Диссидентское движение в ссср: «мы требуем гласности!»
Содержание:
- Результат инакомыслия
- Причины формирования оппозиционного движения
- Самиздат: цензура, риск, литература
- Ростки диссидентства
- Движение диссидентов и связь с Западом
- Еврейская проблематика диссидентства
- Чем опасны «ковид-диссиденты»?
- Реакция власти
- Состав движения
- [править] Диссидент — значит, еврей?
- От «истинных коммунистов» до «почвенников»
- Этапы деятельности диссидентов
- [править] От поддержки советского строя евреями к его отрицанию
- Цели и методы
- Борьба с инакомыслием в СССР
Результат инакомыслия
Донести свою концепцию до большинства советских граждан активистам не удалось. Неугодные радиостанции подвергались глушению, а самиздатная литература выпускалась в ограниченных объемах, постоянно проводились рейды для ее выявления и уничтожения.
Зато на Западе работа диссидентов привлекла много внимания. Регулярно правительство получало требования освободить политических заключенных, а депортированных граждан встречали с уважением.
Освобождение из лагерей приобрело массовый характер только в 80-е годы при правлении Горбачева. Некоторые аналитики считают, что история инакомыслия в СССР имеет большое значение для психологической революции, благодаря которой началась перестройка.
Причины формирования оппозиционного движения
При правлении Н. С. Хрущева люди смогли получить немного больше свободы, поэтому политика Л. И. Брежнева, занявшего пост руководителя страны, спровоцировала агрессию со стороны граждан, возмущенных невозможностью свободно выражать свои мысли.
Идеология власти была основана на идее безжалостного подавления любого инакомыслия, в том числе и основанного на критике сталинизма. Многие люди присоединялись к тем, кто не боялся открыто возмущаться:
- несбалансированностью экономики;
- лишением граждан тех немногих свобод, что они получили в результате оттепели;
- наличием конституционных прав гражданина только на бумаге, а не в реальности.
Причина возникновения диссидентского движения в СССР связана больше с нравственным конфликтом, а не с политическим. Идея организовать подобное общество зародилась среди представителей интеллигенции, семьям которых пришлось пережить ужас репрессий 30-х гг. Постепенно к инициаторам присоединились деятели науки и техники, желающие бороться за права человека:
- соблюдение гражданских прав и свобод, прописанных в Конституции СССР;
- отмену цензуры;
- снятие железного занавеса;
- предотвращение повторного террора, существовавшего в стране при И. В. Сталине.
Спусковым крючком стал арест Даниэля и Синявского, решившихся опубликовать свои «Прогулки с Пушкиным» в Европе. Люди вышли на митинг, который стал акцией протеста аресту и призывом к власти не нарушать собственные законы. Единственное, чего удалось добиться подобным методом, — это гласности суда. Оба подсудимых получили по 5 лет колонии строго режима, а власть начала искать способы вычисления диссидентов и разрабатывать систему наказания для них.
Молодежные протесты приобрели агрессивную форму при выступлении против введения военных сил в Чехословакию. Единственное известное открытое выступление в официальных СМИ называлось не иначе как подрывной деятельностью спецслужб враждебно настроенных стран. О митинге сообщалось кратко, лидеров организации не называли.
Самиздат: цензура, риск, литература
Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.
В самиздате выпускались не только современные произведения, но и работы многих писателей, которые по тем или иным причинам не публиковались в СССР. Например, почти в каждом доме было перепечатанное издание Ахматовой, Цветаевой или Пастернака, потому что купить в магазинах подобные книги было практически невозможно: они либо не издавались вообще, либо выходили очень маленькими тиражами.
Кроме самиздата существовал тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз. Например, в немецком городе Франкфурт-на-Майне функционировало издательство «Посев», которое специализировалось на публикации произведений, по тем или иным причинам в СССР не выходивших.
«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. С одной стороны, это было неплохо: хотя бы таким образом «несогласные» могли пробиться к своим читателям за рубежом и в некоторой степени — в Советском Союзе. Но, с другой стороны, издательство создавало для них в СССР, где существовали жёсткая цензура и категорический запрет на публикацию без согласия компетентных органов, большие проблемы. Так, в 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.
Ростки диссидентства
- Большая российская энциклопедия: «диссидент (от лат. dissidens, букв. – сидящий отдельно; несогласный), изначально – инаковерующий».
- Википедия: диссидент – человек, отстаивающий взгляды, которые расходятся с общепринятыми.
Можно утверждать, что диссидентство как явление в человеческом обществе возникло ещё до появления у наших предков способности говорить. В самом деле: кто как не древние диссиденты, расплевавшись с вождями, двинулись из Африки осваивать новые континенты?
Даже в львином прайде или в волчьей стае есть свои диссиденты.
И даже в волчьей стае диссиденты, если не уходят вовремя в другую или не создают собственную стаю, постоянно получают по холке.
Чего уж говорить о человечьей стае: меж нами нравы поозверелее. Джордано Бруно вон на костре сожгли. Декабристов частью перевешали, частью – в ссылку. Троцкого (чем не диссидент?) альпенштоком по темечку тюкнули. Да и позже, уже оглядываясь на всё прогрессивное человечество, в лагеря или психушки сажали, в лучшем случае – под домашний арест.
Всё это к тому, что диссидент вовсе не произошёл от прозревшего вдруг бывшего советского гражданина. Несогласные были и есть в любом обществе, вне зависимости от того, какое это общество и насколько жестоко к ним относится.
Движение диссидентов и связь с Западом
Как мы уже отметили, появлению инакомыслия в СССР способствовала «оттепель». Культура страны «встрепенулась» от новых возможностей, немыслимых ранее. Свобода мысли в первую очередь и возможность «редакции» самой власти и ее действий – вот основа становления диссидентства в России. Но период опьянения новой верой в новое советское будущее быстро заканчивается.
Уже в 1965 году арестовываются два писателя, издавшие свои произведения «на территории врага». Тогда Ю.Даниэль и А.Синявский проходят уже как антисоветчики на отдельном процессе. Однако культурная элита находит силы для несогласия, собраны подписи под письмом об их освобождении и даже был организован небольшой митинг.
Через три года последовал арест тех, кто издал (самостоятельно) материалы этого процесса. В ответ диссиденты создают письмо уже для мировой общественности на основании всех этих фактов и просят международных участников о пересмотре дела писателей. Запад живо отзывается, обращение читает ВВС, и в СССР разворачивается новая кампания арестов и преследования. А инакомыслящие останавливаются на обязательной практике сообщать на Запад все, что им удается вскрыть. На международной арене эти сведения используют для разных давлений на СССР и даже санкций. (Так, например, появляется поправка Джексона — Вэника).
Еще одной «ловушкой» для советского правительства становится подписания в Хельсинки следующего акта о свободе, который был принят русскими диссидентами как основное руководство. Сразу же после в республиках создаются так называемые «Хельсинские» группы, отслеживающие нарушения в указанных сферах и обязательно сообщавших об этом на Запад.
Еврейская проблематика диссидентства
У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.
Еврейская проблематика заключалась в том, что государство всячески мешало евреям переселяться в Израиль. Для этого применялись различные меры. Достаточно сказать, что в семидесятые годы было установлено правило, что если человек хочет покинуть СССР и переселиться в другую страну, то он должен компенсировать государству затраты на собственный образование. С одной стороны это шаг абсолютно логичный и правильный, но с другой стороны Советская номенклатура довела эту идею до абсурда. При среднем уровне заработной платы в стране в 120-130 рублей, при переселении человек обязан был выплатить государству 12 000 рублей. То есть это была зарплата среднего рабочего более чем за 8 лет! Естественно эти суммы были не подъемными для населения, и естественно еврейская проблематика в СССР стала обостряться. Достаточно вспомнить, так называемый, «самолетный процесс» в Ленинграде в 1970 году, когда группа еврейских диссидентов пыталась захватить самолет, летевший в Израиль.
Чем опасны «ковид-диссиденты»?
А вот опасность, исходящая от самих «ковид-диссидентов», увы, уже не выдуманная, а вполне реальная. В чём же она заключается?
Во-первых, отрицая либо саму эпидемию, либо степень её опасности, либо «протестуя» против «ограничения свобод», эти люди не соблюдают санитарно-гигиенические нормы, причем многие из них делают это демонстративно. «Вот я какой весь из себя свободный, посмотрите, как я режиму средний палец показываю, вот какой я смелый в отличие от вас, рабов!» Некоторые доходят и до крайней степени – когда сознательно нарушают предписанный карантин, даже зная о своей болезни. «Если я уже болен, то мне уже терять нечего, а заражу других – это не мои проблемы».
