Виды социальной помощи

Понятие и виды социальной поддержки

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.

Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования, чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание. Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г

(Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой обозначают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения. Эта система регулируется законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное определение содержится в ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Следует согласиться с позицией М.В.Филипповой. Замена понятия «льготы» термином «социальная поддержка», имеющим иное содержание, «деформировала используемый в законодательстве о социальном обеспечении понятийный аппарат».

Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды:

  • ежемесячную денежную выплату;
  • иные денежные выплаты;
  • полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;
  • набор социальных услуг.

Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.

Виды денежной формы предоставления социальной поддержки граждан

  • Ежемесячные денежные выплаты

    Основной вид денежной формы предоставления социальной поддержки граждан, осуществляемой как за счет средств федерального бюджета, так и за счет региональных бюджетов субъектов РФ.

  • Материнский семейный капитал

    Дополнительная мера государственной поддержки семей с детьми, назначаемая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при рождении второго ребенка в целях улучшения демографической ситуации в стране.

  • Государственные социальные пособия

    Денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в законодательно установленных случаях.

  • Ежемесячные выплаты на детей

    Назначаются в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ от 28 декабря 2017 года “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей” с 1 января 2018 года.

  • Государственные стипендии

    Назначаются гражданам, обучающимся по различным образовательным программам, в период обучения.

  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

    Устанавливается к пенсиям, назначенным в соответствии с российским законодательством отдельным категориям граждан Российской Федерации независимо от места их проживания.

  • Социальные пенсии

    Назначаются нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

  • Ежемесячные доплаты к пенсии

    Дополнительное социальное обеспечение, устанавливаемое на федеральном уровне отдельным профессиональным категориям, например: шахтерам и пилотам.

  • Ежегодные денежные выплаты

    Назначаются отдельным категориям граждан в законодательно установленных случаях, в частности, Почетным донорам России.

  • Единовременные денежные выплаты

    Назначаются отдельным категориям граждан, в основном к юбилейным датам, а также в других законодательно установленных случаях, например, многодетным родителям.

  • Социальные субсидии

    Предоставляются гражданам при наступлении таких социальных рисков, как малообеспеченность, безработица, отсутствие жилья.

  • Компенсационные выплаты

    Адресованы узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от них, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

  • Государственная социальная помощь

    Предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан, а также граждан попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Последние федеральные новости по соцподдержке

  • 16.09.2021 г. В ПФР разъяснили, как начать получать пенсию супруга

    В случае смерти супруга или супруги ,размер пенсии которых был выше, вдова или вдовец имеют право претендовать на такую повышенную пенсию вместо своей. Об этом рассказали в отделении ПФР по городу Москве и Московской области. Что для этого требуется сделать?.

  • 16.09.2021 г. Что нужно сделать пенсионеру при переезде в другой регион

    Если пенсионер решил переехать в другой город или регион, то он должен уведомить об этом Пенсионный фонд, напоминают специалисты отделения ПФР по Москве и Московской области.

  • 16.09.2021 г. Голикова отчиталась о выплатах детям, пенсионерам и беременным женщинам

    Правительство и партия «Единая Россия» разработали и реализовали ряд мер, нацеленных на реализацию национальных целей развития. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова на совещании, которое провел президент России Владимир Путин и членами кабмина и руководством партии.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. ФГОСИздательство: Учитель. Год: 2019. Серия: Управление современной школой.
Проблема «трудных» учащихся — одна из психолого-педагогических проблем современного образования, требующая решения и построения воспитательной системы в соответствии с ФГОС

Материал пособия раскрывает это важное направление деятельности педагогического коллектива — работу с детьми группы риска: дается характеристика понятий «группа риска» и «зона риска»; предлагаются инструментарий диагностики проблем детей, относящихся…

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами. Учебное пособиеИздательство: Кнорус

Год: 2020. Серия: Среднее профессиональное образование.
Раскрываются социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами, характеризуются технологии социальной работы с ними
Особое внимание уделяется социальной адаптации и реабилитации пожилых и инвалидов, работе с теми из них, кто испытывает насилие в семье. Специально рассмотрено содержание социального…

смотреть все книги

Куда можно обратиться малоимущим гражданам в РФ?

Куда можно обратиться малоимущим гражданам в РФ чтобы получить финансовую или другую помощь? – ответ прост, в государственные структуры или в частные профильные организации. Среди государственных структур можно отметить следующие:

  1. Социальная защита населения. Этот орган готов оказать помощь, но лишь в том случае, если выполнен ряд условий. Право на помощь от органов соцзащиты имеют трудоустроенные граждане или те, кто смог подтвердить низкий уровень своих доходов. В отдельных случаях, можно рассчитывать на экстренную материальную помощь в критических ситуациях.
  2. Муниципальные органы власти и местные администрации. Некоторые администрации оказывают адресную помощь нуждающимся, но, в любом случае, если вы обратитесь в органы местного самоуправления, то вас направят в соответствующие инстанции или помогут решить некоторые вопросы. Так глава администрации может помочь устроить ребенка в детский сад, дать социальное жилье или выписать талоны на бесплатное питание.

Что делать если вы не входите не в одну из групп социальной поддержки?

Среди значимых социальных проектов негосударственного характера можно назвать:

  1. Жизни – да!
  2. ЛДЛ.
  3. Фонд blago.ru.
  4. Фонд помощи и сайт pomogi.org.

Сайт взаимопомощи Люди для Людей

Сайт взаимопомощи Люди для Людей – это новая платформа, где каждый может попросить о помощи, в чем бы она не заключалась. Здесь не требуют документов, удостоверяющих статус малоимущего, не задают лишних вопросов, а просто берут и помогают реальными делами. С этой целью некоторые объединяются в группы, а другие – делятся своими вещами, продуктами и другими «ценностями». Наш проект – это территория свободная от рыночных отношений, где не правят деньги и где не действуют никакие меры социальной поддержки граждан, а только принципы доброты к ближнему.

*Не нужно стесняться своей доброты, так как она не является пороком, а напротив есть признак добродетели. Сегодня осталось не так много людей, способных на искреннее сочувствие, но именно такие люди вселяют надежду в светлое будущее и в то, что никто из нас не будет одинок в сложной жизненной ситуации или в бедственном положении. Пока есть люди, готовые делать добрые дела и делиться чем-то важным для других, но уже ненужным им самим, мир не будет таким жестоким.

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Размеры выплат

Размеры выплат в каждом регионе устанавливаются индивидуально, исходя из некоторых критериев субъекта.

Одним из важных показателей при определении суммы выплаты будет являться прожиточный минимум в регионе

Также немаловажно учитывать и основной бюджет, из которого выделяются средства

Согласно закону, определенного размера той или иной материальной поддержки нет, но в некоторых случаях установлен минимум, пренебречь которым органы местного самоуправления не имеют права.

Единственное, что конкретно установлено в рамках закона, это единовременные выплаты (т.е. перечисление средств производится единожды), например, такие, как выплаты за рождение второго и последующего детей. Они не являются постоянными пунктами законодательства, это лишь социальные программы, имеющие срок действия и позволяющие помочь гражданам.

В России социальная помощь в любом виде оказывается определенным категориям лиц. Чаще всего социальная поддержка оказывается малоимущим семьям и гражданам (инвалидам и людям пожилого возраста).

Социальная помощь не является пожизненной в силу возможности изменения обстоятельств обратившихся граждан. Поддержка от Государства назначается на конкретный срок, по истечению которого есть возможность продлить ее, но при условии, что на это имеются все основания.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Социальная помощь — – поддержка, которую оказывают людям, чтобы они могли осуществлять свою физическую и социальную жизнедеятельность. Подобный уход обычно осуществляется в учреждениях круглосуточного пребывания и дневных стационарах или же специально обученным… … Словарь-справочник по социальной работе

Социальная помощь — одно из направлений семейной политики по конкретному систематическому поддержанию жизненных функций и остро нуждающихся отдельных семей и граждан, не имеющих прожиточного минимума для существования. Эта помощь фактически является… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне

Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей

Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:

  • бесплатные услуги переводчика;
  • право на получение места в детском саду;
  • право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
  • бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
  • социальное обеспечение;
  • получение содействия в трудоустройстве или обучении;
  • содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Какие есть дополнительные виды социальной поддержки

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

Государственная социальная помощь

Источниками оказания Г.с.п. являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание Г.с.п. такие средства выделяются субъектам РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ. Г.с.п. может оказываться единовременно или на период не менее 3-х месяцев.

Г.с.п. назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании письменного заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, письменного заявления опекуна, попечителя, др. законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены дополнительной проверкой (комиссионным обследованием), проводимой органом социальной защиты самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector