Грустный прогноз для автомобилей с пропан-бутаном начал сбываться
Содержание:
Цены в рознице: кто оказался самым жадным
За ту же последнюю неделю июля, которая на оптовом рынке автогаза ознаменовалась ростом ценника на 200 гривен с тонны, розничный рынок тоже подрос. Динамика фактически такая же, как и на опте — плюс 20 копеек на литре автогаза.
Но некоторые АЗС повысили цены более существенно. Скажем, на WOG они выросли на 30 копеек (до 17,68 гривен за литр), на Shell и вовсе — на 61 копейку (до 17,02 гривен за литр). На заправках Motto рост цен составил 40 копеек (до 16,81 гривен), на «Нефтеке» — на 50 копеек (до рекордных 17,99 гривен). При этом, к примеру, на KLO, цена выросла только на 5 копеек (до 16,99 гривен), а на Socar вообще не изменилась. Хотя газ там и так не дешевый — 17,48 грн за литр.
Сети переписывают ценники по-разному в зависимости от своих аппетитов и цен оптовых закупок. «Но в целом главное — оптовая цена, потому что на автогазе маржа невелика — не более гривны, тогда как, скажем, на бензине или дизеле — до 5−7 гривен за литр», — говорит Рябцев.
Эксперты утверждают, что разница между ростом оптовых и розничных цен на данный момент составляет не менее гривны на литре. То есть опт дорожает быстрее и АЗС еще будут его «догонять».
Что будет с ценами в августе
В конце июля поставки автогаза начали постепенно стабилизироваться. Рост цен сделал наш рынок премиальным, и на него начали везти морской ресурс. Хотя и это не позволит полностью закрыть вопрос с дефицитом.
«Август пока не обещает ничего хорошего потребителям сжиженного газа. Взять топлива где-то дешевле, чем сейчас, точно не получится, дороже — нужно поискать. В России ценники бьют рекорды, власти уже озаботились урезанием экспорта нефтепродуктов, чтобы сбить ажиотаж.
Срезают планы и белорусы. Вероятно, ситуация стабилизируется к концу августа после выхода на рабочий режим производств, проводивших в июле-августе ремонт. Недостающие ресурсы Украина будет импортировать из Казахстана, западных стран и перекрывать морскими поставками. Но и там дешевого газа не будет — стоимость только растет», — отмечает Артем Куюн.
По его мнению, средневзвешенный прогноз на август — рост цены до 19 гривен за литр. Дмитрий Леушкин не исключает, что ценники могут вырасти и до 20 гривен за литр.
Большая разница
— Почему с бензином такая ситуация, а с газом и электроносителями несколько другая?
— Очень просто. Бензин вы можете налить в ведро и отнести куда-нибудь. А для газа и электричества нужно строить дорогостоящую инфраструктуру для доставки. Все-таки продаются по рыночным механизмам:
- дизельное топливо,
- бензин,
- СУГ (сжиженный углеводородный газ), то есть пропан-бутан,
- метан в качестве моторного топлива.
Тем более это биржевые товары, как минимум оптовые цены формируются за счет внутренних биржевых котировок. Для того чтобы бензином заправить, ведь тоже нужно заправку поставить. Это очень большие деньги для одного человека. То есть в Москве речь идет даже не о миллионах рублей. Но это посильные деньги, если вы привлекаете кредиты. А чтобы обеспечить доставку газа, вы не можете взять даже двух крупных поставщиков, заставить построить газораспределительную инфраструктуру и магистральные газопроводы, газопроводы среднего давления. Это гигантские, неподъемные инвестиции. Разве только наши богатейшие люди решат, что давайте мы сложимся вместе и построим.
— Автомобилисты еще несколько лет назад, помимо бензина, газовые баллоны возили, а сейчас разница между ними невелика.
— Я не соглашусь. Статистически у нас постоянно растет автопарк, работающий на пропан-бутане. Мы мировые лидеры по автопарку пропан-бутановому. С нами только Турция соперничает.
Но у нас стараются стимулировать переход на метан крупной техники. То есть для автобусов, большегрузов это имеет основание.
Но пропан-бутан — это развивающееся хорошо, притом независимо от государственного стимулирования, направление. Хотя если взять темпы 1998 года, когда всё обвалилось, пропан-бутан очень сильно рос, даже в нулевые годы темпы были высокие. Но там и качество оборудования, качество мастеров страдало, потому что за это взялись все. У нас 4 миллиона автомобилей на пропан-бутане ездит. Качество за последние лет 10-15 выросло. Однако могу кивнуть на наших назалежных друзей, у которых пропан-бутановое направление с 2014 года выросло в 1,5 раза. Потому что там дошли до момента, когда цена становится ценой отсечения на традиционное моторное топливо.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Редактор: Марина Севастьянова
Разброс цен на опте: самый дорогой — на юге, дешевый — на западе
По данным А-95, цены на автогаз на опте за последнюю неделю июля выросли на 200 гривен за тонну, до 28 400 гривен, что поясняется нехваткой ресурса.
В Киевской области прайсы выросли более существенно — на 300 гривен, так как запасы ресурса тут минимальные.
Есть проблемы с автогазом и в Харьковской области — там его не хватает из-за задержек поставок от другого российского производителя — компании «Лукойл». Поэтому за неделю ценник тоже вырос на 300 гривен за тонну. Хотя прайс все равно ниже, чем в целом по Украине — 28,2 тыс грн за тонну.
Самый дорогой автогаз сейчас в южных регионах. На опте его реализуют по 28,6−29,5 тыс грн за тонну. Для сравнения: в западных регионах, которые подпитываются польским автогазом, ценники на опте ниже — 28,2−28,3 тысячи гривен.
Но все равно, ресурс по всей стране достаточно дорогой.
«Это значит, что его по завышенным ценам закупают АЗС. И, понятно, что им нужно этот дорогой продукт распродать. Поэтому, даже если на опте ценники пойдут вниз, в рознице они, в лучшем случае, перестанут расти и зафиксируются на определенном уровне, пока не будет полностью распродан этот дорогой автогаз», — пояснил член экспертного совета Министерства энергетики Геннадий Рябцев.
Сопутствующие товары
— Александр Сергеевич, будет ли дорожать свет?
— Электричество тоже подорожает, но у нас есть плановые показатели инфляции. И государство старается, чтобы цены на важнейшие энергоносители не выходили за пределы плановых показателей. Притом реальная инфляция может отличаться не в лучшую сторону. И если бы исходили из нее, то рост цен был бы гораздо выше. Я уже молчу про систему экспортного паритета. Если бы мы шли по европейской модели, то что-то такое у нас и было бы реализовано. Любой автомобилист знает, что если вы приезжаете на заправку постоянно одной и той же сети, у вас, скорее всего, есть специальная карточка от этой сети или мобильное приложение. И вам бонусы капают, которые вы потом можете потратить на заправку или покупку товаров. В этом плане цены на топливо в крупных сетях отличаются в меньшую сторону от цены на стеле. Но иногда вы получаете больше бонусных баллов. Как правило, перед тем как вам сильно много бонусных баллов дать, немного в сторону повышения меняются цены на стелах. Поэтому реальная выгода меньше.
У нас три самые крупные сети принадлежат крупнейшим нефтяным компаниям:
- 5000 заправок у «Роснефти»,
- 3000 — у «Лукойла»,
- 2700 — у «Газпром нефти».
Для них события на внутреннем рынке являются наиболее болезненными. Да, с точки зрения прибыли, владелец одной заправки более чувствителен к происходящему. Но я говорю о крупных движениях. С 2014 по 2018 год средний чек на заправке сильно просел, порядка с 500 рублей до 300. А это означает, что есть определенный баланс.
Соответственно, доходы крупных и мелких сетей пропорционально не растут по мере роста цен. Поэтому включаются маркетинговые истории, сопутствующие товары. У нас заправки с конца нулевых качественно изменились. Магазинчики стали при заправках играть все большую роль, кофе, выпечка. И все более увеличивающаяся часть дохода на заправках приходится на сопутствующие товары. В основном кофе.
Это меньше, чем на бензине, но маржа на кофе существенно выше. Вода хорошо идет, всякая выпечка. Вам предлагают «вы купите у нас пирожок, и 2 рубля мы вам с литра скинем», а маржинальность пирожка существенно выше, чем у бензина. На бензине, если какая-то маркетинговая программа, может до 4-5% просесть маржа. Так она 10%. А на кофе гораздо выше. Себестоимость кофе — рублей 20.
Причины ценового скачка: нефть, дефицит и спекулянты
Цены на автогаз начали стремительно расти с первых чисел июля. Как говорят эксперты, по вполне объективным причинам. Их несколько.
Первая — подорожание нефти. На мировых биржах котировки уходили даже за $80 за баррель, что связано с повышательными тенденциями на рынках всех энергоресурсов из-за повышенного спроса. Потребности в энергоресурсах увеличиваются на фоне активизации экономики после пандемии.
На конец июля нефть немного подешевела, но все равно оставалась достаточно дорогой — выше $75,6 за баррель. В начале августа эта тенденция, правда, сохранилась. В понедельник, 2 августа, фьючерсы на нефть марки Brent снижались до $74,67 за баррель. Нефть WTI дешевела до $72,77.
Сжиженный газ является продуктом переработки нефти, поэтому напрямую к ней привязан по ценам.
Вторая причина — рост мировых цен на газовом рынке. На конец июля на европейских биржах газ взлетел в цене выше $500 за тысячу кубов, хотя еще в марте 2021 года стоил 200−250 долларов. На азиатских рынках, в частности, в Китае, спотовыми объемами газа в отдельные дни торговали вообще по рекордным ценам — до $700 за тысячу кубов. Но китайский газовый рынок ориентируется в основном на сжиженный газ. Поэтому его поставщики «собрали» объемы из Европы и перебронили их на Китай, где сейчас можно получить большую маржу. Автомобильный сжиженный газ — это отдельный сегмент. Но общие тенденции на рынке LNG-газа на него тоже влияют.
Третья причина — дефицит газа в Украине. Весь июль рынок лихорадило — газа банально не хватает.
Как отметили в агентстве А-95, по данным на 25 июля поставки автогаза в Украину едва превысили 100 тыс тонн, что на 12 тыс меньше, чем за аналогичный период июля. Дефицит автогаза был прогнозируем.
«На ремонт остановился Мозырьский НПЗ, который поставляет нам большие объемы. Об этом заблаговременно предупредили. Но нарастить поставки из других источников не удалось. Как раз этим летом поменялся поставщик российских нефтепродуктов компании „Роснефть“ в Украину. Им стала компания „Сокар“. Но быстро наладить импорт им не удалось, в том числе, вмешалась политика». — пояснил владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.
В той же России потребление автогаза сейчас тоже на пике, его не хватает и цены растут. Это заставляет местных производителей бросать свободный ресурс, в первую очередь, на внутренний рынок.
Леушкин также отметил, что газ — продукт весьма специфический, больших хранилищ под него у операторов нет. Поэтому малейший сбой в графике поставок тут же ощущается на рынке.
Этой ситуацией воспользовались трейдеры, у которых был автогаз — они начали повышать оптовые ценники, что сказалось и на розничных расценках. То есть к объективным факторам добавились и банальные спекуляции.