за выдачу диагностических карт владельцам только неисправных автомобилей. Теперь специально отмечается, что операторы подлежат наказанию за выдачу карты с разрешительным вердиктом при условии, что транспортное средство не соответствует требованиям безопасности.

Прописаны основные требования к транспорту и самой процедуре проверки:

  • Теперь положительное заключение не получат автовладельцы, установившие на фары плёнки или нанесшие любые по размеру рисунки. Сюда же относится тонировка на оптических конструкциях машин, плёнка затемнения, полное закрашивание фары краской любой прозрачности.
  • Не допускается подтекание рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Старые правила допускали подтекание жидкостей «из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи и систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств» с интервалом не более 20 капель в минуту. Теперь капли считать никто не будет: любые заметные подтекания жидкостей из этих систем запрещены.

Кроме знака аварийной остановки обязательно проверяется наличие и состав аптечки, а в транспортных средствах категории «D» аптечек должно быть три.

  • конструктивные изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, также могут стать препятствием для прохождения техосмотра. Сюда относятся любые несоответствия конструкции, как недостающие, так и избыточные. Причиной для отказа может послужить даже отсутствие стеклоочистителя или бачка-омывателя.
  • Теперь шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства
  • Не пройдут ТО машины с незарегистрированным газобаллонным оборудованием.
  • Изменилось само оформление диагностической карты. До 2018 года она содержала 21-значный номер, а с 1 января количество символов в коде уменьшается до 15. Карты, выданные ранее, действуют до момента окончания срока.
  • Теперь допускается действие 2 видов диагностических карт технического осмотра – бумажный и электронный.

Ранее проведение и контроль за техосмотром было возложено на Российский союз автостраховщиков (РСА). Теперь контроль за ТО передан под контроль Ространснадзора. Именно его органами будут проводиться периодические проверки пунктов, оказывающих услугу проведения техосмотра.

Основные проблемы изменений

Уже стало ясно, что в случае окончательного утверждения законопроекта будут внесены существенные изменения, которые в первую очередь коснуться самих владельцев автомобилей. Первое и самое очевидное — возрастут цены за проведение осмотра. Сегодня средняя стоимость по России около 600 рублей, а планируется ее увеличение до 1 тысячи.

ВНИМАНИЕ !!! Кроме того, с большой вероятностью появятся очереди на прохождение процедуры. На сегодняшний день практически не осталось добросовестных центров, поэтому и квалифицированных специалистов крайне мало

Если требование станет обязательным для всех автомобилистов, то значительная их часть направится в срочном порядке проходить осмотр, а утвержденных мест и работников в первое время будет не хватать.

Таким образом, на начало 2021 года никаких изменений в правила прохождения техосмотра не было внесено: получить его все еще можно формальным путем. Но уже находится на рассмотрении законопроект, предполагающий масштабное изменение всей системы прохождения техосмотра и если он будет принят, то у недобросовестных водителей могут возникнуть проблемы.

Когда проводится техосмотр?

Все правила проведения данного процесса приводятся в ФЗ №170. В этом нормативном акте содержится информация о том, когда требуется проходить техосмотр, а также как правильно составляется диагностическая карта ответственным специалистом.

Два раза в год процедура выполняется владельцами следующих транспортных средств:

  • машин, используемых в качестве такси;
  • автобусов, предназначенных для перевозки людей;
  • грузовых автомобилей, предназначенных для транспортировки людей;
  • специализированных машин, применяемых во время перевозки опасных грузов.

Для остальных автомобилей срок прохождения техосмотра определяется в зависимости от года их выпуска. Для этого учитываются параметры:

  • в течение первых трех лет после выпуска машины не требуется проходить техосмотр;
  • если возраст машины находится в пределах от 3 до 7 лет, то диагностическая карта получается раз в два года;
  • если авто старше 7 лет, то ТО осуществляется ежегодно.

Если автомобиль оборудован разными специализированными световыми или звуковыми сигналами, то приходится проходить технический осмотр каждый год. Это же относится к машинам, применяемым для обучения водителей.

В результате ТО выдается водителю специальная диагностическая карта, содержащая сведения о состоянии авто. Без нее невозможно купить страховой полис ОСАГО на машину старше трех лет.

Изменения в законодательстве

С 1 января 2021 года ведется рассмотрение проекта, вносящего серьезные изменения в правила прохождения осмотра. Кроме этого планируется ужесточение ответственности. К основным предполагаемым изменениям следует отнести: повышение санкции статьи КоАП до 2000 рублей, введение возможности фиксировать совершаемые правонарушения на камеры.

Это означает, что штраф возможно будет получить в автоматическом режиме, даже без остановки инспектором, поскольку данные о пройдённом осмотре содержатся в единой электронной базе.  Еще одно нововведение планируется в возмещение ущерба в следствие ДТП.

ВНИМАНИЕ !!! При отсутствии пройденного осмотра, к водителю могут быть предъявлены различные гражданские иски от страховщиков. Кроме того, предполагается изменить саму процедуру проведения осмотра: весь процесс должен быть записан на камеру с целью подтверждения его действительного прохождения

Данный пункт попадает под большое сомнение в связи с невозможностью его практической реализации. Ведь если все водители начнут проходить осмотры, то кто, где и на какие средства будет хранить столь огромный объем информации. В новой редакции изменения все еще не касаются перечня субъектов: привлечены могут быть лишь владельцы транспортных средств, не относящихся к категории В.

Самым серьезным нововведением планирует стать уголовная ответственность. Обычным водителям ее не стоит опасаться. Ее санкция направлена исключительно на лиц, ведущих незаконную деятельность по выдаче диагностических карт. Если изменения вступят в законную силу, то все места, которые сегодня предоставляют осмотр без фактического присутствия автомобиля будут закрываться, а их владельцы привлекаться к ответственности. Планируется, что санкция будет предусматривать крупный штраф, а его размер будет зависеть от тяжести совершенного деяния.

На сегодняшний день проект принят только в первом чтении, поэтому еще рано говорить о его практическом введении в жизнь.

Аннулирование диагностической карты

Да, сотрудники ГИБДД теперь получили право аннулировать диагностическую карту. Однако сделать они это имеют право только в двух случаях:

  • если диагностическая карта выдана незаконно (документ подделан, а машина на техосмотре не была);
  • если диагностическая карта есть (выдана ранее), но к техническому состоянию самого автомобиля или его соответствию новым требованиям ТО есть серьезные претензии.

Решение об аннулировании диагностической карты принимает не сам инспектор ГИБДД, а его руководство. При этом, оператора техосмотра следует автоматически привлечь к административной ответственности (14.4.1 КоАП РФ) – за нарушения правил ТО оператору полагается штраф до 10 тысяч рублей (должностные лица – 30-50 тыс. рублей, юрлица – до 200 тысяч рублей), а за повторное нарушение – штраф до 500 тысяч рублей или лишение аккредитации.  

Кроме того, ГИБДД должна в 3-дневный срок поставить в известность страховую компанию об аннулировании диагностической карты автомобиля ее клиента. Параллельно информация передается в Российский союз автостраховщиков. При следующей попытке полиса ОСАГО водитель будет подвергнут штрафным санкциям им будет вынужден платить за полис дороже.  

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Изменилась ли стоимость прохождения техосмотра?

Стоимость техосмотра по новым правилам осталась прежней и зависит от типа транспортного средства. Техосмотр мототранспорта на СТО обойдется в 400 рублей, легкового авто — до 1000 рублей, грузовика – до 2000 рублей, прицепа – до 1100 рублей, автобусов – до 1600 рублей.

  1. Можно ли оформить техосмотр онлайн?

Онлайн техосмотр и удаленное оформление диагностических карт новыми правилами ТО запрещены. Техосмотр проводится только на аккредитованных СТО, в присутствии автовладельца, и с подтверждением реального прохождения процедуры посредством фото и геолокационными данными.

  1. Если я проходил техосмотр в прошлом году в июне, то сейчас мне его можно не проходить и сразу купить ОСАГО?

Все зависит от того, какого года выпуска ваше авто. Если машина моложе 2017 года выпуска, то техосмотр понадобится только по истечение 4 лет. Если авто имеет возраст 4-10 лет, техосмотр необходим раз в два года, а если старше 10 лет – то раз в год. Если ваше авто старше 4 лет и срок действия его диагностической карты заканчивается до 20 сентября, то да – карта продлена, техосмотр вашему авто понадобится пройти до 30 марта 2022 года, и вы можете купить ОСАГО.

  1. Может ли инспектор ГИБДД аннулировать диагностическую карту за скол на лобовом стекле или перегоревшую лампочку?

Нет, за мелкие нарушения инспектор может оштрафовать вас. Аннулировать диагностическую карту он может только в том случае, если карта выписана незаконно (авто вообще не проходило техосмотр, а карта фальшивая) или если карта выписана раньше, а техническое состояние авто на момент проверки не соответствует стандартным требованиям ТО.

  1. Как быстро можно пройти техосмотр по новым правилам?

По новым правилам техосмотра, автомобиль должен пройти четыре поста ТО и дважды быть сфотографирован, а в конце данные должны быть внесены в базу данных ЕАИС и оформлена электронная версия диагностической карты. В связи с этим, время прохождения техосмотра увеличилось до 35-45 минут.

  1. У меня машина 2017 года выпуска, когда мне нужно пройти техосмотр?

Новые автомобили проходят техосмотр после того, как достигнут возраста 4 лет. Вашей машине в этом году необходимо пройти техосмотр в первый раз. Но здесь все зависит от даты выпуска. Если машина была выпущена до 1 марта, то вы должны были пройти техосмотр до 1 марта 2021 года, и следующее ТО у вас – через 24 месяца (до 1 марта 2023 года). Если машина выпущена до 30 сентября, то вам необходимо пройти техосмотр до 1 октября, а если после 1 октября – то до 30 марта 2022 года.

Кто должен платить в случае наложения штрафа

Напоследок, следует уточнить ещё один момент. Дело в том, что среди читателей этой статьи уж точно найдутся наёмные водители, которых может потребоваться ответ на следующий вопрос: в случае просрочки технического осмотра у водителя специальной техники и наложения за это штраф, кто должен осуществить его оплату — водитель или же владелец
транспортного средства?

Для начала следует опять привести список тех транспортных средств, водителям которых обязательно требуется осуществлять техосмотр в положенный срок:

  1. Автобусы.
  2. Такси.
  3. Специализированная техника.
  4. Грузовые автомобили.

Теперь будет дан ответ на заданный вопрос. В случае наложения штрафа за отсутствие техосмотра, осуществлять оплату административного взыскания положено непосредственно самому водителю
специального транспортного средства. Владелец же этого авто имеет полное право взыскание не уплачивать.

Любой владелец автомобиля знает, что в число документов, которые необходимы для законного передвижения по дорогам, входят не только водительское удостоверение и ПТС, но и полис ОСАГО с талоном техосмотра. Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет автолюбителю быть уверенным в том, что в случае ДТП проблем с восстановлением автомобиля не случится, даже если у виновника аварии совсем нет денег на ремонт.

Ответственность за отсутствие страхового полиса предусмотрена действующим законодательством. Каков ее размер, и влияет ли на него отсутствие документа, подтверждающего факт прохождения технического осмотра транспортного средства?

Электронная диагностическая карта

Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи,  начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.

Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.

Они имеют право аннулировать диагностическую карту:

  • если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
  • если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.

Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.

В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:

  • если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
  • если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.

Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:

  • если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
  • если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.

Продление срока действия распространяется на ТС:

  • легковые автомобили,
  • мотоциклы,
  • грузовые автомобили,
  • автобусы.

Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.

Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.

Стоит ли проходить техосмотр?

Поскольку отсутствие диагностики при управлении легковым авто не является нарушением, то проходить техосмотр не обязательно. С другой стороны, автомобиль ежедневно находится в эксплуатации и на отдельные агрегатные узлы ложится особая нагрузка. Если техосмотр проводился давно, то в подобных случаях все же рекомендуется пройти диагностику вновь. Стандартные условия для проведения ТО выглядят следующим образом:

  • если машине меньше 3-ех лет с даты выпуска, то можно диагностику не проходить;
  • авто в возрасте 2-7 лет следует проводить диагностику до одного раза в 2 года;
  • водители транспорта, прописанного в ст. 12.1 КоАП должны проходить диагностику не реже раза в полгода;
  • для авто от 7-ми лет нужно проводить ТО раз в год.

Кто может получить штраф без техосмотра

Если отсутствует документ о техосмотре, штраф накладывается на водителя, а не на владельца ТС. Поэтому транспортные компании и организации с личным автопарком заинтересованы в своевременном прохождении процедуры. В противном случае они могут столкнуться с проблемами, выпадающими на долю юрлица.

Новая редакция законопроекта гласит, что получить штраф за отсутствие техосмотра могут водители такси, автобусов, грузовых авто и специальной техники, если на них перевозят опасные грузы – даже если это происходит на тракторе.

У этих участников дорожного движения сотрудники ГИБДД будут проверять диагностическую карту и срок ее действия — водителям таких ТС нужно проходить техосмотр дважды в год. Это связано с тем, что у них более высокая степень ответственности.

Но при этом стоит помнить, что карту техосмотра необязательно предъявлять инспектору дорожной службы даже по его требованию, т.к. этого документа нет в перечне тех, которые обязательно должны быть при водителе. Штрафные санкции ждут не за отсутствие этой бумаги, а за непройденную диагностику. Проверить этот факт несложно: инспектор проверит наличие диагностической карты по базе данных.

Если у водителя права категории «B» и техосмотр не пройден, ему штрафные санкции не назначаются. Тем не менее от прохождения ТО они не освобождаются, поскольку без диагностической карты не получится получить полис ОСАГО. Помимо этого, передвижение на своей машине, которая давно не проверялась специалистами, увеличивает вероятность попадания в ДТП.

Нужно ли возить с собой диагностическую карту?

Перечень документов, которые водитель автомобиля должен иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника ГИБДД, регламентирован пунктом 2.1.1 ПДД РФ. О штрафах за оставленные дома документы и их обязательном перечне мы рассказывали . Среди необходимых документов Правилами Дорожного Движения не предусматривается наличие диагностической карты. Следовательно, возить ее с собой необязательно. На сегодня реестр пройденных техосмотров доступен на портале Российского союза автостраховщиков (РСА). Проверку можно осуществить по VIN или госномеру машины.

Важно!!! Обратите внимание, последние годы все мы привыкли проходить техосмотр именно перед страхованием ОСАГО, а не когда заканчивается срок действия предыдущей диагностической карты. Теперь советуем ориентироваться именно на срок действия диагностической карты, чтобы не попасть на новый штраф за отсутствие техосмотра

Размеры штрафных санкций на 2020 год

С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.

Категория правонарушения

Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб.

Ссылка на нормативно-правовой акт

Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО

2000 рублей — на водителя.

Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ

Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра

  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.

Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ

Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности

  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.

Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ

Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось

  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000 рублей.

Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ

Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту

  • для ответственных должностных лиц — 500;
  • штраф за отсутствие техосмотра для юридических лиц — 50 000.

Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ

Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов

  • для организации — от 110 000 до 130 000;
  • для ее руководителя (ИП) — от 15 000 до 25 000.

П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Новые размеры санкций введены в действие положениями Федерального закона № 219-ФЗ от 26.07.2019.

В качестве итога

Владельцам частных ТС, которые не занимаются перевозкой людей и опасных грузов, брать диагностическую карту техосмотра с собой не нужно. Равно как и предъявлять ее инспекторам ГИБДД. Но проходить ТО все равно необходимо для оформления или продления страховки ОСАГО и для того, чтобы обезопасить себя от значительных финансовых потерь при попадании в дорожную аварию.

Владельцы легковых и грузовых такси (в том числе маршрутных такси), автобусов и специальных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, по-прежнему обязаны регулярно проходить ТО. В противном случае им будет назначено наказание за отсутствие техосмотра в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей. И штраф за это административное правонарушение будет оплачивать именно водитель, а не фирма, которая фактически владеет транспортным средством. То есть раскошелиться водителю с просроченным ТО придется из собственного кармана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector