Что такое импортозамещение: полный обзор понятия

Госфинансирование подъема отечественной электроники

28 сентября — буквально накануне открытия конференции – произошло два важных для отрасли события. Во-первых, на заседании президиума Госсовета под руководством президента РФ был сформирован список из пяти высокоприоритетных национальных проектов, среди которых цифровая трансформация экономики страны.

Ключевые отрасли экономики должны достичь цифровой зрелости и, что очень важно, вложения в отечественные ИТ-решения должны быть увеличены в 4 раза,- отметил Дмитрий Чернышенко

Во-вторых, председатель Правительства РФ подписал национальный план восстановления экономики, который, в частности, подразумевает выделение очень серьезных средств на развитие радиоэлектронной промышленности в ближайшие три года.

Говорить о внедрении цифровой экономики, об устойчивости инфраструктуры государства невозможно без решения тех задач, которые стоят перед электронной промышленностью. Именно она определяет сегодня потребительские характеристики широкой гаммы продукции, как военной, так и гражданской,- подчеркнул Юрий Борисов.- И, конечно, сегодня есть понимание на всех уровнях, что нужно подтягивать эту отрасль, как в технологическом плане, так и в плане присутствии отечественной продукции на рынке

По оценкам Василия Шпака, вложения государства в российскую электронику составят в ближайшие 10 лет около 1 трлн рублей.

Это та цифра, которая поможет нам не отстать, а по определенным направлениям вырваться в лидеры,- пояснил директор департамента радиоэлектроники Минпромторга

Он напомнил, что в стратегии развития радиоэлектронной промышленности на период до 2030 г. в качестве ключевых ориентиров обозначены: рост выручки в 2,5 раза до 5,2 трлн рублей и рост экспорта в 2,7 раза до 12 млрд долл. Для поддержки движения к этим целям на 2021 – 2023 гг. будет выделено дополнительно 350 млрд рублей.

Однако темпы роста закупок отечественной продукции, намеченные в стратегии развития радиоэлектронной промышленности, по оценке Олега Бочарова, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, пока не достигнуты. Государство усиливает меры регуляторного регулирования.

Легкая промышленность

На одном из последних заседаний обсуждалась ситуация в легкой промышленности. Глава правительства Дмитрий Медведев рассказал, что в легкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. «Дорожная карта» отрасли выполнена почти наполовину. По словам Медведева, в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, одежды, обуви. В магазинах стали появляться образцы современной экипировки для спортсменов, произведенной в РФ.

По итогам 2018 года, поставки текстильных изделий, обуви из РФ в страны СНГ выросли более чем на 10%. Экспорт в другие страны мира увеличился примерно на 5%. При этом, как отмечают специалисты, работы остается еще много, поскольку доля импортной одежды и обуви на рынке РФ составляет две трети.

Финансовая составляющая

Достижение целей, установленных в новой «дорожной карте», не обойдется без масштабных финансовых вливаний. По информации издания, бюджет всех предусмотренных документом мероприятий находится на отметке 17,7 млрд руб., но лишь 8,7 млрд руб. из этой суммы выделит федеральный бюджет.

Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект

Еще 9 млрд руб. предоставят различные внебюджетные источники. Например, авторы «дорожной карты» «Ростех» и «Росатом» выделят 754 млн руб.

Деньги будут выделены под различные нужды, в том числе и на подготовку специалистов по внедрению и эксплуатации российского промышленного ПО. Часть средств, пишут «Ведомости», будет направлена на «создание полигона для тестирования новых решений, создание распределенной сети испытательных лабораторий верификации, валидации и апробации промышленного программного обеспечения».

ИТ-отрасль сомневается в успехе

Представители отечественных компаний по разработке ПО сомневаются в успешной реализации целей нового роадмапа. Как сообщил изданию исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин, в своем нынешнем виде «карта» нуждается в доработке. «Часть ее разделов не заполнена, необходимо будет уточнять многие показатели в процессе ее исполнения. Но показатель, закрепленный в плане, достижим и может быть даже перевыполнен при наличии финансовой и нормативной поддержки государства», – заявил он.

Замдиректора компании «Рексофт» Максим Кутузов отметил, что в настоящее время доля российского ПО в отечественной промышленности, минимальна. «В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика. Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно. Разработка такого уровня для промышленности – это вдумчивое и аккуратное проектирование, отработка пилотов, скрупулезное выявление всех недочетов, многочисленные интеграции со смежными системами и только затем промышленное внедрение», – сказал он «Ведомостям».

Ситуация усугубляется и неразберихой с интеллектуальными правами, считает руководитель отдела аналитики «СерчИнформ» Алексей Парфентьев. «Многие вендоры используют чужие библиотеки, движки, компоненты иностранного производства в составе своего решения, их доля часто доходит до 60-70%. Это означает, что номинально отечественное ПО в случае санкций не сможет обновляться или вообще перестанет работать», – сказал он изданию, подчеркнув, что в ряде случаев подобное может привести к серьезным последствиям. В качестве примера он привел ситуацию, когда оставшееся без обновлений или просто неработающее ПО обеспечивает работоспособность стратегического промышленного объекта.

Парфентьев добавил, что сомневается в успешном достижении главной цели «дорожной карты». Он не верит, что к 2024 г. 60% используемого российской промышленностью ПО будет отечественным.

Программа Правительства России по импортозамещению до 2020 года

Вопросом продовольственной безопасности власти страны озадачились ещё в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013—2020» -импортозамещение. Однако быстро введённые западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы № 320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более чёткое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения. 

4 августа 2015 года на заседании Правительства Российской Федерации принято решение о создании Правительственной комиссии по импортозамещению. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 1492-р, в котором утверждается состав комиссии, были подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым. В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

Импортозамещение в сфере IT-технологий

IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.

Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.

Что можно было бы сделать иначе?

Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.

С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.

Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:

  • нормативная база. Программы и дорожные карты социально-экономического развития должны быть максимально подробно расписаны, но главное – не забывать о промежуточном контроле и соответствующих поправках;
  • инфраструктура. Мало разработать и произвести продукцию, ее нужно кому-то продать – и тут может помочь государство. Перспективными направлениями считаются технопарки, кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и не только;
  • финансирование. Здесь все, как всегда – нужны льготные кредиты (многие кредитные программы для малого бизнеса в России не востребованы из-за плохой проработки), а также субсидии, гранты, лизинговые программы;
  • маркетинг. Государство на федеральном и региональном уровнях может приложить больше усилий для продвижения товаров из категории «Сделано в России». Если в 2014-2015 годах на этом делали акцент, то сейчас импортозамещение постепенно уходит из информационного поля.

А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.

Ключевые проблемы импортозамещения в России

Главными препятствиями на пути реализации разработанных правительством страны отраслевых программ импортозамещения и увеличения ассортимента отечественной продукции стали два фактора – резкий рост цен на зарубежные комплектующие и расходные материалы и все еще высокий уровень зависимости от иностранных технологий. Для наглядности рассмотрим вопрос о проблемах замещения импорта на двух примерах.

По оценке Минпромторга России, сделанной по итогам минувшего года, стремительный рост цен в рублевом эквиваленте на импортную вычислительную технику и телекоммуникационное оборудование почти полностью нивелировал позитивный эффект от замещения импортной продукции в этой группе товаров. Сейчас национальные компании, реализуя план импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, разрабатывают 33 проекта по созданию отечественных аналогов ПК, планшетов, ноутбуков, сетевого оборудования высокого качества. Однако из-за высокой стоимости части комплектующих, закупаемых за рубежом, спрос на такую российскую продукцию может быть довольно низким, и спасти ситуацию будет возможно только за счет государственного сектора.

Что касается аспекта зависимости от зарубежных технологий, то здесь наиболее ярким примером стало импортозамещение в нефтегазовой отрасли. Будучи инвестиционно емким и требующим длительного цикла реализации вложений, нефтегазовый сектор очень медленно продвигается по пути замещения импортного технологического оборудования новыми отечественными разработками. Поэтому очевидно, что быстрых результатов от этого процесса ожидать не стоит. 

Насколько все получилось?

Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.

На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.

Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.

Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Мясо крупного рогатого скота (свежее) 220 190 178 199 185 203 195 205 227 242 248
Свинина (свежая) 755 815 942 1232 1438 1655 1947 2171 2415 2491 2788
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 2774 3028 3405 3610 3979 4340 4464 4839 4877 4840 4768
Изделия колбасные 2439 2486 2533 2502 2475 2445 2436 2259 2282 2282 2361
Рыба живая, свежая или охлажденная 1151 1395 1399 1461 1168 1176 1341 966 1001 954 968
Филе рыбное мороженое 71,7 86,2 94,3 108 110 123 141 146 155 163 174
Замороженные овощи и фрукты 24,5 38,4 40,2 45,3 45,8 55,4 71,7 62,6 55,9 83,7 100
Фрукты, ягоды и орехи сушеные 3,5 3,8 4,1 10,1 12 12,2 11 15,6 16,8 22,2 24,7
Молоко 4944 4926 5267 5386 5349 5449 5569 5390 5457 5425 5514
Сливки 80,6 83,4 95,2 103 115 121 125 133 150 163 188
Творог 377 383 396 371 387 416 410 486 501 469 491
Масло сливочное 210 217 214 225 250 256 251 270 267 269 282
Сыры и продукты сырные 437 432 451 435 499 589 605 464 467 540 566
Продукты кисломолочные 2388 2318 2430 2521 2520 2445 2492 2896 2819 2793 2751

А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).

Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:

  • импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
  • растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
  • производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
  • производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.

С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.

Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.

На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).

Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:

Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.

Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в  России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

Реальные темпы перехода на российское ПО

По статистике, собранной Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, на 2019 год отечественные программы занимают всего 10% от общего объёма используемых в государственных компаниях решений. Причин такого положения вещей несколько:

  • Крупные компании за годы работы попали в серьёзную зависимость от ПО иностранных поставщиков, на него – в частности на системы ERP или HRM – завязаны почти все ключевые бизнес-процессы. Быстро найти российскую альтернативу для половины используемых программ и провести переход просто нереально;
  • Пандемия COVID весной этого года сместила приоритеты: нужно было срочно налаживать перевод сотрудников на удалённую работу, здесь уже не до импортозамещения;
  • Многие российские разработчики ПО просто не готовы к тому, что их системы будут внедрять в действительно большом масштабе: нет ни соответствующих мощностей для поддержки, ни ресурсов для работы на этапе развёртывания продуктов.

Всё перечисленное понятно всем, в том числе государству – и последнее чётко показывает, что, несмотря на все сложности, тренд сохраняется и усиливается. Только за эту осень:

  • Правительство постановило, что в 2021-м в закупках госкомпаниями ПК не менее 50% должно приходиться на долю отечественного оборудования – а к 2023-му этот показатель увеличится до 70%.

И директиву Силуанова, несмотря на срыв запланированных сроков, никто не отменял. Переход на отечественное ПО идёт и, хотя системные администраторы госкомпаний не слишком-то радуются перспективе полностью перестраивать большую часть инфраструктуры, этот процесс не остановить. Остаётся лишь к нему готовиться, чётко понимая: российское ПО сейчас в приоритете.

В свою очередь, должны адаптироваться к новым реалиям и разработчики ПО. К примеру, система учета рабочего времени Kickidler сейчас находится в середине процесса получения всех необходимых сертификатов для внесения нашего продукта в одобренный реестр. Кроме того, мы активно тестируем на совместимость российские дистрибутивы ОС – Роза Линукс, Астра Линукс и другие – а также постоянно работаем над тем, чтобы по своим возможностям наше решение не уступало лучшим продуктам иностранных конкурентов.

Внутренняя цифровизация Росатома

К слову, такой же проект реализуется и в самом Росатоме. В настоящее время закуплено почти 20 тыс. лицензий офисного ПО для работы с таблицами и презентациями для 87 предприятий атомной отрасли.

В Росатоме отмечают, что импортозамещение автоматизированных рабочих мест — один из флагманских проектов программы импортозамещения.

Эта инициатива проходит в связке с переходом на операционную систему Astra Linux, о котором было официально объявлено в начале ноября 2020 г. Всего Росатом приобрел более 48 тыс. лицензий для 78 дочерних компаний.

«Приобретение операционной системы относится к основным, самым базовым закупкам для реализации программы ИТ-импортозамещения атомной отрасли. Это важная веха на пути технологической независимости, пусть даже нам предстоит пройти многоступенчатый путь в плане технического переоснащения, обучения пользователей и просто привыкания к новой системе. Я уверен, что получаемая нами экспертиза по использованию отечественных программных продуктов будет в дальнейшем полезной также предприятиям за пределами атомной отрасли», — прокомментировал предстоящее внедрение Евгений Абакумов.

Еще одним направлением, попавшим под импортозамещение внутри Росатома, стал электронный документооборот. Решение получило название Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО), в ее создании Гринатому помогает, входящая в «Лигу цифровой экономики», компания «Философия.ИТ». В настоящий момент в Росатоме используются иностранные платформы управления контентом OpenText Documentum и СУБД Oracle. Уже сейчас ЕОСДО обрабатывает 35 млн документов, а работают в ней более 70 тыс. пользователей из 160 организаций. Решение будет сертифицировано во ФСТЭК и включено в Реестр отечественного ПО.

«Суть проекта — замена ядра и базы данных системы при переходе на новое решение. Для пользователей миграция пройдет совершенно незаметно, поскольку система сохранит существующий интерфейс. Эти интерфейсы разработаны раньше, стали привычными, поэтому их решено сохранить. В части расширения функциональности Гринатом планирует своими силами разработать облегченные интерфейсы для упрощения работы руководителей», — отметил Александр Мартыненко, первый заместитель генерального директора Гринатома.

Предпосылки к развитию программы

Первопричиной внедрения программы импортозамещения стали, безусловно, западные санкции, которые дали мощный импульс правительству для того, чтоб укрепить политико-экономическую систему, направив все доступные средства на развитие собственной промышленности государства. Просматривая документ программы импортозамещения в России до 2020 года можно заметить то, что она базируется на введении инновационных технологий в развитие промышленности, которые позволят улучшить качество продукции и станут по-настоящему ощутимым толчком для развития экономической системы. Минпромторг уже сегодня утвердил несколько десятков планов действия данной программы, которые окажут влияние на огромное количество направлений промышленности, поэтому всем известно, насколько подобная программа может быть полезной для россиян.

От слов к делу…

Данная правительственная программа состоит из нескольких этапов, и у всех из них есть свои определенные нюансы, причем касаются они разных отраслей экономики – сельского хозяйства, химического производства, машиностроения, энергетики и новых технологий в разных сферах промышленности. Нужно сказать, что программа импортозамещения до 2020 года в сельском хозяйстве развивается быстрее всего, ведь власти позиционируют ее, как особенно важную. Ведь, согласно мнению экспертов, к установленной дате Россия должна на 90% кормить себя, а может быть еще и кормить своих «соседей», причем изменения в сельском хозяйстве начались еще несколько лет назад, значит санкции именно на эту сферу никакого влияния не оказывают. Документ содержит в себе информацию, касающуюся того, что Россия должна обеспечить себя основными источниками питания, и нельзя не подчеркнуть информацию о том, что в современное время все проходит успешно, поэтому многие специалисты уверены в том, что к 2020 году требования будут выполнены.

Недавно также началась программа импортозамещения лекарств, причем локализация импорта носит центральный характер, хотя в регионах ситуации очень сложная. Хотя, откровенно говоря, Минпромторг о программе импортозамещения в России до 2020 года говорит только в положительном ключе, потому что подобный документ позволяет улучшить развитие предпринимательства (малого и среднего). С этой целью власти разработали ряд соответствующих программ, и хотя пока больше сего пользы они принесли сельскому хозяйству и теперь российский фермер стремится к тому, чтоб выровняться в аграрной политике. Неплохим инструментом для поддержания малого бизнеса являются специально созданные фонды кредитования, ведь они позволяют увеличить соответствующие квоты на 15%, а это можно считать поистине хорошей новостью.

Резюмируя все вышесказанной стоит сказать, что власти активно пользуются программой по замещению импорта, и они делают определенные успехи. В скором времени РФ выйдет на достаточно новый уровень, и то, что спрос иностранных товаров на рынке постепенно уменьшается, только подтверждает данный факт. Планомерное соблюдение всех установленных программой требований приведет к уменьшению зависимости государства от импорта с других стран.

Похожие Новости:

Возможен ли кризис в России в 2022 году?

Будет ли в России дефолт в 2022 году?

Будут ли меняться деньги в 2021 году в России?

Прогноз экономического кризиса в 2021 году в России

Деноминация в России в 2021 году

Последние новости о денежной реформе в России в 2021 году

Крах России неизбежен в 2021 году?

Прогноз ВВП на 2021 год

Экономическая ситуация в России в 2021 году

Будет ли девальвация рубля в 2021 году?

Возможен ли кризис в России в 2021 году?

Ждет ли Россию дефолт в 2021 году?

Информационные технологии

Постановление правительства и последовавший за ним Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения» от 01.02.2015 № 96 предписывают запрет на допуск в целях осуществления закупок для муниципальных и государственных нужд программного обеспечения, не включённого в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В августе-сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба отозвала несколько аукционов, проведённых в нарушение указанного постановления, с наложением штрафов.

Разработчики программного обеспечения с начала года активно регистрируют свои программы в Едином реестре. Если в феврале 2016 года в нём числилось 72 программы, то на конец сентября зарегистрировано более 600 продуктов.

В конце 2018 г. была принята директива, подписанная вице-премьером Антоном Силуановым, что государственные компании должны запланировать переход на отечественное ПО до 2021 года; пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что хотя отечественный софт пока вряд ли может полностью заменить иностранный, но это важный вопрос с точки зрения киберсуверенитета.

Мнения

По мнению В. Б. Бетелина, проблема импортозамещения в отечественной отрасли IT-технологий не может быть решена за счёт «отвёрточной сборки» вычислительной и коммуникационной техники из узлов зарубежных производителей (HP, Cisco, Intel, AMD) или узлов, изготовленных в России на основе ключевых компонент с высокой добавленной стоимостью (микропроцессоров) зарубежных компаний (Intel, IBM, ARM, AMD). Такая продукция ни технически, ни экономически не может быть адекватна аналогичной продукции компаний — лидеров глобального радиоэлектронного рынка. В то же время в Китае проблема импортозамещения вычислительной и коммуникационной техники не стоит на повестке дня: в этой стране в рамках прямой экономической и политической поддержки государством реального сектора экономики созданы высокотехнологичные компании (например, Huawei Technologies, чей оборот в 2012 году составил 46,5 млрд долларов при численности персонала 170 тыс. человек, и Lenovo с оборотом 42,7 млрд долларов в 2014 году и численностью персонала около 60 тыс. человек), успешно осваивающие глобальные рынки.
В России подобных IT-компаний — лидеров глобальных рынков — не возникло, и даже предпосылок их создания в обозримом будущем нет. В. Б. Бетелин полагает, что основным вкладом отечественной IT-отрасли в решение проблемы импортозамещения на текущем этапе должны стать стимулирование технологического развития стратегических отраслей экономики (аэрокосмическая индустрия, тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение, атомная промышленность, судостроение, оборонно-промышленный комплекс), продажа дорогостоящей высокотехнологичной продукции которых на мировом рынке способна обеспечить финансовые потоки, вполне достаточные для устойчивого социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей внутреннего национального высокотехнологичного рынка.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской  сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Продукт/технология Доля импорта, %
в 2014 к 2020
Бизнес-приложения (ERP, CRM и т. п.) 75 50
Антивирусное ПО 60 50
Интернет-сервисы (электронная почта, файлообменники, браузеры и т. д.) 50 25
Клиентские/мобильные ОС 97 75
Офисное пользовательское ПО 97 75

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

Импортозамещение в конце XIX — начале XX века

В 1841 году выходит книга Фридриха Листа «Национальная система политической экономии», в которой автор критикует фритредерство, в том числе политику российского правительства в период с 1821 по 1840 года. Граф С. Ю. Витте повторил выводы Ф. Листа, что разорение русских фабрик и заводов стало логическим продолжением того, когда спрос на русский товар прекратился, а ряд стран затруднил ввоз некоторых сырьевых продуктов, а импорт в Россию иностранного товара наоборот, усилился.

Д. И. Менделеев также в своих работах неоднократно повторяет выводы Ф. Листа о том, что политика свободной торговли продуктивна в том случае, когда нет своего производства или когда своё производство окрепло и может успешно конкурировать с иностранным, а в противном случае защита отечественных молодых отраслей необходима даже в долгосрочном периоде. Защита необходима с тем, что отечественный производитель не имеет достаточного объёма инвестиций для расширения своего производства и сталкивается с демпингом иностранных производителей.
Д. И. Менделеев приводит примеры успешных проектов импортозамещения при условии введения протекционистских мер со стороны государства: добыча русской нефти, производство русского керосина, русских зеркал, русского металла, русского зерна.

Куликов В. продолжает этот ряд успешных проектов производством русского бекона за короткий срок в пять лет (1908—1912 годах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector