Смысл получения диплома в 21 веке, для чего нужен
Содержание:
- Правовые особенности домашнего обучения
- 3) Какие есть плюсы жизни без образования?
- Как принять верное решение?
- Правило 3. Изучите понравившиеся вузы
- Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
- Регионы и забетонированные лифты
- Какое высшее образование можно получить
- Ученые степени
- Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии
- Так нужен ли диплом в современном мире?
- Что такое дистанционное обучение
- Выводы
- Нужно ли высшее образование?
- «Плохие» причины для поступления в вуз
- Что говорит о высшем образовании всезнающая статистика
- Плюсы и минусы высшего образования
- Специалитет
- Куда пойти с высшим образованием
- Будет достаточно бакалавра?
- Особенности медицинского образования
- Как стать ценным специалистом без диплома
Правовые особенности домашнего обучения
Согласно «Закону об Образовании» (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования - в школе (образовательной организации) и дома. В старших классах семейное образование называется «самообразованием», но смысл самого процесса остается прежним.
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
3) Какие есть плюсы жизни без образования?
Алексей: «Плюс 3 года свободной жизни, которые я бы потратил на дальнейшее обучение. Некая экономия жизненного времени. У меня появилась возможность раньше встать на ноги и быть более самостоятельным. Меня, например, образование очень ограничивало в плане работы и самообеспечения. По сути, я жил за счёт родителей. А так, если не тратишь время на образование, есть шанс раньше стать самостоятельным. Ты можешь не получить образование в 20 лет, зато в 25 лет уже точно поймёшь, что тебе нужно.»
Кристина: «Да, пожалуй, плюсами можно назвать всё, кроме вот этих неловких разговоров об образовании. Серьезно, столько времени освобождается, столько сил. И если ты не врач, то смысла учиться столько лет особо нет.»
Владислав: «Ага, ведь можно заниматься самообразованием. Я, например, люблю проходить разные курсы, ходить на мастер-классы. И получаю просто кучу знаний и навыков. При этом никто не заставляет тебя сдавать условный матан, сдавать нормативы на физ-ре и т.д. Для меня очень важна вот эта свобода выбора.»
Как принять верное решение?
Вот несколько советов и рекомендаций:
Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.
При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.
Изучите рынок труда
Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.
Не стоит выбирать чересчур популярные направления. При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.
Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами
Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.
Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.
Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.
Правило 3. Изучите понравившиеся вузы
Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.
Информацию для выбора вуза можно черпать:
В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.
Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».
Желаем удачи!
<<Форма с консультацией>>
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за процесс учебы отныне отвечаете только вы
Есть ли у онлайн-школы лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы
Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.
Регионы и забетонированные лифты
Но, как часто бывает, когда свет льется на российское образование, оно отбрасывает тень, и падает она на регион. «Молодежь в глубинке знает, что есть социальные лифты, но сразу говорит, что эти лифты забетонированы, либо на них катаются другие, либо к ним большая очередь и не пробраться», — сказала Наталья Седова.
По ее словам, если многие действительно считают, будто высшее образование нужно для того, чтобы получить хорошую работу — то так считают в крупных городах, а не в регионах. В регионах говорят, что, имея хоть пять образований, устроиться на работу невозможно, если у тебя нет связей.
Связи и кумовство — вот реальный социальный лифт, который работает в регионах.
Исходя из этого, Наталья Седова подняла вопрос, к чему может привести дистанционное образование в регионах. Вдруг чем больше людей будут получать образование удаленно, тем меньше у них будет социального капитала и шансов куда-то вырваться?
Какое высшее образование можно получить
Если человек не определился с направлением деятельности, его будет интересовать вопрос, какое высшее образование можно получить.
Получить можно любое, но есть определенные градации:
- По степени ответственности, например, медицинские специальности. Здесь лентяям и невнимательным не место, потому что они будут лечить людей и от их решения иногда зависит жизнь человека.
- По финансовым вложениям. Есть дорогие и дешевые специальности. Например, чтобы получить степень магистра делового администрирования, нужно в самом обычном вузе заплатить большую сумму, которой может не быть у абитуриента. Вдобавок, нужен опыт работы на руководящей должности, иначе не примут в престижный университет по данному направлению.
- По рейтингу. Чтобы поступить на бюджетное образование в государственный престижный университет, например, такой как МГУ, необходимо не просто знать свой профильный предмет, но интересоваться им намного больше, чем того требует школьная программа.
Если не получается выбрать вуз самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалистам, которые работают в школе, чтобы подсказали, куда лучше поступать с вашими наклонностями.
Ученые степени
Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования.
Кандидат наук
Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.
Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:
- ряд публикаций в научных изданиях;
- несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях;
- две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования.
Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:
- Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
- Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.
Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года
Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность.
Доктор наук
После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:
- Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше.
- Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.
Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.
Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей.
Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов.
Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии
Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их «выдавят» новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны: Почтальон — сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам. Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей Вахтер — специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.Зарплата: от 15 000 рублей Няня/бебиситтер/гувернантка — обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
Кассир — работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке. Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей Продавец-консультант — сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара. Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей. Помощник воспитателя в детском саду («нянечка») — сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей — работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей
Курьер — сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей Грузчик — рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара. Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей — сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей Рабочий на стройке — работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ. Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей Хостес — сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях. Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей Администратор в офисе — сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса. Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей Вожатый — сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены. Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей
Какую специальность выбрать после 9 класса >>10 перспективных рабочих профессий >> |
Водитель такси — сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны. Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей Мойщик машин — работник автомойки, который моет автомобили. Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей Дворник/уборщик (куда без него) — работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении. Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей
Так нужен ли диплом в современном мире?
Сегодня часто и вполне справедливо говорят, что российский рынок сегодня насыщен кандидатами с высшим образованием, но правильнее говорить о пресыщении специалистами с дипломами, не гарантирующими возможность исполнения специалистом требуемых функций. В нашей стране значительное количество выпускников работают не по специальности, а значит их диплом влияет на общекультурные компетенции, но не на профессиональные навыки и умения, по сути, получаемые в первые годы работы.
Не удивительно, что работодатель дополнительно не расценивает время, проведённое в ВУЗе, считая позитивным только общий культурный уровень, желание и умение обучаться. Поэтому если работать по полученной в ВУЗе профессии, отдача будет выше, чем просто от высшего образования, которое сегодня рассматривается как необходимое, но не достаточное условие для успешной карьеры.
Потребность в компетентных работниках сохраняется и в условиях продолжающейся пандемии
Поэтому очень важно обеспечить студентам практико-ориентированные занятия, участие в них работодателей (пусть и дистанционно), привлекать их к совместных с ВУЗом проектам. Все это дает возможность выпускникам получить знания, мягкие компетенции, накопить необходимые рекомендации и знакомства
В ряде случаев можно и нужно использовать профессиональные стандарты для корректировки образовательных программ, а также внедрять сдачу экзаменов на профессиональные сертификаты для студентов, это позволяет быстро обновлять программы с учетом мнения профессионального сообщества, удовлетворить запрос работодателей.
Принимая решении о поступлении в тот или иной ВУЗ, нужно понимать, что полученный в итоге диплом точно будет рассматриваться не только как дополнительное преимущество, но и необходимое условие для работы во многих компаниях. А вот правильный выбор получаемой профессии увеличит отдачу от высшего образования, в этом случае можно рассчитывать на сравнимую с общемировые цифрами отдачу в 10-20%.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
- Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
- Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.
Минусы дистанционного обучения
Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
Выводы
В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.
Три способа учиться дома
Нужно ли высшее образование?
Так что же такое есть образование? Можно в общем охарактеризовать его как общую сумму знаний, которые были приобретены человеком. Причём приобретать их можно всегда, до конца жизни. Человек начинает получать образование с раннего детства. Сначала он учится в школе, затем может поступать в средние и/или высшие учебные заведения и продолжать учиться. А может также образовываться самостоятельно, без помощи специалистов – педагогов. Каждый человек имеет законные права на получение образования.
Подготовка к ВУЗу
Существует несколько общеобразовательных программ. Во-первых, это дошкольная. Она вовсе не является обязательной для всех детей без исключения. Однако с её помощью можно очень хорошо подготовить ребёнка к школе. Впрочем, родители вполне могут сделать это сами. Во-вторых, далее, идут общеобразовательные программы. Школьное образование является обязательным для всех. Его называют также средним образованием. После окончания школы ученики получают документ – аттестат, подтверждающий полученное среднее образование. Именно он даёт право на дальнейшее обучение в среднем специальном учебном заведении или ВУЗе.
Однако школа необходима не только для получения аттестата
Помимо этого, что не менее важно, школа воспитывает учеников, дисциплинирует их, учит адаптироваться в определённом сообществе. Следующая программа – это высшее образование
Требуется ли оно всем и каждому? Ответ: нет, не требуется. Ведь вовсе не все намереваются устраиваться на государственную службу, на руководящие должности и др. Часто люди стремятся иначе устроиться в жизни, и у них вовсе нет необходимости в окончании высшего учебного заведения. А в случае надобности они могут освоить специальные курсы или образовываться в определённой области самостоятельно. Однако, разумеется, с дипломом об окончании ВУЗа возможностей устроиться на перспективную работу гораздо больше.
Книги на полке так и манят почитать
Самообразование как развитие личности
Как было сказано выше, человек может также самообразовываться. То есть самостоятельно работать над получением знаний и навыков в какой-либо определённой области. И он сам решает, какие именно материалы ему необходимо изучать, в каких объёмах, что именно ему интересно и необходимо узнать и освоить, откуда брать нужную информацию, и сколько времени требуется потратить на это. И никто ему при этом не указ, ни с чьей стороны нет абсолютно никакого контроля. Потому самообразование особенно интересно и приятно.
«Плохие» причины для поступления в вуз
Иногда решение поступать в вуз – это не стремление получить знания, умения, навыки по определенной специальности. На вопрос: «зачем нужно высшее образование», аргументы перечисляются такие:
· Родители сказали – надо, значит буду поступать
Родители, конечно, желают только лучшего для своих детей. Но специальность – это то, что человек выбирает практически на всю жизнь. Представляете, как будет сложно «пожизненно» заниматься делом, которое не нравиться? Это, действительно, может стать невыносимой тюрьмой. Родители не должны решать за своих детей, их задача – поддержать и дать совет.
· Все получают, и мне нужно
Принимать судьбоносные решения «за компанию» – не самый лучший выбор. Специальность нужно выбирать в соответствии со своими интересами, целями и желаниями.
Зачем нужно высшее образование аргументы для родителей и школьников
Что говорит о высшем образовании всезнающая статистика
Чтобы досконально разобраться в проблеме, сперва обратимся к статистике, которая, как известно, знает все и обо всех. Если посмотреть на результаты очень модных сегодня социологических опросов, можно получить следующую информацию, которая будет для нас весьма полезной:
- среди респондентов, которым еще не исполнилось 30 и более лет, за необходимость получения высшего образования высказывается 80 процентов. Не стоит, наверное, утверждать, что это довольно высокий результат, который говорит об очень многом. Выводы напрашиваются сами собой;
- нести даже крупные расходы на то, чтобы дать высшее образование своим детям или внукам, готово 67 процентов респондентов. Впрочем, среди пожилых людей результат получается значительно ниже – всего 57 процентов, которые готовы пойти на существенную экономию средств ради обучения своих молодых родственников;
- в общем за высшее образование ратует 74 процента опрошенных, что также немало.
Но так ли это на самом деле? Почему достаточно большое количество людей являются противниками обучения в ВУЗах? Об этом вы узнаете ниже.
Плюсы и минусы высшего образования
Давайте рассмотрим, какие положительные и отрицательные стороны есть у высшего образования и решим, стоит ли все-таки поступать в институт.
Плюсы поступления в институт:
- высшее образование более престижно, чем среднее, люди относятся к специалистам с дипломом с уважением;
- учеба в институте может стать одним из самых интересных этапов в жизни;
- формируется круг общения из людей определенного интеллектуального и культурного уровня, появляются новые связи;
- развивается интеллект, расширяется кругозор, повышается культурный уровень;
- многие интересные, востребованные, высокооплачиваемые профессии невозможны без получения высшего образования;
- карьерный рост на определенном этапе обязательно потребует высшего образования, так почему бы не поступить в институт сразу после школы, а не годы спустя, когда в жизни итак забот хватает;
- бесплатное получение высшего образования в Германии — лучший способ эмигрировать в эту страну и со временем получить гражданство.
А каковы недостатки поступления в институт? Они тоже есть:
- большие затраты времени — в среднем, на получение высшего образования потребуется на 3 года больше, чем на колледж и на 5 лет больше, чем при выборе коротких курсов;
- очень сложная и объемная учеба в старших классах, подготовка к ЕГЭ;
- довольно стрессовая процедура сдачи ЕГЭ;
- необходимость иметь высокие баллы за ЕГЭ, чтобы поступить в солидное учебное заведение, где только и стоит учиться;
- большие денежные затраты в том случае, если поступить на бюджет не удалось или при поступлении в институт в другом городе;
- более позднее начало трудовой деятельности, а значит, довольно длительный период несамостоятельности и потребности чтобы кто-то обеспечивал;
- зачастую отсутствие гарантий того, что после университета сможешь устроиться по специальности и хорошо зарабатывать
Важно!Многие из этих минусов преодолимы. Как? Об этом пойдет речь дальше.
Специалитет
Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:
- специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
- можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
- работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.
Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:
- учеба на один год дольше;
- найти нужную специальность гораздо сложнее.
Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.
Куда пойти с высшим образованием
Получив диплом, выпускник задумывается, где его можно применить с наибольшей выгодой. Сразу после университета получить высокооплачиваемую должность, не имея даже опыта работы, очень сложно. Придется подождать и постепенно нарабатывать профессиональную репутацию и опыт решения проблем в рамках своей профессии.
Куда пойти с высшим образованием:
- В частные компании.
- В государственные структуры.
- Заниматься предпринимательской деятельностью, если нет желания работать в подчинении.
Можно попробовать учиться в магистратуре, а затем в аспирантуре, если есть склонность и желание заниматься научной деятельностью. В ученой степенью вас могут взять на работу в средние специальные учебные заведения на должность преподавателя.
Если покажется, что специальность выбрана неправильно и работать по ней нет желания, есть возможность поменять ее на курсах профессиональной переподготовки или по программе второго высшего образования, выбрав другую специальность.
Будет достаточно бакалавра?
И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство
В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата
Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью
В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.
Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.
Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.
Особенности медицинского образования
Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.
Как стать ценным специалистом без диплома
Может, где и нужен диплом, но в компании Google выделяют 5 основных качеств, которые часто играют большую роль, нежели корочка при устройстве на работу:
- Учение учиться. Это свидетельствует об умственных способностях человека.
- Лидерские навыки. Взять ответственность на себя и быстро лавировать в ситуации – на это сейчас способно не так много людей.
- Скромность. Именно она заставляет человека понимать, что он знает не все, и двигаться дальше. Без скромности у человека нет стимула учиться (нескромные люди часто уверены, что и так хорошо все знают).
- Чувство сопричастности. Без этого навыка не будет прогресса команды. Если человек склонен приписывать весь успех себе, остальным нет смысла стараться.
- Опыт. Мы уже упоминали, что нарабатывать его нужно еще на этапе получения образования.
Наличие диплома – это все еще аргумент при принятии на работу. Но его отсутствие – это уже не непреодолимое препятствие, как раньше.
Но самый важный совет, который действительно стоит соблюдать – постоянно ходите на собеседования. Часто страх перед собеседованием скрывает даже самые положительные черты вашего характера. Иногда руководители компаний готовы работать только с Тельцами или принимать только выпускников Высшей школы экономики. Но об этом вы вряд ли увидите в описании вакансии. Не сходив на встречу, вы не узнаете, готовы там взять без диплома или нет. А если вас не взяли, это не всегда значит, что дело в вас.
Учитесь, набирайтесь опыта и знаний, если у вас есть желание. Это обязательно пригодится в будущем, но не факт, что именно там, где вы этого ждете. А в учебе всегда поможет сервис студенческой помощи.