К счастью, такие крайние проявления всё же довольно редки. Но очень часто приходится слышать, что «раз я не больной, и у меня нет симптомов, то я не обязан носить «идиотский намордник». Доводы об опасности бессимптомного течения, как уже упоминалось, этими людьми не воспринимаются. Более того, если им сказать, что для того, чтобы быть уверенным в своём здоровье, необходимо сдать тест, они будут огрызаться – «когда температура поднимется, тогда, может быть, пойду!».
Вот только вирусу абсолютно наплевать на то, о чем думает и чем руководствуется «ковид-диссидент». И поражать он будет без разбору – и упёртого фрондёра, и обычного человека, на свою беду оказавшегося рядом с ним.
Таким образом, пренебрегая санитарными рекомендациями, подобные люди в любом случае становятся уже сознательными разносчиками вируса. Увеличивают число больных. Приближают нехватку мест в больницах. И, как мы уже говорили, самое страшное – увеличивают вероятность наступления того момента, когда пациентов, нуждающихся в аппаратах ИВЛ, станет больше, чем таких аппаратов имеется в наличии. Когда врачам придётся делать выбор, кому жить, а кому нет.
Во-вторых, многие «ковид-диссиденты» не замыкаются в своём кругу. Они активно призывают других последовать их примеру. Тем более, что в эпоху Интернета это не так уж и сложно. И в сети можно найти несметное число сообществ, на которых «ковид-диссиденты» распространяют свою идеологию, при этом уже не стесняясь фактически призывать к открытому неповиновению – «если мы все не будем рабами, не будем носить идиотские маски, не позволим лить себе на руки непонятный антисептик, то власть ничего не сможет сделать!» Разумеется, о тех, кто при этом заразится и, возможно, даже умрёт, мыслей не возникает.
Потому что не следует полагать, что отрицание объективно существующих явлений, отрицание научных подходов к их пониманию, а при необходимости – подходов к борьбе с ними, подмена материалистического восприятия реальности конспирологическими выдумками, догадками и слухами так и останется лишь в рамках темы коронавирусной инфекции. При отсутствии эффективных контрмер, контрпропаганды, при отсутствии научного просвещения людей эти явления будут охватывать всё больше и больше сфер жизни человеческого общества. И говорить о каких-либо прогрессивных общественных преобразованиях в этом случае будет весьма трудно, если вообще возможно.
Алексей Серпокрылов
Реакция власти
Официального признания движение не получило. В прессе диссидентов называли отщепенцами, ставшими агентами Запада и ведущими подрывную деятельность в обмен на хорошее вознаграждение.
Ю. В. Андропов официально заявил, что в стране идеологическое единство, а инакомыслящие — это агенты западных спецслужб, новой задачей которых является разрушение общества изнутри. Их целью становятся лица, недовольные властью. Андропов указывал, что подрывная деятельность обязательно велась за счет средств из-за рубежа. Публикации за границей изданий некоторых диссидентов только подтверждали подобное заявление о продажности активистов.
При этом негласно велась настоящая война с инакомыслием. Даже одного подозрения в связи с группой диссидентов было достаточно для увольнения сотрудника с «волчьим билетом» или исключения студента из учебного заведения. При наличии доказательств к арестованным применялись более суровые меры, в том числе выдворение из страны, помещение в психиатрическую клинику. Карательная психиатрия была излюбленным методом из-за отсутствия необходимости ставить в известность общественность, как в случае с судебным разбирательством.
В список обвинений, предусматривающих законное преследование диссидентов, входили:
- попытки изменить границы влияния церкви на общество;
- формирование групп для причинения вреда жизни или здоровья граждан;
- незаконное хранение оружия или наркотических средств (часто улики подбрасывались в процессе обыска).
С середины 70-х годов для предупреждения острой отрицательной реакции Запада относительно большого количества политзаключенных сотрудникам КГБ пришлось действовать более деликатно. Подозреваемые попадали под тотальную слежку, их карьера уничтожалась, в некоторых случаях применялось выселение на окраины.
Состав движения
Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:
- Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
- Либералы. Наиболее яркий представитель — академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
- “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.
В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов — правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.
Правозащитники
Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.
В дальнейшем правозащитники начали выпускать газету «Хроника текущих событий», в которой описывали все случаи нарушения прав человека в СССР. При этом данная группа диссидентов работала не только в Москве, но и во всех крупных городах страны. Против правозащитников шла борьба со стороны государства, в том числе и через 5-го отдел КГБ. Большинство правозащитников, которые имели активную позицию и активно участвовали в жизни диссидентов, попали в лагеря, психиатрические больницы или были высланы из страны.
Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.
[править] Диссидент — значит, еврей?
О расхожем мнении «раз диссидент, значит еврей», упоминают журналисты Татьяна Владыкина и Наталья Лебедева в своей статье «Мимикрия ненависти» в «Российской газете». Согласно председателю Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввину Зиновию Когану, антисемитизм видоизменялся — в частности, в 1970-е годы «антисемитизм облекался в форму ненависти к диссидентам». В той же статье приводится и популярное объяснение: «Евреев обвиняют во всём, что беспокоит общественность», как заявил президент Международной ассоциации еврейских адвокатов и судей Хадасса Бен — Итто.
От «истинных коммунистов» до «почвенников»
В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство политикой СССР.
Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками. Были и так называемые «истинные коммунисты» (например, Рой Медведев), которые полагали, что Брежнев, Хрущёв, другие лидеры Советского Союза отошли от истинного марксизма-ленинизма. Они призывали вернуться к изучению трудов классиков марксизма, считая всё происходившее в СССР в середине 20-го века неким отклонением от социалистической нормы. Были люди, которые выступали за возвращение России к её национальным границам, национальной почве её культуры. Существовали и иные направления, различные по своим формам и участникам. Тем не менее всех их условно можно определить как диссидентов.
Инициатором движения выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», в котором писатели Катаев, Тендряков, Паустовский, Чуковский, балерина Майя Плисецкая, актёры Смоктуновский, Ефремов, академики Арцимович, Сахаров и другие обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина (по крайней мере, именно так были восприняты некоторые заявления Леонида Ильича, сделанные им в 1965-м).
После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа, или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы выполнялись гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.
Этапы деятельности диссидентов
Формирование или период определения пришелся на 1965 год и последующие 7 лет. В это время были сформированы первые группы и кружки, основным инструментом воздействия для которых стало написание писем государственным служащим и политическим деятелям. Первые фонды, позволяющие поддерживать политзаключенных, создавались в этот же период.
В 1969 году появился Инициативный комитет по защите прав человека, который сразу попал под наблюдение КГБ как группировка политически вредная, но к его членам применялись в большинстве случаев профилактические меры или принудительное помещение в психиатрические клиники.
Ослабление движения произошло в 1973 году из-за ареста двух значимых фигур — В. Красина и П. Якира. Во время допроса они подписали документ о сотрудничестве с КГБ, выдали фамилии и адреса многих бывших единомышленников, что повлекло череду арестов, обысков в разных городах страны.
Но уже в следующем году движение диссидентов вышло на международный уровень. Из-за неспособности справиться с разлагающими умы идеями писателей-диссидентов СССР, в список которых входил и Солженицын, большинство несогласных депортировали из страны. К 1976 году уже была сформирована группа, выявляющая нарушения хельсинских соглашений. Для качественного выполнения своей задачи члены группы устанавливали контакт с религиозными, гражданскими и национальными организациями, что позже помогло многим из них стать координаторами.
[править] От поддержки советского строя евреями к его отрицанию
О диссидентах и евреях много места в своей книге «Евреи, диссиденты, еврокоммунисты» отводит политолог и философ С. Г. Кара-Мурза. Он выделяет антисоветизм интеллектуальных лидеров еврейства во второй половине XX века как достаточно труднообъяснимую проблему. Согласно Кара-Мурзе, евреи в основном поддержали перестройку как демонтаж советского строя. В то же время в первой половине XX века многие авторитетные еврейские интеллектуалы выступали в поддержку советского строя: например, Лион Фейхтвангер (написавший в частности книгу «Москва. 1937») или Альберт Эйнштейн. Согласно С. Г. Кара-Мурзе, оснований для подобного поворота на первый взгляд не было, так как «СССР становился все более открытым и терпимым обществом» (если сравнивать эпохи правления Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева).
Вслед за С. Г. Кара-Мурзой феномен отказа еврейства от поддержки большевизма в 1960-х годах отмечает А. И. Солженицын в книге «Двести лет вместе». В качестве причины этого он указывает политику «борьбы с космополитизмом» во времена Сталина, а окончательным катализатором для роста еврейских националистических настроений в СССР — Шестидневную войну (1967 год). В это же время многие евреи получили возможность эмигрировать под предлогом «воссоединения семей».
Михаил Назаров в своей книге «Вождю Третьего Рима» цитирует Г. Костырченко («Тайная политика Сталина»), согласно которому «под влиянием политической либерализации в Советском Союзе с конца 50-х стало вызревать так называемое диссидентское движение, костяк которого составила интеллигенция еврейского происхождения». Назаров говорит, что значительная роль евреев в диссидентском движении объясняется ещё и «огромной политической, информационной и финансовой поддержкой с Запада». В условиях политики разрядки Запад потребовал от СССР разрешить эмиграцию евреев в Израиль, и такое требование было принято, в результате чего евреи стали единственной категорией граждан в СССР, которая могла эмигрировать на Запад. В то же время, разрешение на выезд давали не всем, и те, кто не получал такого разрешения, пополняли ряды так называемых «отказников», также становившихся диссидентами. Одновременно видные советские диссиденты, включая академика Сахарова, активно поддерживали просьбы «отказников» разрешить им выезд за пределы СССР. Требования свободной эмиграции из СССР выдвинуло США, приняв в 1974 году так называемую поправку Джексона-Вэника, которая ввела торговые ограничения по отношению к СССР, поставив их в зависимость от права на эмиграцию. С распадом СССР эта поправка по отношению к России не была отменена до 2012 года несмотря на введение свободы выезда из страны (её действие, правда, регулярно приостанавливалось). 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено Конгрессом США, при том одновременно были введены санкции по «списку Магнитского».
Цели и методы
У представителей различных направлений диссидентства были схожие цели:
- Либерализация политической жизни в СССР.
- Реализация прав и свобод советских граждан.
- Требование соблюдения действующих законов.
- Гласность (отмена цензуры и предоставление деятелям культуры творческой свободы).
- Снятие «железного занавеса».
Основными методами диссидентской деятельности являлись:
- Направление официальным властям «открытых писем» и обращений в защиту политзаключенных или на злободневную тему.
- Издание и распространение и запрещенной властями литературы и информации («самиздат» в Советском Союзе и «тамиздат» за рубежом).
- Организация демонстраций.
- Материальная и моральная помощь лицам, повергнувшимся репрессиям, а также членам их семей.
Борьба с инакомыслием в СССР
У этого движения не было своей организации и прямых руководителей, что осложняло борьбу для властных структур с любыми проявлениями его идейного несогласия и инакодействия. Но в то же время отсутствие такой организованной структуры у диссидентского движения делало его почти «беззубым» и неспособным к активным революционным действиям. Поэтому власть не ощущала никаких прямых угроз для себя, но испытывала от него неприятности разных уровней – от международных до внутрисоюзных.
Прямые посадки оборачивались скандалами и ущемлениями, поэтому в качестве методов борьбы против диссиденcтва широко применяли:
- Профбеседы – общение в КГБ с «проштрафившимся» несогласным
- Увольнение или отчисления – с работы, учебы
- Прослушка либо слежка
- Принудительная госпитализация – психбольницы
Меж тем угрозами и возможностями попасть в заключения власть не только умело манипулировала, запугивая «оступившихся», но и реально пользовалась, отправляя несогласных в лагеря. Правда, по убийственной для человека и общества статье измена Родине прецедентов после Сталина не было.
Наша презентация
Значение инакомыслия и движения диссидентов в СССР
Поскольку данное явление было многонаправленным, то само инакомыслие можно условно разделить на:
- Политическое — акцентировались проблемы несоответствия властных действий букве закона
- Религиозное – проявлялось в «игнорировании» советского атеизма и отстаивании прав верующего
- Культурное – соответственно в различных сферах творчества как несогласие с идеями и средствами их воплощения в литературе, кино и т.д.
Отсюда следует, что и значение движения диссидентов проявилось в итоге больше всего в этих сферах:
- Как политическое – в разработке Конституции уже новой России участвовали люди, прошедшие «школу» несогласия; в сфере наказания – созданы наблюдательные общественные комиссии; созданы правозащитные традиции
- Как культурное – формирование альтернативного советскому миропонимания, подготовка интеллектуального обоснования нового устройства страны
- Как религиозное – открытые возможности для разнообразных верований
С началом перестроечного этапа в СССР диссидентская активность сходит с актуальных позиций ввиду открывшихся возможностей гласного выражения своего несогласия в разных сферах.